Крупнейшие обитатели Арктики — белые медведи — стали больше времени оставаться на суше, а не уходить к Северному полюсу вслед за льдами в теплое время года. Почему полярный хищник идет к людям и что заставило его "подружиться" с моржами, мы узнали у экспертов — зоологов и представителей полярных заповедных территорий.
Непривычное поведение
В норме белые хищники кочуют, следуя сезонным изменениям границы полярных льдов, летом уходят за ледовой кромкой на север, в сторону полюса, зимой двигаются на юг — на материк. Даже латинское название этого животного звучит как Ursus maritimus — "морской медведь".
Но чем теплее становится, тем больший дефицит пропитания испытывают косолапые и тем более необычным становится их поведение.
Наблюдения двух последних лет на Таймыре показали изменения в привычном поведении хищника. В теплое время кромка льда теперь уходит далеко на север, а белые медведи остаются на суше, рассказал директор Центральносибирского заповедника (Красноярский край) Павел Кочкарев, недавно вернувшийся из очередной экспедиции на полуостров Таймыр.
"В летний период плотность медведя по побережью и островам очень увеличена. Естественно, это приводит к столкновениям с людьми, которые живут на полярных станциях и работают в экспедициях", — рассказал Кочкарев.
Иногда такие столкновения заканчиваются трагически: недавно в Якутии, на острове Большой Ляховский архипелага Новосибирские острова, белый медведь напал на оленевода и поранил его настолько, что тому понадобилась серьезная медицинская помощь, для чего пришлось задействовать вертолет авиации ФСБ России Ми-8, так как гражданская авиация не имела возможности вылететь за пострадавшим мужчиной.
Голодный медведь — злой медведь
В обнародованном ежегодном докладе Геологической службы США отмечается, что на популяцию полярных хищников влияет сокращение площади морского льда в Арктике. О том, что необычное поведение медведей связано с глобальными изменениями климата, которые, в свою очередь, вызывают катастрофическое сокращение оптимальных ледовых мест их обитания в теплое время года, рассказал ТАСС и начальник отдела науки объединенной дирекции "Заповедников Таймыра" (Красноярский край) Леонид Колпащиков.
Проблема, говорит ученый, обостряется тем, что в поисках пищи белый медведь идет в поселки, на станции, осваивает помойки. Например, сейчас в окрестностях станции на мысе Челюскин, по данным одного из ее сотрудников, замечены три взрослые особи и два медвежонка.
При этом опасность конфликтов с человеком все возрастает, голодный медведь — злой медведь, в один голос утверждают эксперты. Такие проблемы есть уже не только в Якутии, но и на Чукотке, острове Врангеля, фиксируются в поселке Диксон на севере края.
Бывают случаи, когда животные заходят на очень большую глубину от морского побережья, гораздо дальше 100 км. В прошлом году корреспондент ТАСС вместе с жителями города Норильска стал свидетелем отлова медвежонка в промышленной части города, в нескольких сотнях километров от океана.
До сих пор не ясно, как маленький хищник оказался на таком расстоянии от своей естественной среды обитания, на неделю превратившись в главную сенсацию заполярного города. Исхудавшее 106-килограммовое животное доставили в красноярский "Роев ручей", специалисты которого имеют большой опыт обращения с этими животными и их спасения.
По данным заместителя директора по науке национального парка "Русская Арктика" Ивана Мизина, какая-то часть медведей всегда остается на материковом побережье.
"Если белых медведей, по наблюдениям, аномально много, то это свидетельство влияния сокращения площади льда в Арктике на данный вид — животные просто не успели в привычные сроки уйти вместе со льдами. Подобное явление наблюдается на архипелаге Новая Земля, где медведи весь летний период встречаются по всему побережью. Возможно, это теперь часть естественного годового цикла, когда летом белые медведи учатся находить пищу на побережье", — сказал Мизин.
Павел Кочкарев сообщил, что сейчас ученые заняты обработкой материалов проведенных исследований, после которой будут подготовлены более точные оценки численности белых медведей в Центральном секторе Арктики.
В 2017 году сообщалось, что численность этого зверя в северной части Красноярского края — на Таймыре и арктических островах — составляет от 1,6 до 2,2 тыс. особей.
Необычный симбиоз
Кочкарев также рассказал, что, наблюдая животных в течение последних шести лет, ученые заметили, что медведи стали "очень сильно осваивать лежбища моржей" на побережье моря Лаптевых и Карского моря. При этом моржи перестали бояться медведей, а те, в свою очередь, стали часто находиться прямо внутри стада.
"Моржи себя чувствуют совершенно прекрасно. Крайний раз видели пять медведей, которые были на лежбище моржей, причем один из медведей сидел посреди лежбища, вокруг него моржи. И мне даже показалось, что морж возлежал на боку медведя. Теперь такой симбиоз "пастухов"-медведей и "овец"-моржей стал нарастать. Для нас это было удивление: довольно солидное лежбище, около 400 моржей, пасут пять медведей", — рассказал Кочкарев, отметив, что хищники поедают павших животных, выступая таким образом "истинными санитарами Арктики".
Колпащиков пояснил ТАСС, что это скорее трофические связи (когда один вид питается другим: живыми особями, мертвыми остатками, продуктами жизнедеятельности) хищника и жертвы, которые сложились за длительный период существования обоих видов.
По словам Ивана Мизина, живой морж — не простая добыча для белого медведя: сражаться с таким крупным животным косолапому под силу далеко не всегда, гораздо легче дождаться его естественной смерти.
"В принципе, такая стратегия выживания нормальна. Если лежбища большие, несколько тысяч животных, то мертвые моржи на них — достаточно обычное дело. Но если медведь увидит, что можно напасть на небольшого моржа, он все же это сделает", — подчеркнул ученый.
Планируется отслеживать
Исследователи отмечают, что есть еще много вопросов о белых медведях, на которые пока нет ответов. Планируется мониторинговая работа по исследованию популяции этих хищников по всей Арктике. Дорабатывается проект стратегии по сохранению белого медведя.
Андрей Мармышев