Не так давно американские ученые, представляющие Нью-Йоркский университет и Институт Карнеги, шокировали заинтересованную общественность тремя замечательными фактами. Во-первых, положение Солнечной системы внутри Млечного Пути каким-то образом определяет события, происходящие на нашей планете, но это не имеет никакого отношения к астрологии. Во-вторых, у Земли есть что-то вроде пульса. В-третьих, первые два пункта связаны между собой.
Ученые проанализировали 89 крупнейших геологических событий, случившихся за последние 260 миллионов лет. В это число попали массовые вымирания, заметные всплески вулканической активности, колебания уровня моря, сдвиги континентальных плит и так далее. Оказалось, что глобальные потрясения происходят в соответствии с некоей закономерностью. Они выстроились в 10 отчетливо различимых «кластеров», причем катастрофические события достигали пиковой интенсивности приблизительно раз в 27.5 миллионов лет. Это что-то вроде чрезвычайно медленного сердцебиения планеты. Пульса, если хотите.
Все это означает, что геологические события, вроде движения континентальных плит и извержения вулканов, связаны с воздействием некоей внешней силы и непосредственным образом влияют друг на друга. Это в корне противоречит общепринятой концепции, согласно которой каждое из этих потрясений представляет собой отдельный, вполне самостоятельный феномен. Один из ведущих исследователей, стоящих за этим сенсационным открытием, обнаружил, что геологические катастрофы демонстрируют тенденцию объединяться в отчетливо различимые группы, в далеком 1984 году, едва приступив к своим изысканиям. Однако получить более ясную картину и подтвердить ранее выявленные закономерности удалось лишь совсем недавно, после заметного усовершенствования метода радиоуглеродного датирования, позволившего уточнить место и время многих событий в истории нашей планеты.
Как ученые объясняют «кластеризацию» геологических катастроф?
Основных гипотез две. Согласно первой, ответственность несут процессы, происходящие внутри планеты, вторая же видит в обнаруженных закономерностях некое воздействие из космоса. «Земная» версия описывает ситуацию несколько хаотично: крупные участки смещающегося океанского дна изменяют уровень моря, мощные извержения вулканов и тектонические сдвиги влияют на содержание углекислого газа в атмосфере, и весь этот апокалипсический набор обязан своим буйством неустановленным пока закономерностям конвекционных процессов, происходящих в мантии планеты. Таким образом, гипотеза «обвиняет» в цепочке катастроф всю Землю – от ядра до содержащегося в воздушной среде углерода.
«Космическая» версия обращает внимание на малоизвестную теорию, согласно которой Солнечная система раз приблизительно в 27 миллионов лет подвергается усиленному высокоэнергичному облучению и мощной метеоритной бомбардировке. По всей видимости, это связано с её прохождением через некие области космического пространства. Особенности перемещения и вращения Земли, Солнечной системы и Млечного Пути вполне способны генерировать гравитационные колебания и возмущения. Те воздействуют на мантию нашей планеты, провоцируя тектонические сдвиги, извержения вулканов и прочие ужасы. В общем, все взаимосвязано, но довольно прилично запутано.
Надо отметить, что последняя из описанных теорий имеет весьма интригующее подтверждение. Несколько ранее учеными была установлена интересная закономерность, которая говорит о цикличности метеоритных ударов по нашей планете. Согласно статистическому анализу событий этого рода, количество точных попаданий в Землю достигает своего пика каждые 26–37 миллионов лет. Естественно, это воздействие способно самым непосредственным образом влиять как на климат планеты, так и на то, что происходит в её глубинах. Так что за выявленными циклами геологических катастроф действительно может стоять случающаяся по расписанию метеоритная бомбардировка.
Естественно, в этот момент у любого нормального человека возникает резонный вопрос: «Когда же ожидать следующего пика катастроф?». Если верить подсчетам, сделанным авторами исследования, он наступит примерно через 20 миллионов лет. Так что нынешнему поколению людей волноваться, по большому счету, не о чем. Надо учитывать также, что все описанные сегодня выводы сделаны на основании всего лишь одной статистической закономерности, какой бы интересной она ни казалась. Воспринимать её всерьез можно будет только после достаточного количества проверок и подтверждений.