Футбольная лихорадка официально закончилась — как будто подошел к концу невероятно длинный праздник и наступили трудовые будни. Насколько серыми они будут, зависит исключительно от нас самих. Ведь праздник — это прежде всего настроение.
Мундиаль по праву можно назвать одним из центральных спортивных событий этого века, недаром президент FIFA Джанни Инфантино назвал его лучшим в истории. Но его значение для России и мира выходит за рамки футбольных сенсаций.
Из России с любовью
Наверное, ни одно событие за последние 30 лет, включая Олимпиаду, не привлекало такого внимания иностранцев к нашей стране. Может, все дело в географии: футбольных болельщиков встречали по всей стране, и яркие краски выплеснулись не только в Москве и Санкт-Петербурге. Может, в общем настроении. Везде, где появлялись фанаты, гудели вувузелы, звенели песни и пиво лилось рекой. Веселились все, даже далекие от футбола люди.
Россия показала себя открытой гостеприимной страной, населенной дружелюбными людьми. Конечно, не обошлось без эксцессов: случаев воровства, заламывающих цены таксистов и пошлых шуток над девушками. Но чего не было точно — обещанной некоторыми западными СМИ агрессии и массовых драк между российскими хулиганами и гостями чемпионата.
Для многих иностранцев доброта и готовность помочь со стороны россиян стали культурным шоком. Об этом эмоционально рассказал английский подросток-блогер Тео Огден, выразив чувства тысяч британцев, с глаз которых сползла медийная антироссийская пелена.
Карнавал, который всегда с нами
Если для приезжих главным уроком стало не доверять навязанной пропагандой картинке, то для самих россиян главное открытие — широта и открытость нашей собственной улыбки. Что греха таить, россиянам еще далеко до бразильцев в умении радоваться не в узком кругу семьи, а на улицах, в парках и фан-зонах родного города. У нас не принято вести себя эмоционально «при чужих людях» — бесстрастное, даже мрачное, выражение лица словно щит закрывает от внешнего мира.
Это не черта национального характера — скорее, наследие тяжелых лет перестройки, реформ 90-х и других радикальных сломов общества, в которых принято больше выживать, чем жить. Мундиаль сыграл роль приглашения в собственную страну, где, оказывается, есть столько всего интересного — от стадионов до музеев и памятников. Потребовалось много лет после падения Советского Союза, чтобы Россия отстроилась заново, а граждане научились новым правилам игры. Кажется, справились.
Да, праздник закончился, оставив многие проблемы нерешенными. Но теперь появилась уверенность, что с ними можно справиться. Россия — не рай на Земле, но страна, где можно жить, растить детей и радоваться жизни не хуже, чем на легендарном карнавале в Рио-де-Жанейро.