Россия ничего не забыла Польше

Мы привыкли жить мифами. Нам в них комфортно. Подавляющее большинство моих ровесников, тех, кто учился еще в советских школах, при слове «Польша» вспоминает сегодня четырех танкистов с собакой, неуловимого разведчика Ганса Клосса, Варшавский договор и совместное с СССР строительство социализма. Это все было, никто не спорит. Но было и другое во взаимоотношениях Москвы и Варшавы в прошлом веке. Поляки обожают загибать пальцы: им не передали золото по Рижскому договору, им не нравится советско-германский договор, они не прощают Катынь, считают себя жертвами коммунистического режима… На этом месте мы обычно замолкаем. Не хотим бередить старые раны. Историю ведь нужно оставить историкам, а жить — днем сегодняшним. За отдельные сюжеты ХХ века уже давно глубоко покаялись. Ждали такого же отношения к непростому прошлому от Варшавы. Ведь и нам есть о чем вспоминать. И едва ли эти воспоминания доставят удовольствие сегодняшним польским политикам.

ria.ru

Армен Гаспарян

Армен Гас­па­рян

«Без вдум­чи­во­го изу­че­ния невоз­мож­но понять и осмыс­лить во всей их пол­но­те клю­че­вые исто­ри­че­ские собы­тия, в том числе и те, кото­рые при­ве­ли ко Вто­рой миро­вой вой­не».

Эти сло­ва пре­зи­ден­та Рос­сии на откры­тии выстав­ки «Поль­ско-совет­ская вой­на 1919–1921 годов. Риж­ский мир­ный дого­вор» зачи­тал гла­ва Росар­хи­ва Андрей Арти­зов. Каза­лось бы, непре­лож­ная исти­на. Но, как и мно­гие дру­гие исти­ны, она тяже­ло про­би­ва­ет себе пря­мой путь.
Экс­по­на­ты, эти мол­ча­ли­вые сви­де­те­ли эпо­хи, нагляд­но демон­стри­ру­ют, кто стре­мил­ся в те годы (как, впро­чем, и сей­час) к уре­гу­ли­ро­ва­нию мно­го­чис­лен­ных слож­ных вопро­сов. Кто хотел уста­нов­ле­ния циви­ли­зо­ван­ных отно­ше­ний. И кто потом тор­пе­ди­ро­вал пере­го­вор­ный про­цесс, наде­ясь на ско­рую новую вой­ну. Когда Евро­па покон­чит с боль­ше­ви­зи­ей. А в резуль­та­те целый ряд зна­ко­вых тра­ге­дий Вто­рой миро­вой про­ис­хо­ди­ли уже в то вре­мя. Ника­ко­го меж­ду­на­род­но­го осуж­де­ния, разу­ме­ет­ся, не после­до­ва­ло. Про­све­щен­ная Евро­па пред­по­чла закрыть гла­за на пре­ступ­ле­ния.
Посетитель у плакатов Окна сатиры РОСТА на выставке Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор в Выставочном зале федеральных архивов в Москве - РИА Новости, 1920, 16.03.2021

Посе­ти­тель у пла­ка­тов Окна сати­ры РОСТА на выстав­ке Поль­ско-совет­ская вой­на 1919–1921 гг. Риж­ский мир­ный дого­вор в Выста­воч­ном зале феде­раль­ных архи­вов в Москве – РИА Ново­сти, 1920, 16.03.2021

«В Любо­ни­чах сол­да­ты напа­ли на сина­го­гу, обстре­ля­ли ее во вре­мя бого­слу­же­ния, устро­и­ли погром в сина­го­ге, изби­ли и огра­би­ли всех молив­ших­ся». Это из мате­ри­а­лов Боб­руй­ской комис­сии по рас­сле­до­ва­нию поль­ских звер­ств, июль 1920 года. А вот 1945 год. Вто­рая миро­вая вой­на закон­чи­лась раз­гро­мом корич­не­вой чумы. Союз­ни­ки гото­вят воен­ный три­бу­нал для нацист­ских пре­ступ­ни­ков. А в Кра­ко­ве 11 авгу­ста про­ис­хо­дит еврей­ский погром. В доклад­ной запис­ке поль­ских вла­стей обо­зна­ча­ет­ся чис­ло погиб­ших: 351 еврей. А было еще 4 июля 1946 года: начи­на­ет­ся погром в Кель­це. Две тыся­чи чело­век при уча­стии сил народ­ной мили­ции, выкри­ки­вая «Смерть евре­ям!» и «Завер­шим рабо­ту Гит­ле­ра!», взла­мы­ва­ли две­ри и уби­ва­ли поле­нья­ми, кам­ня­ми и пру­тья­ми пря­тав­ших­ся евре­ев. Сорок семь чело­век были уби­ты, сре­ди них — дети и бере­мен­ные жен­щи­ны. Мало кому в Вар­ша­ве сего­дня хочет­ся об этом вспо­ми­нать. Понят­но, поче­му.
Как и о плен­ных крас­но­ар­мей­цах того само­го «Чуда на Висле», кото­рым так гор­дят­ся сего­дняш­ние поль­ские поли­ти­ки. Девя­но­сто тысяч умер­ли в лаге­рях, куда их пере­во­зи­ли в бук­валь­ном смысле как скот, без еды, воды, меди­ка­мен­тов, и при малей­шем подо­зре­нии на нару­ше­ние дис­ци­пли­ны или непод­чи­не­ние поль­ским вла­стям рас­стре­ли­ва­ли на месте. Нем­цы спу­стя 20 лет будут дей­ство­вать так же, и это при­зна­ют пре­ступ­ле­ни­ем про­тив чело­веч­но­сти. В слу­чае с Поль­шей ниче­го подоб­но­го не про­ис­хо­дит. Там все раз­го­во­ры сво­дят к 18 тыся­чам погиб­ших в пле­ну. Ну конеч­но, это же сущая мелочь, на кото­рую мож­но не обра­щать вни­ма­ния. Толь­ко вот доку­мен­ты все это сухо фик­си­ру­ют и пред­ста­ют сего­дня перед нами на этой выстав­ке.
Вы сто­и­те перед стен­да­ми с уни­каль­ны­ми листов­ка­ми и пла­ка­та­ми на рус­ском и поль­ском язы­ках и неволь­но заду­мы­ва­е­тесь, насколь­ко этот до сих пор не усво­ен­ный урок исто­рии важен для нынеш­них отно­ше­ний. А потом начи­на­ют­ся вопро­сы к самим себе. Как полу­чи­лось, что Виль­но, будучи древ­ней сто­ли­цей Лит­вы, слов­но меж­ду делом ока­зал­ся почти на 20 лет в соста­ве новой Речи Поспо­ли­той, а нынеш­ний Виль­нюс во всем и все­гда поче­му-то обви­ня­ет Рос­сию? Сто­ит ли сей­час, спу­стя сто лет, начи­нать пере­осмыс­лять Риж­ский дого­вор? Поль­ша ведь, соглас­но это­му доку­мен­ту, обя­зы­ва­лась не под­дер­жи­вать и не пло­дить анти­со­вет­ские орга­ни­за­ции на сво­ей тер­ри­то­рии. А дей­ство­вать Вар­ша­ва тогда пред­по­чла по-преж­не­му. Вспом­ни­те собы­тия в Бела­ру­си летом про­шло­го года и роль поль­ских цен­тров в них. Ниче­го не напо­ми­на­ет?
Тогда откро­вен­но русо­фоб­ская поли­ти­ка эпо­хи Пил­суд­ско­го, вос­хва­ля­е­мая сего­дня в Вар­ша­ве на все лады, в конеч­ном ито­ге обер­ну­лась испор­чен­ны­ми отно­ше­ни­я­ми с Моск­вой и госу­дар­ствен­ным кра­хом в даль­ней­шем. Поль­ше было бы непло­хо об этом вспо­ми­нать, пото­му как иной раз скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что уста­ми их нынеш­них поли­ти­ков гово­рят газет­ные аги­та­то­ры сто­лет­ней дав­но­сти. Впол­не узна­ва­е­мая рито­ри­ка. А нам было бы вовсе не пло­хо эту часть соб­ствен­ной исто­рии узнать через под­лин­ные доку­мен­ты, бла­го их на выстав­ке Росар­хи­ва предо­ста­точ­но. Так когда-то было с неко­то­ры­ми аспек­та­ми Вели­кой Оте­че­ствен­ной, о кото­рых мы мало или вовсе ниче­го не зна­ли. Так долж­но быть и с той, непо­ляр­ной вой­ной. Кото­рая явля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой частью нашей исто­рии.