Россияне стали активнее интересоваться турами на отдых. Так, по данным сервиса Level.Travel, продающего в онлайне туры от более 20 ведущих туроператоров России, количество поисковых запросов на летний отдых в январе 2017 увеличилось в 3,5 раза.
При этом год назад в январе россияне присматривали себе, в основном, отдых в России – на нашу страну приходилось 34% запросов. Далее шли Греция и Кипр (по 13%), а замыкали пятерку самых востребованных направлений отдыха Абхазия (9%) и Болгария (8%). Сейчас картинка другая: Греция (19%), Турция (16%), Россия (13%), Кипр (10%) Болгария (9%). Греция добавила к своему прошлогоднему показателю по запросам 6%. А Россия потеряла почти две трети «голосов» и отступила на третье место. Возможно, их забрала Турция, которой в прошлом году не было вообще, а сейчас она вернулась сразу на второе место.
Год назад Россия лидировала и в запросах на отдых в феврале-марте (24%), на равных конкурируя с Таиландом (23%). А в нынешнем январе россияне уже чаще искали туры в Таиланд (22,7%) и ОАЭ (11%), подвинув отечественные курорты на третье место (9,2%). Как и в случае с запросами на летний отдых, доля Россия сократилась почти на две трети.
Однако искать тур – еще не значит его купить. И, судя по январским продажам туров на лето сервисом Level.Travel, Россия уступать свое первенство пока не собирается: на нее по-прежнему приходится почти треть всех покупок. На втором-третьем местах расположились Греция и Кипр (по 17%). Для сравнения, год назад тройка самых продаваемых направлений отдыха выглядела так: Россия (72%), Болгария (14%), Хорватия (7%). Россия удержала позицию и в продажах на ближайшие даты, хотя сократила свою долю. Так, 27% проданных в январе туров на февраль-март пришлось именно на Россию (в прошлом году 60%), 23% – на Таиланд (год назад 19%), 7% – на Индию.
В целом, по данным Level.Travel, общее количество проданных в январе летних туров выросло по сравнению с тем же периодом прошлого года в 3,35 раз. Генеральный директор сервиса Дмитрий Малютин видит в этом знак того, что российские туристы приспособились к экономической ситуации и хотят планировать свой отдых заранее, как это делали раньше. «Кроме того, люди научились перераспределять семейные средства в новых реалиях, и у многих в бюджете опять появилась графа «отдых». Этому способствует и относительная стабильность по сравнению с турбулентностью в предыдущий период. Мы видим, что во внешней политике не происходит ничего экстраординарного, а курс валюты не скачет каждый день», – сказал глава Level.Travel.
Интересно, что изменения в приоритетах россиян касаются и уровня размещения. Покупая туры в январе, туристы гораздо реже выбирали для летнего размещения отели 3* (40%), чем в этом же месяце год назад (64%). А отели 5* их интересовали почти в два раза больше – 13% вместо 7% год назад.
Интересно, что россияне почувствовали стабильность до того, как прозвучали – правда, довольно осторожные – заявления соответствующих инстанций на эту тему. Так, в середине февраля о выходе России из жесткого экономического кризиса заявил глава Сбербанка Герман Греф. Это подтвердил и министр экономического развития РФ Максим Орешкин: «Да, на мой взгляд, из жесткого кризиса в 2015 году – начале 2016 года, мы, очевидно, выходим». В свою очередь агентство Moody’s повысило прогноз по кредитному рейтингу России с «негативного» до «стабильного».
Туроператоры также весьма осторожны в своих оценках ситуации на рынке, несмотря на явный всплеск раннего бронирования. «У нас январь-февраль по объему продаж обогнал аналогичный прошлогодний период втрое. При этом зарубежные направления идут с опережением, а российское – на прежнем уровне», – сказал RATA-news директор по продажам компании «Интурист» Сергей Толчин. По его словам, туристы «хеджируют свои риски»: стараются забронировать зарубежные курорты, исходя из нынешнего минимального курса рубля. Кроме того на активность туристов влияют такие факторы, как восстановление доверия к отрасли, политическая стабильность, отложенный спрос. Но это очень хрупкий рост, у него нет экономической поддержки, ведь денег у людей больше не стало, заключает эксперт.
Директор компании Click Voyage Игорь Козлов также призывает не обольщаться. «У нас последняя неделя января была просто рекордной по продажам. Но корректно ли сравнивать нынешний январь с совершенно провальным прошлогодним? А именно таким он был для всех туроператоров. В прошлом году на продажи по раннему бронированию приходилось 5%, а сейчас – 10%. Вот и весь рост! Нынешний всплеск как начался, так и может закончиться. Люди просто используют момент, чтобы успеть оплатить поездку по низкому курсу. Никаких экономических оснований для устойчивого роста нет, средний чек в турбизнесе сохраняет тенденцию к снижению», – пояснил RATA-news г-н Козлов.
Сергей Толчин согласен с коллегой: дальнейшего роста спроса может и не быть, сезон пройдет скромно, спокойно, лишь слегка превысив прошлогодний уровень. Поток не столько вырастет, сколько перераспределится. Более отчетливо контуры лета-2017, скорее всего, проявятся не раньше апреля.
Директор компании «Де Визу» Алексей Лебедь также полагает, что статистики, позволяющей говорить об устойчивом тренде, пока маловато. «Но мы действительно фиксируем возросший спрос, хорошую глубину продаж, в том числе по направлениям, которые были в прошлом году проблемными – Черногория, Болгария, Испания. Возросло число семейных туристов. Видим возвращение тех, кто пробовал организовать отдых самостоятельно и был разочарован», – сказал г-н Лебедь. На рост продаж повлияли все уже названные факторы. «Но курс рубля и экономика – явно неглавные причины. Есть официальные данные, что покупательная способность россиян сейчас на минимуме, так что дело не в деньгах. Просто люди изменили психологическую модель поведения, вернули отдых в число своих приоритетов, перестав откладывать жизнь на потом. И это очень важный показатель», – уверен Алексей Лебедь.
Вряд ли летний сезон будет простым. Один из главных нарушителей спокойствия – Турция. «Россияне соскучились по направлению, а турецкие отельеры хотят вернуть тот турпоток из России, который был до всех неприятностей. Поэтому от сезона можно ожидать лояльного подхода со стороны туроператоров и дисконта от отелей», – считает Дмитрий Малютин.
Сергей Толчин видит в этом определенную угрозу для рынка: «Все туроператоры амбициозны, за прошедшие два года они, как и туристы, «застоялись», а высокие объемы раннего бронирования рождают иллюзии хорошего спроса. В итоге – таких полетных программ, которые заявлены сейчас из регионов, не было даже в более благополучные годы. Скорее всего, они будут скорректированы. А вдруг нет?», – рассуждает собеседник.
В любом случае, по словам экспертов, нынешний сезон уже содержит в себе интригу. После двух лет вынужденного застоя он пройдет под знаком отложенного спроса и завышенных ожиданий. Посмотрим, в какую сторону его развернут столь противоречивые факторы.
Светлана Ставцева, RATA–news