На фин­ской морен­ной гря­де Пун­ка­ха­рью замет­ны стран­ные ямы и неров­но­сти. Это сле­ды сра­же­ния, про­изо­шед­ше­го боль­ше 220 лет назад.

«Здесь сто­я­ла пуш­ка, направ­лен­ная на про­ли­вы — на тот слу­чай, если там появят­ся швед­ские воен­ные кораб­ли», — рас­ска­зы­ва­ет иссле­до­ва­тель Юрки Паас­ко­с­ки (Jyrki Paaskoski).

Эта рус­ская ору­дий­ная пози­ция — лишь неболь­шая часть систе­мы укреп­ле­ний от Кот­ки до Савон­лин­ны, постро­ен­ной Рос­си­ей в Фин­лян­дии в 1790-е годы.

Стро­и­тель­ством кре­пост­ных соору­же­ний руко­во­дил зна­ме­ни­тый пол­ко­во­дец Алек­сан­др Суво­ров, пред­ки кото­ро­го жили на Карель­ском пере­шей­ке.

«Он гово­рил по-фин­ски. Поэто­му его впер­вые отпра­ви­ли сюда еще в 1773 году, что­бы собрать све­де­ния о настро­е­ни­ях мест­но­го насе­ле­ния», — рас­ска­зы­ва­ет Паас­ко­с­ки.

Защи­та от Шве­ции

Рус­ско-швед­ская вой­на 1788–1790 годов закон­чи­лась, по сути, ничьей, что было зафик­си­ро­ва­но и в Верель­ском мир­ном дого­во­ре. Гра­ни­ца у реки Кюмий­о­ки нику­да не сдви­ну­лась.

Одна­ко нача­тая Шве­ци­ей вой­на заста­ви­ла Рос­сию заду­мать­ся об обо­ро­не юго-запад­ной гра­ни­цы. Сра­зу после вой­ны импе­ра­три­ца Ека­те­ри­на Вели­кая при­ка­за­ла постро­ить укреп­ле­ния на тер­ри­то­рии к восто­ку от Кюмий­о­ки.

Кон­тро­ли­ро­вать стро­и­тель­ство укреп­ле­ний пору­чи­ли в 1791 году рус­ско­му пол­ко­вод­цу Алек­сан­дру Суво­ро­ву. Он вошел в исто­рию вое­на­чаль­ни­ком, кото­рый не про­иг­рал ни одно­го сра­же­ния.

Суво­ро­ву пору­чи­ли стро­и­тель­ство укреп­ле­ний в том числе из-за того, что он вла­дел фин­ским язы­ком. Как гово­рил сам Алек­сан­др Суво­ров, его пред­ки жили на Карель­ском пере­шей­ке, но в XVII веке были пере­се­ле­ны в нов­го­род­ские зем­ли.

«Извест­но, что он пел сво­им сол­да­там фин­ские народ­ные пес­ни, что­бы взбод­рить их во вре­мя пере­хо­да через Аль­пы», — рас­ска­зы­ва­ет Юрки Паас­ко­с­ки.

По пред­ло­же­нию Суво­ро­ва на Карель­ском пере­шей­ке и в совре­мен­ной Юго-Восточ­ной Фин­лян­дии были воз­ве­де­ны три линии укреп­ле­ний.

Они были частич­но постро­е­ны на осно­ве ста­рых швед­ских укреп­ле­ний. Для сооб­ще­ния меж­ду кре­по­стя­ми были про­ло­же­ны спе­ци­аль­ные кана­лы для кано­нер­ско­го фло­та.

Пер­вая линия укреп­ле­ний шла от кре­по­стей Кюмин­лин­на и Рочен­сальм (в рай­о­не нынеш­не­го горо­да Кот­ка) через раз­лич­ные неболь­шие укреп­ле­ния и кана­лы до кре­по­сти Ней­ш­лот (сей­час — Савон­лин­на). Вто­рая линия про­хо­ди­ла от Фри­дрих­сгам­ской кре­по­сти (Хами­на) через Давы­дов­скую кре­по­сть (сей­час — Таа­вет­ти) до кре­по­сти Виль­ман­странд (сей­час — Лап­пее­нран­та). Тре­тья линия шла из Выбор­га в Кекс­гольм (сей­час — При­озер­ск) по Карель­ско­му пере­шей­ку.

Гран­ди­оз­ный про­ект

Стро­и­тель­ство цепи укреп­ле­ний было гран­ди­оз­ным про­ек­том даже в мас­шта­бах Рос­сий­ской импе­рии. К стро­и­тель­ству были при­вле­че­ны десят­ки тысяч сол­дат и заклю­чен­ных. Мно­го рабо­ты полу­чи­ли и мест­ные фин­ны.

«На то вре­мя это был круп­ней­ший про­ект по стро­и­тель­ству посто­ян­ных укреп­ле­ний в Рос­сий­ской импе­рии», — рас­ска­зы­ва­ет иссле­до­ва­тель Юрки Паас­ко­с­ки.

Кре­пост­ные соору­же­ния так и не были исполь­зо­ва­ны по назна­че­нию

Стро­и­тель­ство кре­по­стей было завер­ше­но в кон­це 1790-х годов. Они нико­гда не исполь­зо­ва­лись в воен­ных дей­стви­ях, пото­му что уже в 1809 году Фин­лян­дия пере­шла под кон­троль Рос­сий­ской импе­рии цели­ком. После пере­но­са гра­ни­цы на запад кре­по­сти утра­ти­ли свое воен­ное зна­че­ние.

Вой­на кос­ну­лась толь­ко кре­по­стей Кюмин­лин­на и Рочен­сальм у совре­мен­но­го горо­да Кот­ка во вре­мя Крым­ской вой­ны 1855 года. Бри­тан­ско-фран­цуз­ский флот, нахо­див­ший­ся в Фин­ском зали­ве, уни­что­жил боль­шую часть этих кре­по­стей.

Систе­ма укреп­ле­ний сохра­ни­лась доволь­но хоро­шо. Мно­гие кре­по­сти и кана­лы были отре­ста­ври­ро­ва­ны. Чего, прав­да, не ска­жешь о кре­по­сти Кюмин­лин­на.

Сей­час кре­пост­ные соору­же­ния и кана­лы в Юго-Восточ­ной Фин­лян­дии, воз­ве­ден­ные под кон­тро­лем гене­ра­лис­си­му­са Суво­ро­ва, хотят исполь­зо­вать в тури­сти­че­ских целях.

Пола­га­ют, что кре­по­сти и кана­лы будут при­вле­кать путе­ше­ствен­ни­ков — осо­бен­но рос­си­ян, увле­ка­ю­щих­ся воен­ной исто­ри­ей.

«Алек­сан­др Суво­ров — один из важ­ней­ших глав­но­ко­ман­ду­ю­щих в рос­сий­ской исто­рии. Рус­ским очень инте­рес­но побы­вать в суво­ров­ских местах», — уве­рен Юрки Паас­ко­с­ки.

«Наша цель — вый­ти на эту рус­скую ауди­то­рию, инте­ре­су­ю­щу­ю­ся Суво­ро­вым».

В рам­ках про­грам­мы CBC (Cross-Border Cooperation), финан­си­ру­е­мой Евро­со­ю­зом, Фин­лян­ди­ей и Рос­си­ей, про­ект полу­чил 1,35 мил­ли­о­на евро. Эта про­грам­ма ока­зы­ва­ет под­держ­ку про­ек­там за пре­де­ла­ми Евро­пы.

Марш­рут по суво­ров­ским местам — из Рос­сии через Фин­лян­дию в Цен­траль­ную Евро­пу

Еще одна зада­ча про­ек­та — создать куль­тур­но-исто­ри­че­ский марш­рут из Рос­сии через Фин­лян­дию в Цен­траль­ную Евро­пу.

«Мы пыта­ем­ся пока­зать раз­ные пери­о­ды жиз­ни Суво­ро­ва», — рас­ска­зы­ва­ет мене­джер про­ек­та Сой­ле Лети­нен (Soile Lehtinen).

За реа­ли­за­цию фин­ской части про­ек­та отве­ча­ет Фонд рекре­а­ции Южной Каре­лии.

Участ­ву­ю­щий в про­ек­те с рос­сий­ской сто­ро­ны Уни­вер­си­тет ИТМО (инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, меха­ни­ки и опти­ки) гото­вит сайт, на кото­рой будет рас­ска­зы­вать­ся о жиз­ни и местах пре­бы­ва­ния Алек­сандра Суво­ро­ва на рус­ском, фин­ском и англий­ском.

День­ги были вло­же­ны и в раз­ви­тие туриз­ма и сек­то­ра услуг на фин­ском озе­ре Сай­ма. В про­ек­те так­же при­ни­ма­ет уча­стие Сай­мен­ский гео­ло­ги­че­ский парк (Saimaa Geopark).

Доку­мен­таль­ные филь­мы о Суво­ро­ве

На выде­лен­ные день­ги так­же сни­ма­ет­ся серия доку­мен­таль­ных филь­мов об Алек­сан­дре Суво­ро­ве и стро­и­тель­стве укреп­ле­ний в Юго-Восточ­ной Фин­лян­дии. Одна из шести серий сни­ма­ет­ся в Рос­сии. Пер­вая часть c суб­тит­ра­ми на фин­ском, англий­ском и рус­ском язы­ках была выло­же­на на YouTube 30 октяб­ря.

С фин­ской сто­ро­ны в про­ек­те при­ни­ма­ют уча­стие Фонд рекре­а­ции Южной Каре­лии, муни­ци­па­ли­тет Пуу­ма­ла (Цен­тр эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, транс­пор­та и окру­жа­ю­щей сре­ды Юго-Восточ­ной Фин­лян­дии) и Транс­порт­ное агент­ство Фин­лян­дии. С рос­сий­ской сто­ро­ны участ­ву­ют Выборг­ский цен­тр под­держ­ки пред­при­ни­ма­тель­ства, Музей­ное агент­ство Ленобла­сти, Уни­вер­си­тет ИТМО и Инфор­ма­ци­он­но-турист­ский цен­тр Ленин­град­ской обла­сти.