Еще в начале 90-х в России удалось спроектировать и построить две боевых машины, способных полностью изменить облик сухопутных войск. Два уникальных танка должны были стать основой «ударного кулака» российской армии и превосходили любые зарубежные аналоги как по огневой мощи, так и по бронированию.
Один девять пять
Еще в начале 80-х советские танкостроители хорошо понимали, что время основных боевых танков Т-72 сочтено. Плохими эти машины не считали никогда, но, как и любая отечественная техника, «Уралы» строились под применение крупных танковых соединений — батальонов и бригад. Локальность войны, под которую машины попробовали адаптировать перед самым развалом СССР, накладывала на использование такой техники определенные ограничения.
Почти сразу выяснилось, что Т-72 слабо защищены для городских боев, где дистанция поражения составляет всего несколько сотен, а в некоторых случаях — несколько десятков метров. Примерно тогда же в головах конструкторов УКБТМ возникла идея создать уникальный танк, способный проламывать переднюю кромку фронта и врываться даже в городские бои.
Первые штрихи машины начали появляться еще в середине 80-х годов. К концу десятилетия проект и техническое задание на новый танк были практически готовы. Министр обороны СССР маршал Язов лично дал «отмашку» проекту, и работа над новым танком закипела. Но закончить в срок разработчики не успели.
Гоночный танк
Первый заводской прототип танка по проекту «Совершенствование-88» получил индекс «Объект 195» и стал первым принципиально новым танком, созданным когда-либо мировыми оружейниками. Уникальным решением (как для отечественной техники, так и вообще) стала схема размещения экипажа — три человека сидели в изолированной бронекапсуле в носовой части машины. Боеукладка, топливные баки и отсек с двигателем и трансмиссией были отделены друг от друга и исключали гибель людей даже при попадании в снаряды.
Опциональная возможность уменьшения экипажа до двух человек существовала уже тогда, но на опытной машине не успели доработать систему управления огнем. Разработчикам просто не хватило времени — Советский Союз внезапно рухнул, а потребность в новой технике для теперь уже российской армии не была столь очевидной. Однако три построенных прототипа прошли заводские испытания и показали, что концепция создания защищенного штурмового танка — верный путь к созданию машины, способной доминировать на поле боя вне зависимости от подготовки и оснащенности противника.
В качестве «базовых опций» нового танка предлагались — орудие 2А83 калибра 152-мм, новые бронебойные и осколочно-фугасные снаряды, способные пробивать практически насквозь все известные ОБТ зарубежного производства, РЛС и комплекс активной защиты «Штандарт», многослойное металлокерамическое бронирование и двигатель объёмом 35 литров и мощностью 1650 лошадиных сил — мощнее, чем у любого из серийных ОБТ.
Однако до испытаний «Объект-195» добрался лишь много лет спустя. Машину с многоканальным модулем управления огнем, способную пробивать себе путь через городские кварталы, уничтожая все живое на своем пути, проверили в деле на полигоне «Старатель» только в 2002 году. А в конце «нулевых» второй прототип «отстрелялся» на «отлично» на полигоне Донгуз, после чего комиссия приняла решение рекомендовать машину к серийному производству.
Но у военных было свое мнение по этому вопросу. Танк сочли «слишком советским», а его огневую мощь «слишком избыточной». Так на теме машины, способной проезжать там, где не пробьется ни одна другая, поставили крест.
«Черный орел»
В околовоенной среде говорят, что Т-14 «Армата» собрали из двух перспективных машин. От «Объекта-195» машина получила схему размещения экипажа и силовой установки, электронику и двигатель, а все остальное, включая продвинутую систему управления огнем и способность перемахнуть через противотанковые заграждения, у самого секретного танка «Объект-640», получившего прозвище «Черный орел». Этот танк разрабатывали в 90-е годы в Омском конструкторском бюро транспортного машиностроения как боевую машину четвертого поколения (такое же поколение присвоено и танку «Армата»).
Изюминкой танка стала трехуровневая система защиты, собранная после изучения всех зарубежных машин, включая американские М1 Abrams и израильские Merkava. В результате исследований зарубежной техники и появился знаменитый приземистый силуэт, семикатковое шасси и быстрый автомат заряжания.
От американского М1 конструкторы взяли конструкцию кормовой ниши с вышибными панелями — применение такой технологии значительно повышало шансы машины на выживание при попадании снарядов любого типа. Фирменным отличием «Черного орла» от любых других машин стало применение газотурбинного двигателя мощностью под 1700 лошадиных сил. При массе в 48 тонн удельная мощность агрегата составляла по 35 «лошадей» на тонну, что считалось лучшими показателем среди боевых машин.
В базовой версии машины конструкторы разместили штатное для отечественных танков 125-мм орудие, однако опционально «Орла» могли укомплектовать и 152-мм штурмовой пушкой. По сведениям военных, имевших отношение к испытаниям этой машины, на тестовых стрельбах «Объект 640» с таким орудием (позднее машина была утилизирована) обрушил пятиэтажный кирпичный дом двумя выстрелами.
Несмотря на перспективность новых машин, ни одной из них не нашлось места в войсках. Близкие к Минобороны источники утверждают, что ни один из танков до конца не удовлетворил военных. «Объект 195» при массе в 60 тонн был слишком медленным и не мог активно маневрировать на поле боя, а «Объект 640» был слишком дорог в производстве — его стоимость, по слухам, была примерно в 3 раза больше, чем у танка Т-90. Кроме того, военных не устроила эффективность штатной брони танка, поэтому было принято радикальное решение — спроектировать новую машину, но использовать наработки и технологии, использованные в «Объекте 195» и «Черном орле». Через несколько лет работы, в 2015 году, на брусчатке Красной площади, весь мир увидел результат этого эксперимента — новая машина получила индекс Т-14 и название «Армата». Серийное производство нового танка назначено на 2022 год.