По столичным местам, где ступала нога Штирлица и других героев фильма, «АиФ» провела москвовед Татьяна Воронцова.
Германия… в Москве
У нас обычно принято считать, что всю заграницу в Советском Союзе снимали в Прибалтике. Но «17 мгновений весны» – подтверждение тому, что Европу вполне себе можно найти на территории Москвы – у нас тут и Берн, и Берлин. Минимум половина натуры – лесные массивы, старинные особняки – снято в столице.
Помните момент, как штандартенфюрер СС Штирлиц (Вячеслав Тихонов) под именем господина Бользена прогуливается с фрау Заурих (Эмилия Мильтон) в небольшом лесу на берегу красивого пруда?
Оказывается, эти живописные места снимались у нас на северо-востоке, на Челобитьевском шоссе, соединяющем Алтуфьевку и Дмитровку, примерно в километре от МКАД. Герои идут по лесу. (1) На момент съёмок там сохранились лесопарковые массивы барской усадьбы XVI века Архангельское-Тюриково. Ясени, клёны, дубы – эта растительность была характерна для парков в Европе. Поэтому трасса Берн – Берлин и прогулки якобы близ Берлина снимались в этой местности. Интересно, что у Юлиана Семёнова фрау Заурих не было, её придумала режиссёр Татьяна Лиознова, чтобы «очеловечить» строгого Штирлица. Гуляя, фрау срывает травку и спрашивает Штирлица-Бользена: «У вас болят почки?» – «Нет».- «Жаль. Очень жаль. Потому что этот отвар очень помогает при больных почках».
В картине Штирлиц ездит на «Мерседес-Бенц» 1938 года. Для съёмок в Москве, Риге и Восточном Берлине было найдено три абсолютно одинаковых автомобиля. Только у одной машины дворники были сверху, у другой – снизу лобового стекла, а у третьей машины дворников вообще не было. С дворниками сверху был московский «Мерседес»… Именно в нём Штирлиц заснул на 20 минут. А проснулся в «Мерседесе» с дворниками снизу…
По сюжету во второй серии Штирлиц убивает агента и провокатора Клауса (Лев Дуров). Вячеслав Тихонов был уже известным актёром и привлёк огромное количество зевак на съёмочную площадку в Архангельском-Тюрикове. Особенный ажиотаж начался, когда Штирлиц выбросил пистолет в пруд. Местные мальчишки, несмотря на холодную погоду, ещё несколько дней ныряли, чтобы это оружие отыскать.
А переговоры немцев и американцев снимались фактически под стенами КГБ – в усадьбе Черткова в начале Мясницкой улицы, 7 (2). Эта жемчужина центра Москвы (в тот момент её занимало общество «Знание») в пятой серии – особняк специального ведомства США в Берне. Василий Лановой, играющий обергруппенфюрера СС Карла Вольфа, был невероятно знаменит и считался главным секс-символом страны. А в обществе «Знание» работали преимущественно женщины. И все на Ланового хотели посмотреть. Василий Семёнович великолепный актёр, но, когда его отвлекали, он забывал текст. И женские мордашки, появляющиеся в дверном проёме, невероятно мешали ему сосредоточиться. В итоге пришлось даже наряд милиции вызывать, дабы отснять нужные эпизоды.
Наш московский Рижский вокзал отметился в картине «17 мгновений весны» аж в двух сериях. (Рижская пл., 1) (3) В шестой он сыграл роль приграничного немецкого вокзала – с него профессор Плейшнер (Евгений Евстигнеев) уезжал на задание в Берн. А уже ближе к финалу, в двенадцатой серии, Рижский показан нам уже как вокзал в Берне. Оттуда Штирлиц отправлял во Францию спасённую радистку Кэт (Екатерина Градова). Там есть забавный киноляп. На вагоне мы видим надпись на немецком языке о количестве мест в вагоне и о его классе. А чуть-чуть ниже написано на русском – «тара 58 т».
Штирлиц… в посольстве Грузии?
В восьмой серии радистка Кэт арестована. На конспиративной квартире гестапо пытается выбить из неё шифры. На самом деле мы видим в фильме угол Хлебного и Малого Ржевского переулков. Этот особняк был построен в 1901–1902 гг. архитектором Соловьёвым для своей семьи и стал одним из главных шедевров московского модерна (М. Ржевский пер., 6) (4) До 2008 года его занимало посольство Грузии, сейчас он находится в неопределённом статусе. Так что можно загадывать загадку: что делал Штирлиц в посольстве Грузии?
А «внутренности» гестаповской квартиры снимали на Киностудии им. Горького (ул. С. Эйзенштейна, 8) (5) Лиознова вспоминала: очень долго не могли от «сына Кэт» добиться крика. По фильму гестаповец кладёт раздетого малыша на холод, открыв окно. А снимали сцену в павильоне, и под тёплыми лучами софитов ребёнок начинал радостно улыбаться.
В «17 мгновениях весны» фигурирует культовое, не побоюсь этого слова, кафе-бар «Лира» на Пушкинской площади. Зимой 1990 года на месте «Лиры» открыли первый в Советском Союзе «Макдоналдс» (Большая Бронная ул., 29) (6) А жаль, москвичи старшего поколения рассказывают, что в 1970‑е годы сюда ходили «поиграть» в заграницу – там латиницей было написано «bar», подавали коктейли с трубочками и кофеёк в изящных фаянсовых чашечках… И Лиозновой по этой же причине кафе приглянулось – в стенах «Лиры» снимали эпизод, когда дама с лисой (Инна Ульянова) пристаёт к Штирлицу, пришедшему в ресторан на встречу со связным. Пьяная женщина заявляет: «В любви я – Эйнштейн». Штирлиц, чтобы отвязаться от неё, просит подождать его на улице: «Иди начерти пару формул».
А вот встреча Штирлица с женой (Элеонора Шашкова) в кафе «Elefant» снималась не в ресторане, а в павильоне киностудии им. Горького. Кстати, изначально этой сцены не было ни в книге, ни в сценарии. Идею режиссёру подал Вячеслав Тихонов. Историю про то, как агенты разведки вынуждены тайком, издалека видеться со своими жёнами, ему рассказал знакомый полковник, действовавший под именем Гордон Лонсдейл.