15 мая Крымский мост отмечает День рождения. Ровно 2 года назад состоялась Церемония открытия его автодорожной части – Керченский и Таманский полуострова, наконец, соединились. Стройка века – так прозвали возведение моста в народе. Длилось оно чуть более 2 лет – на полгода меньше, чем было предусмотрено госконтрактом. Как шло строительство одного из главных символов воссоединения полуострова с Россией, и какую роль Крымский мост играет в жизни страны сейчас – в следующем материале.
2 года назад Крымский мост соединил полуостров с материковой частью страны. Настоящая гордость отечественного мостостроения – 17 километров дорожного полотна пролегли над Керченским проливом. Крымский мост общей протяженностью в 19 километров – самый длинный в Европе. А еще это, пожалуй, один из самых ожидаемых инфраструктурных объектов. 260 тысяч тонн металлоконструкций между Керченским и Таманским полуостровами стали одним из главных символов воссоединения Крыма с Россией, объединили семьи, живущие по разные стороны пролива, привлекли тысячи туристов и сотни предпринимателей на Крымский полуостров.
«У меня очень много родственников работают на мосту. Я действительно под впечатлением, когда сюда приезжаю. У меня очень много друзей в Москве, все спрашивают, интересуются: что там, как, а мост строится или нет?»
«Гордость, конечно. Тем более, когда твои родственники работают на мосту – это приятно. Это войдет в историю, и я своим детям, внукам буду рассказывать, как тут все происходило».
Возводили Крымский мост всей страной. По данным специально созданного для такой масштабной стройки информационного центра, строительство обеспечивали 180 различных компаний со всей России. Среди них как известные строительные организации и профильные заводы, специализирующиеся на производстве металлоконструкций для мостов, так и предприятия среднего и малого бизнеса. На объекте трудилась команда из 15 тысяч инженеров и рабочих со всей страны. Работа велась 24 часа в сутки. В стройке века приняли участие и представители молодого поколения. Студенты профильных вузов страны в составе стройотрядов приезжали на стройплощадки Крымского моста, чтобы пройти летнюю практику и получить бесценный опыт.
НИКОЛАЙ ВОЛКОВ, студент Российского университета транспорта: «Здесь технологии используются. Которые вряд ли есть на других стройках, так ещё и люди со всей России собраны – кадры самые лучшие. Так что этот опыт смело можно назвать бесценным».
Технологии, и правда, здесь использовали передовые. В сочетании со знаниями лучших специалистов это позволило возвести Крымский мост в рекордные сроки – всего за 27 месяцев. Работы начались в феврале 2016-го. И уже в апреле на острове Тузла была готова первая из 595 опор – для автодорожной части моста.
ЮРИЙ САФОНОВ, главный инженер ФКУ Упрдор «Тамань»: «Высота этой опоры небольшая – 3 метра. Вместе с пролетным строением она поднимет мост над сушей примерно на 7 метров. По мере продвижения к акватории высота опор будет расти. Дорога плавно поднимется и достигнет максимальной отметки над судоходным каналом. Там высота над зеркалом воды составит уже 35 метров».
Максимальная высота в 35 метров была выбрана не случайно. Это позволило обеспечить безопасный проход крупногабаритных судов, курсирующих из Черного моря в Азовское и обратно. Подобных мощных опор было установлено две. На них легла, пожалуй, самая красивая часть Крымского моста – судоходные арочные пролеты. На протяжении 12 месяцев их собирали на керченском берегу, а затем с помощью специальной конструкции из четырех понтонов, построенной на «Севморзаводе» в Севастополе, переправили к фарватеру. 29 августа 2017 года под аркой Крымского моста прошло первое судно. Арки стали визитной карточкой всего строения – на их фоне люди мечтают сделать фото на берегу и засматриваются на иллюминацию арок, проезжая под ними ночью.
Многие работы по сооружению моста велись параллельно. Пока одна бригада строителей продолжала работу над возведением опор в водах Керченского пролива, другая, на таманском берегу, уже начала соединять их пролетами. Эти части моста, как и арки, собирали на суше, а затем надвигали над акваторией по скользящим направляющим с помощью мощных домкратов. В результате, над водной гладью протянулась нить металлоконструкций общим весом более 100 тысяч тонн.
ЛЕОНИД РЫЖЕНЬКИН, заместитель гендиректора по инфраструктурным проектам ООО «Стройгазмонтаж»: «2017 год – самый сложный год строительства, но он и самый интересный, потому что в этот год мы выполнили самые сложные технологические операции. Это установка арочных пролетных строений на фарватерном участке – 2 арки по 6 тысяч тонн каждая. Работы выполнены в августе и октябре этого года. Это надвижка пролетных строений общим весом больше 100 тысяч тонн металлоконструкций. Тоже успешно справились с этой работой. Теперь нам уже финишные работы предстоят в 2018 году по автодороге».
Следующим этапом дорожникам предстояло «одеть» Крымский мост в асфальтобетон и подготовить его к началу движения автомобилей. Чтобы дорожное полотно выдержало предстоящую огромную нагрузку и не начало рассыпаться после первого же сезона работы, в строительной лаборатории специалисты разработали уникальный состав дорожного покрытия. Асфальтобетон производили на мобильных заводах, развернутых по обоим берегам Керченского пролива. Укладывали его в два этапа – первый слой в 5 сантиметров, а после технологического перерыва в несколько дней – второй – в 6 сантиметров.
В конце апреля 2018 года укладку асфальта на Крымском мосту закончили. До завершения одной из самых масштабных строек в стране оставалось несколько недель. Строители и дорожники приступили к нанесению разметки, установке дорожных знаков и налаживанию автоматизированной системы управления дорожным движением.
И вот, 15 мая, на полгода раньше предусмотренного госконтрактом срока, автодорожная часть самого длинного Европе моста была торжественно открыта – настоящий праздник для миллионов россиян по обе стороны Керченского пролива. На Церемонию открытия приехал Президент России Владимир Путин. Во главе колонны строительной техники он первым, за рулем КамАЗа, проехал по мосту, а после – поздравил строителей с завершением столь важного для всей страны проекта.
16 мая, на рассвете, движение по Крымскому мосту было официально открыто для автомобилистов. По обе стороны Керченского пролива люди с самой ночи выстраивались в очередь, чтобы стать первыми из тех, кто проедет по новой дороге. В 5:30 автомобильные колонны отправились из Керчи и Тамани навстречу друг другу. На судоходной арке они встретились. Водители приветствовали друг друга протяжными гудками.
Новый автомобильный путь по Крымскому мосту стал пользоваться популярностью с первого же дня. Уже через полгода трафик по Крымскому мосту побил двухлетний рекорд Керченской паромной переправы, с помощью которой до появления моста можно было добраться на полуостров с материковой части России. За 2016 и 2017 годы паромом, в общем, воспользовались владельцы 3 миллионов 17 тысяч транспортных средств. По мосту же, за 7,5 месяцев его существования, проехало на сотни тысяч больше – 3,5 миллиона автомобилей. Согласно исследованию Левада-центра, 47% опрошенных россиян назвали открытие Крымского моста главным событием года.
Однако с завершением строительства автодорожной части работа по сооружению моста не закончилась. Практически сразу же строители приступили к возведению железнодорожной части. Она должна была вновь связать полуостров с Россией железнодорожным сообщением, которое оборвалось в 2014 году. Спустя 47 месяцев со старта строительства моста – точно в срок, открылась и эта часть перехода через Керченский пролив.
Билеты на первый поезд «Санкт-Петербург – Севастополь» стали самыми ожидаемыми в 2019 году. В первые сутки продажи двигались со скоростью 3 билета в минуту. Строительство Крымского моста – одного из самых амбициозных проектов мостостроения было официально завершено в декабре 2019-го.
ВЛАДИМИР ПУТИН, Президент Российской федерации: «У нас сегодня с вами приятное и очень важное событие. Оно важно и для Крыма, и для Севастополя, и для всего юга России, и для всей нашей страны. Потому что, безусловно, такие объекты инфраструктурного характера, как такой грандиозный мост, который вы построили, будет влиять на всю экономику».
За время строительства, а затем – двух лет работы, Крымский мост стал вдохновением для множества людей: кого-то подвиг к долгожданным путешествиям на полуостров, кого-то – к новым творческим и бизнес-проектам. В сентябре 2018 года на экраны кинотеатров вышел художественный фильм «Крымский мост. Сделано с любовью!» События в романтической комедии развиваются на фоне грандиозной стройки в Керченском проливе.
ТИГРАН КЕОСАЯН, режиссер фильма «Крымский мост. Сделано с любовью!»: «Огромное спасибо тем, кто отвечает за строительство, которые разрешили, пустили к себе кинематографистов и предоставили нам все возможности для того, чтобы мы снимали. Я говорю это абсолютно искренне, а не потому, что формально надо говорить: «Спасибо». Знаете, когда арку поставили, каждый член группы, мы прям снимали напротив арки, и каждый член группы смотрел и говорил: «Блин, такая гордость, такая гордость!»
В ноябре 2018 года была презентована новая почтовая марка с изображением Крымского моста. А позже, к пятой годовщине воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, величественное сооружение изобразили на пятирублевых памятных монетах.
К запуску железнодорожного движения через Керченский пролив в конце 2019 года ведущие винодельни Крыма и Кубани выпустили коллекционные вина «Крымский мост». Его произвели из урожая 2015 года, когда только начиналась реализация инфраструктурного проекта.
ЯНИНА ПАВЛЕНКО, генеральный директор производственно-аграрного объединения «Массандра»: «Мы выпустили наши две известные марки вина, заложенные в 2015 году. Это «Херес» – мы ассоциируем его, что он такой же крепкий, как наш Крымский мост, такой же выдержанный. И «Мускат белый Красного камня» – это наша изюминка, которая славится уже более чем 70 лет. И он такой же сладкий, как послевкусие от этой новости – от полного запуска Крымского моста».
В 2020-м Крымский мост празднует двухлетие открытия его автодорожной части – совсем небольшой срок для такого монументального сооружения, построенного на века. Но и за это время мост успел стать одним из основных символов как Крымского полуострова, так и исторических событий 2014 года. Очертания моста знакомы, пожалуй, жителям всей страны.
По данным инфоцентра Крымского моста, дорогой, протянувшейся над Керченским проливом, за время её существования воспользовались 9,5 млн автомобилистов. Это почти в два раза больше, чем перевезла Керченская паромная переправа с 2015 года. По подсчетам экспертов, за 2 года автомобилисты, которые предпочли бесплатный проезд по мосту вместо платной паромной переправы, сэкономили 35 млрд рублей.
КАЙРАТ ТУРСУНБЕКОВ, начальник ФКУ Упрдор «Тамань»: «Все это время Крымский мост работал в штатном режиме, несмотря на сложные климатические условия – особенно в зимний период. В службе содержания и эксплуатации работают более 150 человек и 60 единиц специализированной дорожной техники. Отлично справляется и автоматизированная система управления дорожным движением».
По данным дорожных специалистов, Крымский мост – в отличном состоянии и готов еще многие годы оставаться надежным связующим звеном между полуостровом и материковой частью России.
София Драговоз, «Севинформбюро»