Сегодня завершились переговоры США и России по «ультиматуму Путина». Дипломаты Венди Шерман и Сергей Рябков на протяжении восьми часов общались в Женеве.
По итогам обе стороны сделали отдельные заявления. Из которых видно, что по некоторым вопросам прогресс определенно намечается.
Но в целом предложения России, выдвинутые в конце декабря Байдену и НАТО, на данный момент не приняты. По крайней мере, видимых признаков этого нет. Однако, то, что обе стороны готовы продолжать переговоры показывает, что и по принципиальным позициям есть определенные перспективы прийти к договоренностям.
Позиция России
После встречи в Женеве представитель России дал пресс-конференцию. В целом тон Сергея Рябкова звучал не катастрофично – он заявил, что база для переговоров есть и назвал темы, где они могут иметь успех.
«Есть база для достижения договоренности с США и НАТО по гарантиям безопасности, поиск баланса интересов возможен», – обтекаемо заявил замминистра.
Из более-менее конкретного он упомянул совместный контроль над вооружениями в части ракет. «Диалог по ДСНВ и контролю над вооружениями будет продолжен», – заявил Рябков. То есть, даже если «ультиматум Путина» будет американцами в целом отклонен.
По главным же российским предложениям прогресс пока, судя по заявлениям российской стороны, отсутствует.
Замглавы МИД России прямо заявил, что основное требование Москвы – дать гарантии непринятия Украины в НАТО – пока не услышано. А это ставит под вопрос вообще весь диалог о стратегической стабильности.
«Касательно нерасширения НАТО – там категорически нет никакого прогресса. Это критический момент, от которого зависит дальнейший успех переговоров», – заявил представитель России.
«Мы не услышали плюса в главной теме», – добавил он.
Главная тема, по версии Рябкова – это чтобы «Украина никогда, никогда, никогда не стала членом НАТО».
Украины касался еще один аспект, связанный с военными учениями западных стран у границ России. Речь, видимо, шла о том, чтобы не только НАТО свернуло эти учения, но и Россия уменьшила их интенсивность на своей территории.
На что Рябков ответил, что «Россия продолжит учения на своей территории, как бы в НАТО не возражали». Это, судя по всему, был и опосредованный ответ на требование США отвести войска от границ Украины.
Также он прокомментировал обвинения американцев о якобы планах вторжения в Украину (они, судя по всему, звучали и на переговорах).
«Это мне напоминает фильм с Арнольдом Шварценеггером на Красной площади, который задавался вопросом «Какие ваши доказательства?» Мы тысячу раз просили по многим вопросам американцев о доказательствах. В ответ либо молчание, либо ссылки на то, что «вы и сами знаете, что вы делаете, ничего больше доказывать не нужно». Никаких планов, намерений или причин у России нападать на Украину нет!», – заявил Рябков.
Но в целом дипломат креста на переговорах не ставит. Он говорит, что окончательный вывод Москва сделает после встреч по линии НАТО и ОБСЕ 12 и 13 января. После этого решение Путиным будет приниматься уже едва ли не на этой неделе.
«Речь не о месяцах, не о неделях, нам нужен срочный ответ», – сказал Рябков.
Позиция США
Венди Шерман была более лаконичной.
Она рассказала, что дискуссии в Женеве велись на основе обнародованных ранее российских предложений по безопасности. И обрисовала, где США могут пойти навстречу.
Самое конкретное, что прозвучало – американцы «открыты к взаимным лимитам по военным учениям». А также неким «мерам транспарентности».
Это совпадает с той информацией, что озвучил Рябков. То есть, Штаты предлагают уменьшить интенсивность военных маневров, которые в последнее время стали обоюдно угрожающими – но на паритетных началах.
Россия на это уже ответила, что на своей территории будет проводить учения без консультаций с НАТО. Впрочем, есть еще территория Беларуси, которая вплотную примыкает к Евросоюзу. А также воздушное пространство и акватории у берегов стран Альянса.
Вокруг всего этого и могут проходить торги.
Что же до «транспарентности» – то здесь речь скорее всего идет о договорах о сокращении вооружений, которые также упоминал Рябков.
То есть это те опции, где могут быть подвижки.
В остальном заявления Венди Шерман звучат негативно. Из них становится понятно, что:
1. США требуют от России по сути признать, что идет подготовка «вторжения в Украину» и демонстративно отвести войска.
«Возвращение российских вооруженных сил от границы России и Украины в казармы стало бы доказательством отсутствия планов по якобы потенциальному вторжению России на Украину», – заявила представитель Госдепартамента.
Понятно, что никаких подобных шагов Россия делать не станет, поскольку не только отрицает намерения нападать на Украину – но и не дает отчета о передвижениях войск по своей территории. И здесь мы видим очевидный тупик.
2. США не будут обсуждать перспективы принятия Украины в НАТО с Россией. «Мы не позволим никому помешать политике открытых дверей НАТО», – заявила Шерман.
Выше мы указывали, что Москва именно это требование выставляет как ключевое. И Рябков несколько раз говорил, что гарантии должны быть публичными, а не кулуарными.
3. Сокращение американских военных баз и уменьшение численности войск в Европе – «не стоит на повестке». Да и вообще – «США и РФ пока не готовы к обсуждению конкретных договоренностей в сфере безопасности, сейчас стороны пытаются лучше друг друга понять».
Это противоречит риторике России, которая требует прямых ответов, а не попыток понимания.
4. Звучали традиционные уже угрозы санкциями – ограничений на экспорт в Россию и финансовые санкции (надо думать, отключение SWIFT). Рябков на это заявлял, что шантаж и санкционные угрозы не сработают.
В общем, судя из этой риторики, прогресс есть только в тех вопросах, которые ранее получались и у Байдена еще до личных встреч с Путиным – по контролю над стратегическими вооружениями. Также могут договориться по снижению интенсивности учений.
Но не слишком верится, что лишь это стороны обсуждали около восьми часов. И варианта здесь остается ровно два.
Первый – на самом деле предложения России американцами обсуждаются куда серьезнее, чем это пытаются подать. Но это маскируется под конфликтные формулировки.
Иначе вообще непонятно, зачем Байден соглашался на эти переговоры и всячески их «пробивал».
Второй – ключевые требования Москвы по нерасширению НАТО учитывать на Западе не собираются, пытаясь договориться по менее чувствительным для американцев вопросам.
И если такая позиция сохранится неизменной, то переговоры в данном формате будут свернуты уже в ближайшую неделю-две.
Но пока о крахе говорить рано. Есть все признаки, что какие-то конкретные решения, видимо, уже подготовлены. Ведь слишком много дипломатических усилий со всех сторон подключено, чтобы все это оказалось просто мыльным пузырем.