Если предупреждение об отсутствии мобильной связи вызывает чувство радости, а не тревоги, то самое время паковать чемоданы и отправляться в путешествие на Алтай. Корреспондент RATA NEWS рассказывает о своей поездке по приглашению туроператора ANEX Tour.
Екатерина Веллинг, специально для RATA–news
Фото автора
Алтай: перезагрузка
В сторону гор. Та самая красота Алтая, о которой слышали более или менее все, начинается вдали от крупных городов. Барнаул, куда ежедневно приземляются три рейса из Москвы, служит лишь первой отправной точкой на маршруте. Какой будет вторая, напрямую зависит от фантазии и ресурсов.
Объять необъятное за один присест действительно невозможно. Да и не нужно. Но если душа тянется в горы, туда, где точат камни шумные реки и где в воздух поднимают пыль табуны диких лошадей, то самое место для такого путешествия – Республика Алтай.
Далеко не все в Москве знают, что это не то же самое, что Алтайский край, хотя фактически два региона всегда были единым целым. Меж тем, краевую столицу (Барнаул) и республиканскую (Горно-Алтайск) разделяют почти 300 км, и некоторые отрезки этой трассы мало с чем могут сравниться по своей красоте.
Чуйский тракт – так называется эта дорога федерального значения протяженностью почти тысячу километров – тянется от Новосибирска до границы с Монголией. Чтобы попасть в Горный (так часто называют Республику), надо двигаться на юго-восток от Барнаула, в сторону Бийска. Понятное дело, никакой границы между регионами нет, а условную линию можно провести там, где начинает меняться ландшафт.
Вдоль Катуни, реки мощной и быстрой, разбросаны сотни туристических баз, летом забитых под завязку. Среди объектов размещения можно найти и крошечные домики с удобствами на улице, и добротные срубы, к обстановке которых не придраться. Самым комфортабельным в этих краях считается парк-отель «Ая», стоящий на берегу одноименного озера: путь до него от Барнаула занимает примерно четыре часа. Уже находясь на месте, можно спокойно спланировать свой дальнейший маршрут.
Ты неси меня, Катунь… Первый, самый близкий к «Ае», а потому очевидный пункт на карте – туристический комплекс, который называется «Бирюзовая Катунь». Его посещение послужит щадящей акклиматизацией для тех, кому сложно быстро перейти из состояния городского невротика в состояние человека, радующегося единению с природой.
Официально это место называется «особой экономической зоной», но для туристов важно другое: за последнее десятилетие с небольшим здесь были созданы все условия для активного и комфортного отдыха. Инфраструктура органично вписалась в первозданный ландшафт, так что «Бирюзовая Катунь» в этом смысле – редкое для наших широт сочетание цивилизации и природы.
А природа здесь именно такая, какую большинство путешественников ожидают увидеть на Алтае: могучая река и горы, покрытые густыми хвойными лесами…
Название туристического комплекса – не поэтическое преувеличение: осенью воды Катуни действительно становятся бирюзовыми. Цвет ярче зимой, а вот весной и летом, когда река пополняется за счет дождей и талых вод, она окрашивается в привычный серо-зеленый цвет.
Главная природная достопримечательность «Бирюзовой Катуни», помимо, собственно, реки, – это Тавдинские пещеры. Их еще называют Талдинскими – оба варианта считаются правильными. На лестнице, ведущей к главному входу в пещеры, предусмотрены небольшие площадки, где можно перевести дух и потискать местных котов, которые неотступно следуют за всеми гостями.
Внутри массива – огромная система гротов и пещерных ходов, но туристов пускают лишь на небольшое расстояние. Впрочем, этого вполне хватает, чтобы оценить мрачноватую прелесть скальных помещений, в которых живет местный добрый дух, – камень, похожий на бородатого гнома.
Пещеры спелеологами давно изучены и опасности для туристов не представляют. Правда, надо быть готовым к тому, что в некоторых из них передвигаться придется гуськом, согнувшись с три погибели.
Маршрутов по пещерам существует несколько, в том числе с выходом на смотровую площадку. С нее открывается открыточный вид на долину Катуни и другой ближайший природный памятник – Тавдинскую карстовую арку, или Арку желаний.
К арке можно прикоснуться, чтобы зарядиться энергией и загадать заветное желание. Желание сбудется только в том случае, если обойти арку три раза против часовой стрелки. Или шесть раз. Или девять. Дело в том, что для алтайцев, коренного народа Горного Алтая, цифра «три» является сакральной.
Главная беда алтайских пещер – и не только Тавдинских – надписи. «Здесь был Вася», «Оля + Петя = любовь» и прочие художества, написанные баллончиками, невозможно уродуют горную породу, но активистов, закрашивающих надписи подходящей краской, по-прежнему меньше современных «первобытных людей».
Олег Кардаков, один из самых известных гидов по Горному Алтаю, призывает этих персонажей, впрочем, не ругать, а пожалеть: «Потому что они чувствуют свою ничтожность и никчемность, пытаясь поцарапать вечность».
Еще одна беда – ленточки, которые туристы привязывают везде, где придется, особо не вникая в обычаи коренного населения. И ладно бы чистую ленточку: в ход идет все – от гигиенических салфеток до носков. Борьба с этой напастью пока тоже очевидных результатов не принесла.
Укуси меня пчела. Экскурсии в древний мир, заселенный людьми еще в каменном веке, в «Бирюзовой Катуни» гармонично сочетается с активным отдыхом. Здесь организуют и сплавы любого уровня сложности, и традиционные для Алтая конные прогулки. И рыбалку: в Катуни водится и хариус, и таймень, и налим.
И куда же без знаменитого алтайского меда. Недалеко от въезда в комплекс, на склоне невысокой горы, расположена пасека, лицо которой – Вячеслав «Укуси меня пчела» Колесников, крупный, улыбчивый и бесконечно влюбленный в дело, которым занимается всю жизнь.
Визитная карточка пасечника или, как его еще называют, Славы Медовухи – поедание пчел. На глазах у изумленной публики он съедает пчелку, перед этим попросив у нее прощения, чем приводит в восторг и благоговейный трепет даже школьников, которые обычно шумны и непоседливы. Пасека у Вячеслава образцово-показательная: повсюду аккуратные дорожки, красивые скамейки и нарядно окрашенные ульи.
Пчелы здесь живут трудолюбивые и в общем незлобные, называются «карпатками»: надо сильно постараться, чтобы пчела этой породы укусила того, кто пытается ее раздразнить. Жужжащие насекомые роятся вокруг гостей и позволяют фотографировать себя крупным планом.
Вячеслав увлекательно рассказывает о пчеловодстве, знакомит с жизнью пчел и, конечно, предлагает на пробу различные сорта меда и медовухи. Здесь же можно мед купить, как и другие полезные продукты.
А еще на пасеке оказывают услуги оздоровительного характера. Самая популярная – «Сон на пчелах». Опасности процедура не представляет, даже наоборот – такой сон для организма считается со всех сторон благотворным.
Лежанки устраивают по периметру стен. Вибрации тысяч пчел, монотонный гул и насыщенный ароматом меда воздух – все это благоприятно влияет на организм в целом и на сон в частности. Туристы, желающие вздремнуть на ульях, делают это бесплатно – денег за сеансы пасека не берет.
Алтай-папа
За мотивацией для поездки на Алтай далеко ходить не надо: всепоглощающая сила единения с природой здесь – не просто слова.
Пошаманим? Христианство, буддизм, шаманизм… Алтай издавна считается местом концентрации самых разных религий. Поклонники Николая Рериха, эзотерики, йоги и прочие им сочувствующие приезжают сюда, чтобы помедитировать, принять участие в магических практиках и зарядиться энергией особого свойства. Даже самые скептически настроенные граждане – и те проникаются: от шутливого настроения и привычного задора спустя пару часов, проведенных в этих местах, не остается и следа. Внимательно слушая очередную историю про очередного шамана, туристы послушно выполняют указания гида и не заходят туда, куда не следует: например, в места шаманских захоронений.
Скала, которая считается одной из самых известных и мощных по энергетике на Чемальском тракте, так и называется – Скала шамана. По преданию, там в пещере тысячу лет жил алтайский шаман, дух которого обитает по сей день. По свидетельству очевидцев, в темные грозовые ночи в глубине пещеры возникает загадочное свечение. Шуметь и громко разговаривать здесь нельзя – можно потревожить и без того беспокойных духов.
Неподалеку от пещеры расположено еще одно не менее загадочное место – огромная черная скала с плоской вершиной. Очень давно здесь находилось древнее святилище, где алтайские шаманы собирались на совместные камлания. Если внимательно присмотреться, то в нижней части скалы можно увидеть петроглифы с изображением сцен охоты.
Акустика здесь удивительная: если встать в определенном месте и хлопнуть в ладоши, то эхо долетит до источника звука с большой задержкой – как будто скала находится очень далеко. А если встать к скале спиной, то можно расслышать даже шепот человека, стоящего в отдалении.
Городской скепсис выветрить, конечно, непросто, но энергетика этих мест никого так просто не отпускает: со временем сам начинаешь верить во все легенды и предания.
Особенно в те, которые рассказывают, что в горах, помимо алтайских шаманов, обитают и другие представители коренного населения. Речь об алпысах (ударение на «ы»), или духах гор. Между собой они общаются с помощью телепатии, а по внешнему виду, говорят, похожи на йети. Алтайцы и алпысы живут вместе на протяжении тысячелетий относительно мирно, имея нечто вроде договора о ненападении. О том, что рядом находится алпыс, становится понятно по поведению собак: те буквально заходятся лаем.
У реки два берега. Длина Чемальского тракта всего 90 км, но здешней красоты хватит на многие сотни. Это особая климатическая зона, осадков здесь выпадает значительно меньше, чем в других районах Горного Алтая. После села Чемал, где находятся последние оплоты цивилизации в виде магазина, аптеки и отделения Сбербанка, мобильная связь постепенно пропадает, а асфальт превращается в гальку.
Село Еланда находится примерно в 20 км от Чемала, и в целом оно не отличалось бы от сотен других, если бы не знаменитые Еландинские пороги.
Катунь в этих местах оглушает: и мощью воды, за непрекращающимся гулом которой едва можно различить людские голоса, и красотой исполинских гор.
Ближе к концу тракта от него отходит дорога, ведущая в село Ороктой через Ороктойский мост. Мост – еще одна, на этот раз рукотворная достопримечательность этих мест. Наводнение 2014 года снесло почти все мосты, соединяющие берега Катуни, но этот один из немногих, которые устояли.
Мост уникальной конструкции ожидаемо входит в большинство экскурсионных маршрутов по Горному Алтаю – как автобусных, так и водных. Несмотря на кажущуюся опасной подвижность – он начинает ходить ходуном, стоит человеку на нем немного попрыгать, мост в состоянии выдерживать и КАМАЗы, и многотонные фуры с грузом.
Наверное, вид, открывающийся с этого моста, и есть сбывшаяся мечта об Алтае: на горизонте – белые вершины, ближе – поросшие темным лесом горы, внизу течет бурная и невероятно широкая для горной реки Катунь, продираясь сквозь острые скалы…
Уже на обратном пути туристы останавливаются в ущелье Арья-Ярык (оно же – Сухой водопад или Водопад тысячи душ). Миллионы лет сюда не заглядывало солнце, и если присмотреться, то на его стенах можно увидеть множество лиц.
Загадочной притягательностью этого места в свое время удачно воспользовались ребята из Новосибирска, которые организовали здесь экстрим-парк с тарзанкой, маршрутами по отвесным скалам и прочими радостями жизни, включая авторские сувениры ручной работы.
Алтай: всё настоящее
В качестве лечебной терапии поездку на Алтай вполне можно прописывать всем, кто задыхается от пластиковой жизни мегаполисов. Ведь вместо стекла и бетона здесь – сила самой земли.
Не просто трава. Районов в Алтайском крае почти шестьдесят, и все чем-нибудь да известны, особенно когда дело касается еды. В предгорьях Алтая, например, есть место, запомнить адрес которого могут даже те, кто жалуется на проблемы с памятью: Алтайский край, Алтайский район, село Алтайское. Именно здесь находится комплекс «Алтайское Холмогорье», которое в официальных брошюрах носит поэтичное имя «долина семейного отдыха».
Проект вырос на базе предприятия «Вистерра», которое занимается переработкой растительного сырья в полезные для здоровья экстракты. К слову, из двух тысяч растений на Алтае лекарственными считаются больше половины. На «Вистерре» перерабатывают не только травы, а вообще «все, что плохо лежит»: корни, листья, кору, хвою, грибы, торф, лечебные грязи и панты марала.
Эта полезная для здоровья нации мысль пришла в свое время группе ученых из Томска: в 2000 году Алтайский район сдал им в аренду первый участок земли. За плечами у томского десанта оказался внушительный опыт работы во всевозможных НИИ, а также на предприятиях военно-промышленного комплекса – люди от науки определенно знали, как и что нужно делать.
Истории производства экстрактов посвящены целые научные трактаты – настолько интересная и большая это тема. Однако туристов это редко интересует – им бы вкусно поесть, искупаться, да на животных посмотреть. Всего этого в «Алтайском Холмогорье» в избытке. Дендрарий и питомник декоративных и плодово-ягодных растений считаются лучшими в Сибири. Ранней весной здесь можно застать даже цветение миндаля.
Тут же продаются разные саженцы, а экскурсоводы терпеливо объясняют, как надо ухаживать за растениями. В павильоне «Дары Алтая» продается все, что производит «Вистерра», и лучшее из того, что производят другие компании, занимающиеся оздоровительной продукцией. Надо ли говорить, что многие из них берут за основу именно вистерровские экстракты. В магазине хочется купить все и сразу: почему-то именно здесь отчаянно веришь в то, что никакая хворь тебя не возьмет – стоит лишь выпить заветного зелья.
Что касается «искупаться», то на территории комплекса есть два искусственных пруда, а также контактный зоопарк. И ресторан, неожиданно предлагающий блюда, достойные мишленовских звезд, – недаром за «Холмогорьем» уже давно закрепилась репутация центра гастрономического туризма.
Традиционный борщ с хлебом на закваске по старорусским рецептам, вареники на крапивном тесте с начинкой из запеченного картофеля под соусом из холмогорских трав, плов с алтайской бараниной, приготовленный на открытом огне, блины с домашним яйцом и топленым сливочным маслицем, таежный взвар на основе облепихи или пихтовый лимонад – стоимость здешнего обеда обычно не превышает 1000 рублей.
К слову, ежегодно в конце июня в «Холмогорье» проводится международный гастрономический фестиваль «АХ! Фест»: в 2016 году на конкурсе Russian Event Awards комплекс был назван лучшей в регионе площадкой для проведения событийных мероприятий.
Пока в «Алтайское Холмогорье» приезжают около 40 тысяч туристов за сезон – и организованных, и самостоятельных. Благо что расстояния даже по столичным меркам небольшие: комплекс находится в 90 км от Бийска и в 250-ти – от Барнаула. В качестве вишенки на торте гостям показывают номер с настоящей среднеазиатской коброй, которую зовут Бакс. Заклинатель кобр Денис развенчивает мифы о змеях играючи: то держа кобру за хвост, то целуя ее в макушку. 80% летальных исходов от укуса этого зверя, похоже, нисколько его не смущают.
Те же, кого подобное представление приводит в ужас, могут подняться на второй этаж, чтобы ознакомиться с экспозицией небольшого, но уютного музея чая.
На воды. От самого известного курорта Алтайского края – Белокурихи – «Холмогорье» отделяют примерно 50 км. Чистый горный воздух этого места сравним с атмосферой швейцарского Давоса, который по количеству аэроионов Белокурихе все-таки проигрывает.
Климат здесь хоть и северный, но комфортный: по числу солнечных дней Белокуриха, единственный за Уралом курорт федерального значения, приближается к здравницам Кавказа и Крыма. И наконец, город славится своими минеральными источниками, на которых и был построен в 20-х годах XX века.
Расцвет тогда еще поселка пришелся на 60–80-е годы и связан с именем Ефима Павловича Славского, государственного и партийного деятеля, специалиста в области цветной металлургии и руководителя советской атомной промышленности. Это благодаря его усилиям курорт получил значительную поддержку. Памятник Славскому теперь стоит рядом с санаторием «Белокуриха».
Что касается лечебных факторов, то это, прежде всего, минеральные и термальные источники. Местные воды называются «слабоминерализованными кремнистыми фторсодержащими сульфатно-гидрокарбонатными натриевыми». Они обладают противовоспалительным успокаивающим действием и улучшают кровообращение. На небольшой территории городка работает десяток здравниц, использующих воды по прямому назначению: ванны, бассейны, души, бани, сауны, гидромассаж… Самыми крупными санаториями считаются «Белокуриха», «Россия» и «Алтай-West».
Белокуриха хоть и лежит вдали от традиционных туристических маршрутов, но тоже может предложить много чего интересного. Одна из самых известных местных достопримечательностей – скала Четыре брата, до которой от курортной зоны можно дойти пешком или доехать на квадроцикле. О возникновении?скалы повествует легенда, которую гиды с удовольствием рассказывают всем вновь прибывшим – но даже не особо вслушиваясь в рассказ, ощущаешь всю силу этого места. Особой атмосферы повествованию может добавить снег, неожиданно выпавший в середине мая: в последние годы такая картина не редкость.
Совсем недалеко от Четырех братьев находится относящаяся к санаторию «Россия» таежная заимка «Лесная сказка». Это правда сказка и правда лесная: более подходящего места для отдыха не сыскать.
Домики разной степени комфортности, рядом горная речка, небольшая, но быстрая и звонкая. Живописное озеро. Банька, после которой можно окунуться и в речку, и в озеро.
Как и положено заимке, есть чучела животных – не страшных и не повсюду. Есть индюк Гоша, встречающий гостей зычным корканьем. Ресторан, в котором подают свежую рыбу, грузди в сметане, сладкие пироги и настойки на сибирских ягодах. Все алтайские богатства в одном флаконе.
Но каким бы хлебосольным ни был Алтайский край, главным его богатством были и остаются люди, искренне любящие свою землю. На родине Шукшина и Титова, Рождественского и Калашникова сплошь и рядом живут богачи: почти у каждого в сердце сундучок с тем, что дороже золота. Алтай? Конечно, дальше, чем Европа. Но ближе, чем кажется.