Довольно часто история несправедлива к героям. Иной ежечасно совершает великие дела, отдаёт жизнь на благо Отечества, а оно платит ему чёрной неблагодарностью и вычеркивает из списка лучших своих сынов. Именно это случилось со светлейшим князем, генерал-фельдмаршалом Григорием Александровичем Потёмкиным. А ведь он был истинным патриотом России. и к черноморскому флоту имел прямое отношение.
В тени времён
Замалчивание заслуг светлейшего князя началось при Павле I. Эксцентричный сын Екатерины II ненавидел всё, что было связано с матерью. Понятно, что память о человеке, состоявшем с ней в морганатическом браке, и, может быть, причастным к гибели Петра III, вызывала в Павле Петровиче чувство искреннего негодования. В итоге, при дворе сложилась традиция имя Потёмкина не упоминать, а о его заслугах забыть. Этой же идеи придерживались дети и внуки Павла I.
Демократические слои дореволюционной России видели в Потёмкине образчик развращённого барина, добившегося славы, земель и денег путём любовной интрижки с императрицей. Всё, что он делал на благо страны, казалось им бутафорщиной и самопиаром.
В советские времена от насыщенной биографии Потёмкина – военачальника, строителя и реформатора остались одни только «потёмкинские деревни», которых, кстати говоря, никогда не существовало. По этой самой причине мало кто сегодня знает, что благодаря Григорию Потёмкину страна обрела мощный Черноморский флот.
Создатель флота
Взлёт Григория Потёмкина произошёл во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Молодой офицер проявил недюжинные таланты военачальника, и слава о нем докатилась до Петербурга. Точнее, не докатилась, а возвратилась, потому что Потёмкин был и раньше известен при дворе.
Примерно с 1773 года Потёмкин сближается с императрицей. Между ними возникает страстная связь. Они тайно женятся. С этого времени Потёмкин сохраняет колоссальное влияние на дела империи, хотя семейная жизнь с Екатериной II расстраивается довольно быстро.
Другой бы на месте Потёмкина был забыт и выслан в деревню. Но Григорий получает в 1776 году титул князя Священной Римской империи, а вслед за этим Екатерина II подписывает рескрипт на его имя о мерах по обеспечению безопасности южных границ.
Нет сомнений, что Потёмкин сам вызвался на это поприще. Со всею силой своей деятельной натуры он приступил к укреплению крепостей Керчь, Еникале и Кинбурн, привёл в оборонительное состояние Моздок, Азов и Таганрог, и в следующем 1777 году продолжил комплектовать армию.
Первая черноморская верфь и первый корабль
В это время Россия и Турция стояли на грани разрыва. Причиной было Крымское ханство. Турки надеялись сохранить над ним свой контроль. Россия стремилась сделать полуостров опорой в продвижении к черноморским проливам.
В основе политики Потёмкина и Екатерины II лежал «греческий проект», которым они грезили и ради которого 18 июня 1778 года Потёмкин приступил к строительству в Херсоне гавани и верфи. В 1780 году здесь были заложены два корабля.
Первый корабль Российского Черноморского флота – 66-пушечный «Преображение Господне» – был спущен на воду 16 сентября 1783 года. Корабль вошёл в состав эскадры Ф.Ф. Ушакова и участвовал во многих сражениях.
Основание Севастополя
Важный шаг к созданию Черноморского флота был сделан во время присоединения Крыма, совершённого Потёмкиным в 1783 году. Новому флоту нужна была удобная база. Её поисками занимались многие в окружении светлейшего князя, а нашёл нужное место Александр Васильевич Суворов. Им оказалась Ахтиарская бухта в южной части Крыма.
«Подобной гавани, – рапортовал Суворов, – не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдётся, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли».
Ещё в 1778 году Суворов скрытным манёвром разместил по берегам бухты пехоту и артиллерию и выдавил из неё турецкую эскадру. В том же году Ахтиарскую бухту обследовал экипаж фрегата «Осторожный». Решением «светлейшего» 2 мая 1783 года в просторную Ахтиарскую «гавань» вошли корабли Азовской и Днепровской флотилии. С этого момента Черноморский флот обрёл свою главную базу. В 1801 году город Ахтиар был окончательно переименован в Севастополь.
Постскриптум
Конечно, с Потёмкиным или без – Крым всё равно был бы присоединён, а Черноморский флот построен. И Новороссия была бы освоена без этого человека. С другой стороны, мы должны помнить о роли личности в истории. Само по себе ничего не происходит. Великие дела делаются энергией и силой личности великих людей.
Таковым и был Григорий Александрович Потёмкин, ни разу в жизни не построивший ни одной «потёмкинской деревни», зато создавший Российский Черноморский флот.