То, что написано ниже, было у большинства, прочитавших данную тему! «Америку» тема не открывает, но о родном СССР немного говорит. Годы жизни у нас, родившихся до 21 августа 1991г. — свои, но СССР — Общий!
Максимальная температура летом может достигать 32ºС, а минимальная зимой до –50ºС и ниже. Все это усугубляется местными ветрами, которые нередко становятся причиной «черной пурги» — штормового зимнего ветра скоростью 30–40 метров в секунду, при котором не видно ничего, дальше своего носа.
В жизни нам постоянно предоставляется право выбора, как в Русских народных сказках: налево пойти, направо или прямо. Одного не даётся: вернуться назад. Можно вернуться, но только в воспоминаниях. Быстро пролетели школьные годы. Восьмой класс. После первых в жизни экзаменов — встаём на распутье, куда пойти учиться: в ПТУ, техникум или продолжить учёбу в школе?
Техникум — это уже совсем другая жизнь! Это не школьные уроки и переменки. Это уже серьёзнее, почти по-взрослому. Здесь другие взаимоотношения, другой стиль и ритм учёбы, ну всё другое. Хоть мы и считались учащиеся, но Техникум был дневного обучения и находился в здании Норильского Вечернего Индустриального институт (НВИИ), вот и звали мы себя все гордо — студенты! Здание института было мне знакомо уже год, вернее его спортзал на шестом этаже, широкие лестницы с мощными перилами и ступенями из мрамора или гранита. Ступеней было с первого по шестой этаж — 126 шт. Ещё учась в школе, в 7 классе, я был принят в секцию ДЮСШ по волейболу — занятия проходили в спортзалах разных школ города. Потом целый год, до окончания 8 класса, тренировки шли в спортзале техникума.
Разминка начиналась на лестничной клетке: раз пять бегом вниз на первый этаж и подъемы вверх на шестой, попеременно, то на одной ноге, то на другой, то на руках с поддержкой за ноги напарником. Через полгода тренер нас покинул (стал тренировать команду девушек, которые ещё через полгода стали серебряными призёрами РСФСР по волейболу), я получил удостоверение тренера-общественника и вечерами стал вести секцию волейбола, состоящую из учащихся техникума, потом автоматически стал главным судьёй соревнований по волейболу и был избран капитаном сборной команды НВИИ. Спортом занималась добрая половина учащихся всех курсов техникума: были мастера спорта по легкой атлетике, хоккею, борьбе, лыжам и горным лыжам.
Со спортом и учеба легче давалась. За первый курс мы прошли программу 9 и 10 классов и освоили первые азы будущей профессии. И главное, я думаю, что тогда нас обучали азам основ информационной библиографии. Кто помнит, библиография — это правильное и быстрое ориентирование в нахождении необходимой информации из сотен книг в библиотеках. Ещё мы изучали работу ЭВМ (компьютеров), основы информатики в Вычислительном центре, недолго и не столь углублённо, чтобы стать впоследствии программистами. Но азы этой науки мы «грызли» с удовольствием — новое всегда было интересным, а тем более было интересно узнать, что вся информация может кодироваться на карточках, называемых перфокартами, посредством пробивания на ней «хаотично» дырок, которые имели значения двух цифр — «0» и «1»! Это было не очень понятно, но занятно. Да и компьютеры тогда были в ВЦ огромные. Сотрудники вычислительного центра говорили нам, убеждённо говорили, что скоро наука сделает так, что компьютеры можно будет носить в портфеле. Верилось.
Количество учащихся после 1 курса, в нашей группе, уменьшилось на 7 или 8 человек — они были отчислены. Остался костяк, который почти в полном составе и «дошёл» до диплома. В каждой техникумовской группе (на нашем курсе — четыре группы ПГС, две группы ГЭМ и одна группа — бухгалтера) был свой Совет в составе: комсорг, профорг, физорг и староста группы. Старостой избрали меня. И решали мы тогда вопросы не для «галочки», а по-взрослому! (А нам было всего-то по 15–16 лет). Малый пример: за пропуски и «хвосты» по зачетам должны были отчислить хорошего, умного парня. Ну, были у него кое-какие нелады и семейные неурядицы у родителей. Это отрицательно сказывалось на его поведении и учёбе. Поддержали, обратились в деканат. Парня оставили учиться. Впоследствии он стал отличным руководителем строительного треста в Красноярске.
А еще, уже на первом курсе, нам начали платить стипендию — 54 рубля! Тем, кто сдал вступительные экзамены на 4 и 5. Появились свои, кровные, учением заработанные деньги! И выплачивалась она все 12 месяцев в году. Пересмотр о выплате стипендии был персональный после каждого семестра. Помнится, билет до Москвы на самолете стоил — 48 рублей! А для студентов так вообще — 24. Со второго курса учёба пошла бодрее: спецпредметы, курсовые, производственные практики. Калькуляторов тогда не было, не говоря о персональных компьютерах. Многие вычисления мы делали в уме (это одно из достижений Советского образования!) или быстро производили на листочке бумаги. Самый доступный «калькулятор» — логарифмическая линейка. Очень интересное устройство и пользовались мы раньше им часто! Помнится, производили довольно-таки сложные вычисления: умножали, делили и возводили в разные степени, извлекали корни, находили логарифмы и выполняли всякие тригонометрические вычисления. А, вот как она работает, сейчас уже без инструкции сразу и не вспомнить.
А ещё был арифмометр «Феликс» — чудо вычислительной техники. Он очень пригодился нам при выполнении курсовых и дипломных работ, хотя его можно было взять только на какое-то время в бухгалтерии какого-нибудь предприятия. В техникуме их было несколько штук, может с десяток, не больше. Потом некоторым учащимся за хорошую учёбу, уже на втором курсе, и мне в их числе, стали платить повышенную стипендию — 66 руб. 50 коп. Это были — Деньги!
После зимней сессии на неделю я решил слетать на Алтай деда с бабушкой проведать. Билеты Норильск-Красноярск-Барнаул на самолет, туда и обратно, обошлись по 27 рублей, от Барнаула до деревни деда (90 км) — 83 копейки на ПАЗике, гостинцы: бутылка водки (3 рубля 12 коп.), 3 булки настоящего ржаного хлеба (42 коп.), 3 банки сгущенки (62 коп. × 3 =1 рубль 86 коп.), 3 кг красной рыбы (3 рубля 90 коп.). Ну и в остатке у меня осталось около рубля от одной месячной стипендии в 66 руб. 50 коп. Вот такая была поездка с Севера на Алтай на одну неделю. Сможет ли сегодняшний студент пошива 2018–2019 года повторить всё тоже на одну месячную стипендию? Однозначно — нет. Производственные практики мы проходили 1–2 раза в год, по одному месяцу, и по-настоящему, на действующих норильских стройках: учились выполнять кирпичную кладку, укладывали бетон, штукатурили. Получалось не сразу, но старались.
По окончании практики получали зарплату: рублей по 200 –250. Север! СССР! И это факт, что так и было.
Газета «Заполярная Правда» № 152 от 13.10.011г.: «Виктор МАСКИН, по материалам архивов Норильска от 1970г.: «Но не только сессиями и зачетами жили студенты НВИИ. Вот несколько свидетельств об их труде и отдыхе: — «ГК КПСС направляет коллектив художественной самодеятельности НВИИ для проведения концертов и лекций по ленинской тематике… по Таймырскому национальному округу». — Приказ № 81 от 26.06.70 г.: «…Организовать спортивный оздоровительный лагерь для учащихся СТФ НВИИ в г. Феодосии с 4.08 по 23.08.70 г.» Лагерь патриотично назвали «Путоранами», на море поехали ребята из малообеспеченных семей. Во исполнение Постановления бюро ГК КПСС и исполкома Горсовета «Об оказании помощи Управлению торговли в уборке урожая в совхозе «Таежный»… направить в совхоз «Таежный» учащихся 2–3-х курсов дневного отделения СТФ сроком до 5 октября 1970 года в количестве 232 человек». С черноморских берегов на урожайные берега Енисея…
После второго курса весь сентябрь мы были в «трудовом десанте» в подшефном совхозе под Красноярском: заготовка картофеля, моркови и капусты для столовых Норильского комбината. Расчет за доблестный труд был натуральным (по мешку каждого овоща) и денежным (от 100 до 200 рублей) в соответствии с выполненными объёмами: кто-то меньше работал, кто-то больше. Учет был персональный и ежедневный, без приписок — в соответствии мешкам, заполненным под завязку. Вечерами ходили в клуб в кино и на танцы, сидели у костров, пели песни под гитару. Были некоторые не утряски с молодёжью совхоза, но это обычное дело, молодое. На то она и молодость, чтобы закалять характеры. Чаще старались решить вопрос мирным путем, путем переговоров, а не по блатному принципу — бить первым.
После окончания «десантирования» и выполненных совхозных работ мы, гордые своими трудовыми успехами и «дружественными прощаниями с местным населением», возвращались в Норильск теплоходом по Енисею. Очередная практика жизни закалила и определила: кто и чего стоит!
Прошло ещё полтора года, в этот период я ушёл в академический отпуск на год, но это другая история, а мои однокурсники продолжили учёбу. И в марте 1976 г., после «защиты диплома», все они разъехались по разным городам страны на работу. Так как техникум был не отраслевой, а всесоюзный, то и распределение выпускников было по всему СССР. В тот год по заявке Министерства строительства СССР (а на следующий год, когда я заканчивал техникум, то распределение нашего курса было по заявке Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР), начиная от Керчи и до Владивостока (Керчь, Минск, Киев, Волгоград, Калининград, Псков, Нижний Новгород, Омск, Томск, Иркутск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Хабаровск, Владивосток и т.п.).
Все молодые специалисты были обеспечены работой в качестве мастеров на стройках или в проектных организациях, жильём в общежитиях. Некоторые даже получили ведомственное жильё. Рассказанное мной выше, было для того, чтобы показать частичку на самом деле Добрых Времен СССР и подчеркнуть то, что Социальная программа Советского Государства за счет средств, полученных от добычи ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (нефть, газ, полиметаллические руды и пр.), была направлена на человека и для человека.
Живший в СССР гражданин знал, что Государство:
А. охраняет его жизнь;
Б. заботится о его здоровье через бесплатные поликлиники, санатории, дома отдыха и профилактории;
В. обеспечивает досуг детей в различных кружках при Домах культуры, Домах Пионеров, комнатах школьников;
Г. предоставляет отдых детей в пионерских лагерях и занятия спортом в различных секциях;
Д. старается воспитать человека, звание которого звучит гордо — Человек;
Е. обеспечивает право бесплатного школьного, среднего и высшего образования. и многое, многое другое.
Конечно, не всё было идеально в нашем СССР: были и воры, были и хапуги, были и зажравшиеся чиновники, но их было — мизер. Главное было — Программа развития Государства. Целенаправленная. И в этой программе были представлены все направления развития общества. Всем всего Доброго в Жизни!
Владимир Гуляев
Плывём из колхоза по Енисею в Дудинку. 1973г.
В колхозе под Красноярском
Интервал в 40 лет (1976 –2016г)