Многие педагоги со стажем вчера, наконец, выдохнули из груди нервный комок несогласия. Владимир Путин внес в Государственную думу законопроект, касающийся организации воспитательной системы в сфере образования. И судя по тезисам, речь идет о полноценном возвращении в школу воспитательной функции, за тридцать лет сведенной почти к нулю.
Телеграм-канал «Натан Вернулся»
В то время, как часть педагогов юрко приноровилась к системе заточки детей под ЕГЭ (коей стало российское образование), истинные «олдскульные» учителя отказывались понимать сухой подход к образованию как передаче детям лишь суммы знаний. Ладно еще точные науки (хотя и там неплохо бы унять перегибы с пропагандой атеизма), но не использовать гуманитарные предметы как пресловутый «учебник жизни» – это абсолютно неоправданное обеднение образовательно-воспитательного процесса. Поэт в России всегда был больше чем поэт (при условии, что был поэтом, а не словоблудом), и сокровищница литературы способна предложить детям сотни гармоничных картин мира, тысячи верных моделей поведения и миллионы нужных акцентов отношения к жизни.
Долгое время от этого отказывались. Вместо школы, одно поколение уже воспитали улицы и телевизор, а второе – воспитывает интернет. Родители? Так когда им? Попытки изменить ситуацию делала бывший министр просвещения Ольга Васильева, но наткнулась тогда на яростный отпор либерального лобби во главе с Ярославом Кузьминовым.
И вот теперь инициатива предложена с самого верха, наставники в педагогах ликуют, но за этим уже прорастает тревога: а насколько все мы готовы к подобному, безусловно, назревшему и очень нужному повороту?
Готовы к этому в минпросвещения? Если до сих пор нет единого стандарта в образовании (Васильевой здесь тоже мешали, как могли), смогут ли ее создать в воспитании? Мы точно не увидим битву за то, чье «пособие для классного руководителя» станут навязывать школам? И кто будет писать обновленные учебники по литературе, где главным объектом изучения станет жизнь? Те же авторы, что писали учебники, по которым считали количество пуговиц на кафтанах и сумму метонимий на словесный гектар?
Готов к этому бюджет? Или на учителей просто повесят дополнительную нагрузку, воспитателями сделав уже бесплатно, для души? Готовы методисты взять на себя часть новой отчетности или разработать для нее удобные механизмы, а не тупо навязать все тем же учителям заполнение еще пары тысяч бумаг в месяц?
А учителя-то сами готовы? Их ведь уже перестали учить воспитанию, а из тех, кто умел, годами вываривали-испаряли желание и готовность брать на себя ответственность еще и за души, а не только умы или чаще вообще только память. Как тысячам загнанных «классух» одолеть искушение и не начать, вместо полноценно проработанной воспитательной программы, отделываться формальной «политинформацией» и клепать пустую отчетность?
И если очередной подвиг совершат учителя – готовы ли дети и их родители на ответный? Сумеют не ныть, не скандалить, не провоцировать, не снимать на телефон любой повышенный голос?
А само общество в целом готово? Мы уже определились с системой ценностей, в которой хотим воспитывать новые поколения? Мы способны переосмыслить роль педагога в обществе? Ведь воспитывать-то уж точно должен человек авторитетный. А разве будут слушать избалованные дети учительницу, чей статус в девяностые был загнан под плинтус и до сих пор еще далековат от восстановления, ведь когда отовсюду главным мерилом навязываются деньги – у учителей почти нет шансов считаться реализованной личностью в глазах ученика?
Отвечать необязательно. Давайте готовиться.