250 километров для прогулок. В Москве решили объединить все набережные

Столичные набережные тянутся примерно на 250 километров. Однако перейти с одной на другую сегодня практически нереально из-за встающих на пути промзон, дорог и железнодорожных переездов.

Что­бы решить эту про­бле­му, в Москве в бли­жай­шие два года будет постро­е­но пять пеше­ход­ных мостов. О том, как в резуль­та­те это­го Москва-река и Яуза пре­вра­тят­ся в сквоз­ные зоны, а в горо­де появят­ся новые сквоз­ные марш­ру­ты для вело­си­пе­ди­стов и пеше­хо­дов, «Мослен­те» рас­ска­зал началь­ник управ­ле­ния стра­те­ги­че­ских про­ек­тов Мос­ко­мар­хи­тек­ту­ры Мак­сим Кан­ды­бай­ло.

Давай­те сра­зу о вол­ну­ю­щем моск­ви­чей: где в бли­жай­шие годы появят­ся пеше­ход­ные мосты через Моск­ву-реку и Яузу?

Что­бы было понят­нее, нач­ну чуть изда­ле­ка: толь­ко одна Москва-река созда­ет поряд­ка 200 кило­мет­ров набе­реж­ных, Яуза добав­ля­ет еще при­мер­но 50. Это боль­шая рекре­а­ци­он­ная тер­ри­то­рия, объ­еди­ня­ю­щая город. Она может слу­жить линей­ным пар­ком. Это во-пер­вых.

Во-вто­рых, когда у вас есть вытя­ну­тый линей­ный цен­тр, вы не стре­ми­тесь в какую-то кон­крет­ную точ­ку: Крем­ль или Боль­шой театр. Вы про­сто выхо­ди­те из дома где-нибудь в Цари­цы­но, доби­ра­е­тесь до реки и даль­ше може­те дви­гать­ся вдоль нее хоть на север, хоть на юг.

В Москве есть такие тер­ри­то­рии, на кото­рых, что­бы попасть на дру­гой берег, надо прой­ти пять-семь-деся­ть кило­мет­ров. Аль­тер­на­ти­ва — на мет­ро или вплавь.

Так вот, в рам­ках про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний мы выяви­ли, что вдоль Москва-реки мало как про­доль­ных, так и попе­реч­ных свя­зей. С про­доль­ны­ми понят­но: исто­ри­че­ски вдоль реки нахо­ди­лось и до сих пор нахо­дит­ся мно­го про­мыш­лен­ных тер­ри­то­рий. Поэто­му сей­час мы в первую оче­редь ста­ра­ем­ся осво­бо­дить реку имен­но от них, что­бы дать воз­мож­но­сть сквоз­но­го про­хо­да вдоль всей реки. Это поз­во­лит создать рекре­а­ци­он­ную зону и бегу­нам, и вело­си­пе­ди­стам, и про­хо­жим.

Попе­реч­ных свя­зей тоже недо­ста­точ­но?

Вер­но! Понят­но, что авто­мо­биль­ные доро­ги стро­ят­ся, но и про пеше­ход­ные нель­зя забы­вать. Когда вы выхо­ди­те из дома, а инфра­струк­ту­ра, кото­рой вы хоти­те вос­поль­зо­вать­ся, нахо­дит­ся на дру­гом бере­гу, то понят­но, что жела­тель­но иметь пеше­ход­ную связь с той частью горо­да.

250 километров для прогулок. В Москве решили объединить все набережные

Мы зани­ма­ем­ся и этим. На сего­дняш­ний день стро­ит­ся, бла­го­устра­и­ва­ет­ся или ремон­ти­ру­ет­ся мно­же­ство набе­реж­ных. Парал­лель­но мы нача­ли зани­мать­ся моста­ми, в том числе и пеше­ход­ны­ми.

Повто­рю, если поз­во­ли­те, вопрос: где имен­но они появят­ся?

На сего­дняш­ний день у нас есть пять про­ек­тов пеше­ход­ных мостов: через Нага­тин­ский затон к одно­имен­но­му мет­ро от ули­цы Судо­стро­и­тель­ной, с Крым­ской набе­реж­ной на Болот­ную набе­реж­ную (он будет неболь­шим и при­зван создать очень вос­тре­бо­ван­ное направ­ле­ние дви­же­ния с Крым­ской набе­реж­ной на стрел­ку Крас­но­го Октяб­ря, за памят­ник Пет­ру I). Два пеше­ход­ных моста в Мнев­ни­ках: один свя­жет тер­ри­то­рию Мнев­ни­ков­ской пой­мы с Филев­ским пар­ком, и один — в сто­ро­ну Кры­лат­ско­го, в ство­ре ули­цы Ост­ров­ной. Еще один про­ект, к кото­ро­му мы толь­ко недав­но при­сту­пи­ли, — это новый пеше­ход­ный мост в рай­о­не Гос­пи­таль­ной набе­реж­ной на Яузе.

Плюс к это­му мы рас­смат­ри­ва­ем воз­мож­но­сть созда­ния пеше­ход­ных мостов вдоль и попе­рек авто­мо­биль­ных дорог и желез­но­до­рож­ных путей. У нас есть такие узлы: напри­мер, транс­порт­ный хаб рядом с Москва-Сити. Там пере­се­ка­ют­ся несколь­ко желез­но­до­рож­ных направ­ле­ний, МЦД, два направ­ле­ния МЦК, мет­ро­по­ли­тен плюс авто­мо­биль­ные доро­ги. Пеше­хо­дам доста­точ­но тяже­ло пере­се­кать все эти слож­ные свя­зи.

Насколь­ко удоб­ны­ми для поль­зо­ва­те­лей будут эти мосты? Их про­ек­ти­ру­ют со сту­пень­ка­ми или без?

У нас есть жела­ние созда­вать пеше­ход­ные мосты без сту­пе­нек, что­бы по ним мож­но было спо­кой­но про­ез­жать на вело­си­пе­де и элек­тро­са­мо­ка­те, на роли­ках и скейт­бор­де. Это очень важ­но — удоб­ные инфра­струк­тур­ные мосты мы видим имен­но таки­ми. И авто­мо­биль­ные мосты мы ста­ра­ем­ся делать таки­ми, что­бы у пеше­хо­дов была воз­мож­но­сть для дви­же­ния по ним.

250 километров для прогулок. В Москве решили объединить все набережные

Все это бла­го­устрой­ство и стро­и­тель­ство мостов при­ве­дет к тому, что на запа­де Моск­вы появят­ся боль­шие, кило­мет­ров по пят­на­дцать, пеше­ход­ные и вело­си­пед­ные марш­ру­ты. Это спла­ни­ро­ван­ный этап роста город­ской инфра­струк­ту­ры?

Конеч­но, спла­ни­ро­ван­ный. Более того, вело­си­пед­ные свя­зи и пеше­ход­ные марш­ру­ты мы актив­но обсуж­да­ем не толь­ко с Депар­та­мен­том транс­пор­та, но и с бего­вы­ми и вело­си­пед­ны­ми сооб­ще­ства­ми. Зачем? У нас есть идея — создать еди­ный боль­шой вело­пе­ше­ход­ный марш­рут. Услов­ное назва­ние у него — «Зеле­ное коль­цо Моск­вы». Этот марш­рут соеди­нит мно­же­ство пар­ко­вых тер­ри­то­рий, а его про­тя­жен­но­сть соста­вит более 160 кило­мет­ров. Это неве­ро­ят­но важ­но.

Поче­му?

Пото­му что у горо­жан неве­ро­ят­но вос­тре­бо­ва­ны имен­но длин­ные вело­пе­ше­ход­ные свя­зи. Ведь те, кто ката­ет­ся на вело­си­пе­де, про­ез­жа­ют обыч­но не один-два кило­мет­ра, а деся­ть-пят­на­дцать. Кро­ме того, в Москве сей­час актив­но раз­ви­ва­ет­ся мас­со­вый спорт. А он тре­бу­ет доволь­но боль­шо­го коли­че­ства марш­ру­тов для того, что­бы, ска­жем, гото­вить­ся к сорев­но­ва­ни­ям. Одно­го вело­тре­ка в Кры­лат­ском для вело­си­пе­ди­стов явно недо­ста­точ­но.

Выход? Созда­вать для вело­си­пе­ди­стов отдель­ную инфра­струк­ту­ру, ина­че посто­ян­но воз­ни­ка­ю­щих кон­флик­тов и ава­рий­ных ситу­а­ций не избе­жать. Мы видим это на при­ме­ре элек­тро­са­мо­ка­тов. Мно­гие на них раз­го­ня­ют­ся так, что под­вер­га­ют опас­но­сти жиз­нь и здо­ро­вье как свои, так и дру­гих людей.

В какие сро­ки будут постро­е­ны и откры­ты мосты, о кото­рых вы гово­ри­те?

Мы пла­ни­ру­ем, что в 2023 году появят­ся пер­вые пеше­ход­ные мосты. Самый корот­кий — око­ло 60 мет­ров — с Крым­ской на Болот­ную набе­реж­ную. А самый длин­ный пока у нас полу­ча­ет­ся через Нага­тин­ский затон: поряд­ка 300–400 мет­ров. Конеч­но, от габа­ри­тов соору­же­ния зави­сит и срок его стро­и­тель­ства.

250 километров для прогулок. В Москве решили объединить все набережные

В общем, ска­жу так: пер­вые резуль­та­ты мы пла­ни­ру­ем полу­чить в 2023 году, а к 2024 году все мосты уже появят­ся.

Раз уж мы заго­во­ри­ли о кон­крет­ных сро­ках, спро­шу и вот что: каки­ми бло­ка­ми и частя­ми будут бла­го­устра­и­вать­ся и вклю­чать­ся в жиз­нь Моск­вы сег­мен­ты 160-кило­мет­ро­во­го «Зеле­но­го коль­ца Моск­вы»?

Тут все про­ще, посколь­ку для созда­ния вело­марш­ру­тов боль­шо­го стро­и­тель­ства не тре­бу­ет­ся… Часть марш­ру­тов уже созда­ет­ся, напри­мер — «Доро­га в Лавру». Часть его при содей­ствии пре­фек­ту­ры Севе­ро-Восточ­но­го окру­га уже созда­на в пар­ке Яуза.

Сей­час город пла­ни­ру­ет про­грам­му по уда­ле­нию пре­пят­ствий с это­го и дру­гих марш­ру­тов. Там ведь есть и доро­ги, и желез­но­до­рож­ные пути, кото­рые на сего­дняш­ний день нелег­ко пере­се­кать.

Раз­ве это про­сто?

Непро­сто, конеч­но… Но у нас под­го­тов­ле­ны кон­крет­ные пред­ло­же­ния, как все это мож­но облег­чить.

Олег Мат­ве­ев