В РЖД передумали закрывать Рижский вокзал в Москве и переводить поезда оттуда на Белорусский. РЖД крайне редко дает задний ход и отменяет подобные решения. Здесь же это было сделано уже после открытия продажи билетов. Что за этим может стоять и почему рано расслабляться, думая о судьбе Рижского вокзала.
Девятый лишний
Рижский вокзал – девятый из девяти в Москве по пассажиропотоку. Он принимает и отправляет всего три пары поездов в неделю. Это поезд №663/ 664, который два раза в неделю идет до Великих Лук и еще один раз под номером 61⁄62 до Пскова. Летом периодичность вырастает до шести раз в неделю. Если были бы открыты границы, ходил бы еще и поезд №1/ 2 Москва – Рига, но он пока отменен.
Несколько лет назад было решено, что на территории Рижского грузового двора, который находится сразу за путями поездов дальнего следования, будут строить новый офисно-жилой комплекс, в основном для нужд РЖД. Он будет выглядеть так снаружи:
И так внутри:
В этой связи с конца февраля 2021 года курсирование поездов дальнего следования с Рижского вокзала хотели отменить. В документах это объяснялось «предстоящим закрытием путей общего пользования на территории грузового двора железнодорожной станции Москва-Рижская».
О том, что поезда перестанут ходить в феврале 2021 года, стало известно еще в конце прошлого года. Вплоть до середины января их судьба оставалась не проясненной, пока в профильных сообществах и на соответствующих форумах ни обнародовали внутреннюю телеграмму РЖД, из которой следовало, что поезда будут переведены с Рижского вокзала на Белорусский.
Предполагалось, что они пойдут измененным более длинным маршрутом – не напрямую через Волоколамск, а сперва до Вязьмы, а там поменяют направление и через Осугу выйдут в Ржев, где снова сменят направление движения.
Подобная смена маршрута сопровождалась его удлинением – как по километражу, так и по времени в пути. Кроме того, поезд переводили из разряда пассажирских в скорые. Соответственно, увеличивалась стоимость билета. Время прибытия в Псков и отправления оттуда становилось совсем неудобным (на дорогу уходила большая часть светового дня).
Казалось, все было решено. И даже открыта продажа билетов на новые поезда. Вот, я успел сделать скриншот.
Но потом продажу билетов вдруг прекратили, и наступили еще две недели тишины. Уже начинался февраль. До начала марта оставалось меньше месяца. Пассажиры пребывали в неведении и не могли запланировать поездку на длинные 8-мартовские выходные.
Поезда остаются на Рижском…
И вдруг в начале февраля, как гром среди ясного неба, объявили, что пока все переносы отменяются, поезда продолжат ходить по-старому, с Рижского вокзала Москвы. Останется и старое расписание, и старая нумерация (то есть великолукский поезд все еще будет пассажирским).
Более того, отменяется увязка указанных поездов из Москвы в общий оборот с поездом №677/ 678 Петербург – Великие Луки, что приводило к закрытию резерва проводников в Пскове.
Пока известно, что по старой схеме поезда продолжат ходить до конца апреля. Последний рейс, на который открыта продажа билетов с Рижского вокзала – 30 апреля.
Если поезда все же перенесут на Белорусский вокзал с начала мая, то люди, уехавшие из Москвы в Псковскую область на майские праздники с одного вокзала, вернутся уже на другой.
И все же, что будет с вокзалом?
Отдельный вопрос, который активно обсуждался в связи с отменой поездов и строительством новых зданий – это дальнейшая судьба вокзала. О его будущем никто ничего официально пока не говорил. А памятуя о том, что в начале 2000-х экс-мэр Москвы Юрий Лужков вообще грозился чуть ли ни снести его (вместе с Савеловским), то общественность беспокоилась оправданно.
В начале 2021 года было объявлено, что Рижский вокзал объявлен памятником культурного наследия регионального значения. Это значит, что постройку 1901 года нельзя будет снести, а реставрировать ее можно только под строгим надзором Мосгорнаследия.
Но ясности про будущее вокзала это не добавляет. Поездов дальнего следования тут больше точно не станет – направление малозагруженное. Электричек после открытия МЦД D2 на вокзале остались считанные пары. Музей, который сейчас тут находится, запросто можно перенести… Пути разобрать. А здание вокзала, например, встроить в новый комплекс.
На одной из картинок в Сети я нашел, что в прекрасной Москве будущего, где уже построены РЖДшные небоскребы, вокзал и пути остаются. Правда, никто не говорил, что эта картинка – уже утвержденный проект.
Версии
Так что же там случилось? Почему поезда вернули? На моей памяти, это впервые, когда откатывают такие глобальные изменения, уже вступившие в силу. Такое чувство, что в РЖД идет борьба за Рижский вокзал. И хорошо, если сторонники сохранения поездов дальнего следования на нем продолжат одерживать победу.
Уже объявлено, что с мая и именно с Рижского вокзала начнет ходить «Ласточка» до Ржевского мемориала. Возможно, решение сохранить вокзал для дальнего следования связано еще и с этим. Но, с другой стороны, ничто не мешает отправлять «Ласточку» с платформ электричек.
Другая версия связана с открытием сообщения с Беларусью. При переводе поездов на Белорусский вокзал для великолукского и псковского поезда задействовали «нитку», то есть расписание, поезда Москва – Гомель. Возможно, она в ближайшее время понадобится.
Еще один вариант – в РЖД (или ФПК) почитали наш блог и поняли, как будут страдать пассажиры, расчувствовались и решили еще подумать, какие есть варианты переноса поездов на другие вокзалы без столь радикального удлинения расписаний. Может, ждут Восточный вокзал в Черкизово (его как раз к маю достроят), чтобы перевести поезд туда и не мучить пассажиров долгой дорогой на Псковщину.
Говоря по правде, никакой экономической целесообразности у РЖД сохранять Рижский вокзал нет. Здесь все может решить только воля кого-то из крупных руководителей компании. И я очень надеюсь, что и после строительства офисов начальство перевозчика захочет видеть у себя под окнами, как пару раз в день с красивого вокзала уходят вдаль поезда. И что их душу будут греть воспоминания, как в далеком 2021 году они не пошли на поводу у экономистов, а сохранили у себя под окнами этот небольшой уголок железнодорожной истории России.