Если спросить, о том, какой город основал Пётр I, то все, конечно же, назовут Санкт-Петербург. И это очевидный ответ. Но мало кто знает, что до Питера царь (а он тогда ещё был царём) основал другой город, который стал нашей первой военно-морской базой. И произошло это вовсе не на Балтийском море, а на Азовском, после второго Азовского похода Петра, когда он забрал у турок их крепость Азов.
Победив турок (да-да, тогда граница Османской империи проходила по территории Ростовской области) царь решил укрепить позиции и основал первый в России открытый морской порт и крепость, которую назвал Троицкой.
Случилось это в 1698 году на пять лет раньше, чем был основан Санкт-Петербург. И вполне возможно, что именно это начинание царя и послужило бы державе тем самым окном в Европу.
Как не своей рукой пишу: нужно турок удовлетворить… Таганрог разорить как можно шире, однако же не портя фундамента, ибо, быть может, Бог иначе совершит
Конечно, он надеялся снова овладеть Азовом и восстановить с таким трудом выстраданный порт, колыбель русского флота. Дальше открывались перспективы выхода в Чёрное и Средиземное море.
И лишь при Екатерине II срытая до основания крепость восстанавливается в точности по старым фундаментам Петра. Чуть позже, стараниями русского оружия границы империи отодвигаются на юг, а город указом императрицы теряет статус крепости, и становится культурной и торговой столицей юга России. Но это уже совсем другая история.
Речь шла об уникальном городе, ПЕРВОМ русском городе построенном по генеральному плану, родине Антона Павловича Чехова и Сергея Юрьевича Белякова – Таганроге.