Хабаровским промышленным паркам необходимо максимально разгрузить инвесторов

© Донат Сорокин/ТАСС
© Донат Сорокин/ТАСС

Пять инду­стри­аль­ных пар­ков заре­ги­стри­ро­ва­ны сей­час на тер­ри­то­рии Хаба­ров­ско­го края, четы­ре из них уже запу­ще­ны, но напол­ня­е­мо­сть инфра­струк­тур­ных пло­ща­док пока состав­ля­ет менее 50%. О том, как мож­но уско­рить запуск про­из­вод­ствен­ных про­ек­тов на тер­ри­то­рии инду­стри­аль­ных пар­ков, — в мате­ри­а­ле ТАСС.

В Хаба­ров­ске рабо­та­ют три инду­стри­аль­ных пар­ка — это «Даль­энер­го­маш» на пло­ща­дях одно­имен­но­го заво­да (спе­ци­а­ли­за­ция — маши­но­стро­е­ние, меха­но­об­ра­бот­ка, сбо­роч­ное и сва­роч­ное про­из­вод­ство), Пер­вый про­мыш­лен­ный парк на базе Хаба­ров­ско­го заво­да стро­и­тель­ной кера­ми­ки (про­из­вод­ство стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов) и «Аван­гард» (логи­сти­ка и пище­вое про­из­вод­ство), кото­рый одно­вре­мен­но явля­ет­ся и одной из трех пло­ща­док тер­ри­то­рии опе­ре­жа­ю­ще­го раз­ви­тия «Хаба­ров­ск». В Ком­со­моль­ске-на-Аму­ре два пар­ка — пло­щад­ки ТОР: «Амур­лит­маш» спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на маши­но­стро­и­тель­ном про­из­вод­стве (кра­но­вая, дорож­ная и дру­гая транс­порт­ная тех­ни­ка), а с лета 2017 года нач­нет­ся стро­и­тель­ство пар­ка «Парус» с гото­вы­ми про­из­вод­ствен­ны­ми поме­ще­ни­я­ми для рези­ден­тов.

В четы­рех пар­ках рабо­та­ет 31 рези­дент. При этом запол­ня­е­мо­сть «Аван­гар­да» состав­ля­ет 43,8%, «Даль­энер­го­ма­ша» — 50%, Пер­во­го про­мыш­лен­но­го пар­ка — 30%, «Амур­лит­ма­ша» — 33,5%. В 2016 году управ­ля­ю­щи­ми ком­па­ни­я­ми и рези­ден­та­ми инду­стри­аль­ных пар­ков инве­сти­ро­ва­но 209 млн руб­лей, упла­че­но нало­гов в кон­со­ли­ди­ро­ван­ный бюд­жет края в раз­ме­ре 31,8 млн руб­лей, в феде­раль­ный бюд­жет — 91,8 млн руб­лей. На Даль­нем Восто­ке Хаба­ров­ский край — един­ствен­ный реги­он с инду­стри­аль­ны­ми пар­ка­ми, кото­рые про­шли сер­ти­фи­ка­цию Ассо­ци­а­ции инду­стри­аль­ных пар­ков Рос­сии.

Снижение нагрузки на резидентов

Хаба­ров­ский край при­нял реги­о­наль­ный закон об инду­стри­аль­ных пар­ках в 2015 году, одна­ко преду­смот­рен­ных им мер ока­за­лось недо­ста­точ­но для реаль­но­го финан­си­ро­ва­ния про­ек­тов на инфра­струк­тур­ных про­мыш­лен­ных пло­щад­ках.

«Меха­низм под­держ­ки пар­ков рабо­та­ет не без про­блем. Преж­де все­го необ­хо­ди­мо отме­тить, что про­ек­ты раз­ви­тия инду­стри­аль­ных пар­ков име­ют очень боль­шой срок оку­па­е­мо­сти — 10 лет и более — и низ­кую рен­та­бель­но­сть. Нуж­ны допол­ни­тель­ные сти­му­ли­ру­ю­щие меха­низ­мы под­держ­ки как самих пар­ков, так и их рези­ден­тов», — отме­тил член посто­ян­но­го коми­те­та Зако­но­да­тель­ной думы Хаба­ров­ско­го края по вопро­сам про­мыш­лен­но­сти, пред­при­ни­ма­тель­ства и инфра­струк­ту­ры Петр Бой­чук (в 2015 году он воз­глав­лял этот коми­тет и стал ини­ци­а­то­ром реги­о­наль­но­го зако­на об инду­стри­аль­ных пар­ках, а еще рань­ше воз­глав­лял ГК «Даль­энер­го­маш». — Прим. ТАСС).

По его сло­вам, одной из таких мер могли бы стать льго­ты по реги­о­наль­ным нало­гам на пяти­лет­ний пери­од «под кон­крет­ные про­ек­ты и реаль­ные инве­сти­ции».

«Такие меры уже зало­же­ны зако­на­ми края «О госу­дар­ствен­ной инве­сти­ци­он­ной поли­ти­ке в Хаба­ров­ском крае». Но дея­тель­но­сть про­мыш­лен­ных пар­ков не попа­да­ет под дей­ствие поло­же­ний это­го зако­на в части их под­держ­ки», — доба­вил он.

По оцен­ке пар­ла­мен­та­рия, льго­ты по нало­гам помо­гли бы управ­ля­ю­щим ком­па­ни­ям сни­зить став­ки арен­ды на про­из­вод­ствен­ные поме­ще­ния и создать более бла­го­при­ят­ные усло­вия для рези­ден­тов. Он ука­зал и на нера­вен­ство уров­ня госу­дар­ствен­ной под­держ­ки. «Пар­ки, рас­по­ло­жен­ные на тер­ри­то­ри­ях опе­ре­жа­ю­ще­го раз­ви­тия, льго­ты и пре­фе­рен­ции полу­ча­ют, а пар­ки, кото­рые рабо­та­ют вне таких тер­ри­то­рий, эти­ми вида­ми под­держ­ки не поль­зу­ют­ся, поэто­му и раз­ви­вать свой биз­нес рези­ден­там слож­нее. Что­бы в Хаба­ров­ском крае раз­ви­ва­лось про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство в пар­ках, нуж­ны допол­ни­тель­ные меры под­держ­ки», — отме­тил он.

От субсидий Минэкономразвития к поддержке Минпромторга

В 2017 году Хаба­ров­ский край не полу­чит суб­си­дий на раз­ви­тие инду­стри­аль­ных пар­ков по линии Минэко­но­мраз­ви­тия РФ. По сло­вам заме­сти­те­ля мини­стра инве­сти­ци­он­ной и земель­но-иму­ще­ствен­ной поли­ти­ки края Алек­сея Чепур­ных, это свя­за­но с сек­ве­сти­ро­ва­ни­ем сред­ств на под­держ­ку мало­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ства, в том числе инду­стри­аль­ных пар­ков. Если ранее на суб­си­дии могли рас­счи­ты­вать 12 про­ек­тов от Хаба­ров­ско­го края, то в 2017 году день­ги полу­чат толь­ко пять.

Как сооб­щил испол­ни­тель­ный дирек­тор инду­стри­аль­но­го пар­ка «Аван­гард» Денис Грось (в 2015–2016 годах полу­чил суб­си­дию на стро­и­тель­ство газо­про­во­да. — Прим. ТАСС), «част­ные инду­стри­аль­ные пар­ки в свя­зи с этим были исклю­че­ны из мер под­держ­ки». «Част­ный про­ект, кото­рый не смо­жет взле­теть без мер госу­дар­ствен­ной под­держ­ки, луч­ше не начи­нать. В целом нуж­но помень­ше настра­и­вать­ся на ижди­вен­че­ские настро­е­ния и боль­ше рас­счи­ты­вать на себя», — доба­вил он.

Новым источ­ни­ком феде­раль­но­го финан­си­ро­ва­ния для инду­стри­аль­ных пар­ков могут стать меха­низ­мы раз­ви­тия, кото­рые пред­ла­га­ет Мин­пром­торг Рос­сии. Как сооб­щил на пле­нар­ном засе­да­нии выезд­ной ста­жи­ров­ки для орга­нов вла­сти реги­о­нов Даль­не­го Восто­ка дирек­тор депар­та­мен­та реги­о­наль­ной про­мыш­лен­ной поли­ти­ки Мини­стер­ства про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли РФ, в 2017 году пла­ни­ру­ет­ся напра­вить 4,5 млрд руб­лей на под­держ­ку инду­стри­аль­ных пар­ков в реги­о­нах, в том числе на про­ек­ты по про­из­вод­ству дета­лей и ком­плек­ту­ю­щих для круп­ных маши­но­стро­и­тель­ных заво­дов.

«Хаба­ров­ский край будет при­вле­кать сред­ства в рам­ках про­грам­мы мини­стер­ства по под­держ­ке про­ек­тов по импор­то­за­ме­ще­нию в инду­стри­аль­ных пар­ках. Это может быть созда­ние цен­тра по про­из­вод­ству ком­по­зит­ных мате­ри­а­лов для Хаба­ров­ско­го и Амур­ско­го судо­стро­и­тель­ных заво­дов, про­из­вод­ство инстру­мен­тов для нужд авиа­стро­е­ния в ТОР «Ком­со­моль­ск», — ска­зал гла­ва реги­о­на Вяче­слав Шпорт.

В свою оче­редь, пер­вый заме­сти­тель пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства края по вопро­сам инве­сти­ций и при­о­ри­тет­ных про­ек­тов Юрий Чай­ка отме­тил, что для раз­ви­тия инду­стри­аль­ных пар­ков необ­хо­ди­мо исполь­зо­вать три моде­ли финан­си­ро­ва­ния. На грин­филд-пло­щад­ках долж­ны стро­ить­ся гото­вые про­из­вод­ствен­ные поме­ще­ния, они могут стро­ить­ся сами­ми инве­сто­ра­ми на соб­ствен­ные сред­ства, по лизин­го­вой схе­ме с суб­си­ди­ро­ва­ни­ем пла­те­жей из бюд­же­та реги­о­на или при пря­мом уча­стии в стро­и­тель­стве инсти­ту­тов раз­ви­тия, к при­ме­ру Кор­по­ра­ции по раз­ви­тию Даль­не­го Восто­ка. По его сло­вам, пра­во на реа­ли­за­цию полу­чит та модель, кото­рая «по мак­си­му­му раз­гру­зит инве­сто­ра».

Сер­гей Мин­га­зов, Хаба­ров­ск