Почему у США есть авианосцы, но нет атомного ледокола?

Атомный ледокол "Арктика". Фото © ТАСС / Лев Федосеев
Атомный ледокол "Арктика". Фото © ТАСС / Лев Федосеев

Пять российских технологий по строительству ледоколов, которые не может воссоздать Америка. Некоторые из них охраняются не хуже ядерного оружия, хотя в построенном виде их могут изучить все желающие.

life.ru

10 янва­ря 2022 года из сво­е­го пер­во­го похо­да вер­нул­ся новый ледо­кол «Арк­ти­ка», постро­ен­ный по про­ек­ту 22220. Суд­но водо­из­ме­ще­ни­ем 33,5 тыся­чи тонн помо­га­ло ком­мер­че­ским судам про­хо­дить участ­ки, тол­щи­на льда на кото­рых дости­га­ла трёх мет­ров. «Арк­ти­ка» — пер­вый, но не един­ствен­ный атом­ный ледо­кол ново­го про­ек­та. Все­го в Рос­сии может быть постро­е­но семь таких ледо­ко­лов, а пер­вые два пред­ста­ви­те­ля про­ек­та — «Арк­ти­ка» и «Сиби­рь» — уже исполь­зу­ют­ся для про­вод­ки судов по Север­но­му мор­ско­му пути. В 2022 году в строй пла­ни­ру­ют вве­сти ледо­кол «Урал», а в 2025 году могут достро­ить «Яку­тию» и «Чукот­ку». В пер­спек­ти­ве ледо­ко­лы ново­го про­ек­та долж­ны сме­нить на посту кораб­ли преды­ду­ще­го поко­ле­ния — двух­ре­ак­тор­ные атом­ные ледо­ко­лы «Ямал» и «50 лет Побе­ды».

После завер­ше­ния пер­во­го похо­да ледо­ко­ла «Арк­ти­ка» зару­беж­ные экс­пер­ты ста­ли изу­чать совет­ский и рос­сий­ский опыт кораб­ле­стро­е­ния и пыта­лись най­ти ответ на вопрос, поче­му атом­ный ледо­коль­ный флот есть у Рос­сии, а в США, где смо­гли постро­ить деся­ток атом­ных авиа­нос­цев, таких кораб­лей до сих пор нет. Атом­ных ледо­ко­лов у США не было в прин­ци­пе, как и потреб­но­сти обес­пе­чи­вать ком­мер­че­ские судо­ход­ные пути через зону Север­но­го Ледо­ви­то­го оке­а­на с трёх­мет­ро­вой тол­щи­ной льда. Одна­ко ситу­а­ция, по мне­нию экс­пер­та РСМД Васи­лия Каши­на, дав­но изме­ни­лась, США ока­за­лись не гото­вы к извле­че­нию полез­ных иско­па­е­мых из недр Арк­ти­ки.

Российский головной универсальный атомный ледокол "Арктика" проекта 22220. Фото © ТАСС / Александр Демьянчук

Рос­сий­ский голов­ной уни­вер­саль­ный атом­ный ледо­кол «Арк­ти­ка» про­ек­та 22220. Фото © ТАСС / Алек­сан­др Демьян­чук

В пла­не раз­ви­тия ледо­коль­но­го фло­та США сей­час дале­ки даже от Китая и Япо­нии, постро­ив­ших впол­не при­лич­ные поляр­ные иссле­до­ва­тель­ские ледо­ко­лы. Аме­ри­кан­цы нача­ли шеве­лить­ся отно­си­тель­но недав­но, когда до пре­зи­ден­та Трам­па дош­ли слу­хи, что Китай соби­ра­ет­ся стро­ить соб­ствен­ный атом­ный ледо­кол. У аме­ри­кан­цев исто­ри­че­ски было все­го два тяжё­лых ледо­ко­ла — Polar Star и Polar Sea, вве­дён­ных в строй в сере­ди­не 1970-х. Polar Sea был выве­ден из экс­плу­а­та­ции в 2010-м и слу­жил доно­ром зап­ча­стей для един­ствен­но­го остав­ше­го­ся Polar Star. То есть сей­час они свои инте­ре­сы в Арк­ти­ке фак­ти­че­ски обес­пе­чи­вать не могут, раз­ве что очень огра­ни­чен­но.
Васи­лий Кашин, экс­перт РСМД

Если не счи­тать­ся с рас­хо­да­ми, то решить мож­но прак­ти­че­ски любую зада­чу. Но каких тех­но­ло­гий, бла­го­да­ря кото­рым у Рос­сии появил­ся совре­мен­ный ледо­коль­ный флот, нет у США? Попро­бу­ем разо­брать­ся.
Технология № 1 — хороший и недорогой ядерный реактор
Атомный ледокол "Вайгач". Фото © ТАСС / Лев Федосеев

Атом­ный ледо­кол «Вай­гач». Фото © ТАСС / Лев Федо­се­ев

Постро­ен­ные ещё в СССР ледо­ко­лы «Ямал» и «50 лет Побе­ды» с двух­ре­ак­тор­ной ядер­ной энер­ге­ти­че­ской уста­нов­кой исполь­зу­ют­ся не все­гда. Чаще в дело всту­па­ют два ледо­ко­ла с одно­ре­ак­тор­ной уста­нов­кой мощ­но­стью око­ло 50 тыс. л.с. — «Тай­мыр» и «Вай­гач». Их допол­ня­ет атом­ный кон­тей­не­ро­воз «Сев­мор­пу­ть» с мощ­но­стью реак­тор­ной уста­нов­ки 40 тыс. лоша­ди­ных сил.

Новые ледо­ко­лы «Арк­ти­ка» постро­е­ны в луч­ших тра­ди­ци­ях совет­ской шко­лы — в экра­ни­ро­ван­ном зале уста­нов­ле­ны 2 ядер­ных реак­то­ра РИТМ-200 по 175 МВт каж­дый. Сум­мар­но они выда­ют боль­ше мощ­но­сти, чем было до это­го, — 81,5 тыс. лоша­ди­ных сил. Осо­бен­но­сть энер­ге­ти­че­ской уста­нов­ки кораб­ля состо­ит в том, что изна­чаль­но водо-водя­ной ядер­ный реак­тор, раз­ра­бо­тан­ный в ОКБМ име­ни И.И. Афри­кан­то­ва, про­ек­ти­ро­ва­ли для… пла­ву­чих атом­ных элек­тро­стан­ций. В США неболь­шо­го по раз­ме­рам и мощ­но­го ядер­но­го реак­то­ра, кото­рый мож­но было бы адап­ти­ро­вать под ледо­ко­лы, в дан­ный момент нет, да и стро­ить атом­ные ледо­ко­лы в США пока не пла­ни­ро­ва­ли.

О том, что ледо­кол нужен, гово­ри­лось дол­гие годы, ещё при адми­ни­стра­ции Буша. В 2010-м при Оба­ме раз­ра­бо­та­ли про­ект Polar Security Cutter Program. Даль­ше нача­лась воло­ки­та, и толь­ко в 2017 году Трамп воле­вым реше­ни­ем рас­по­ря­дил­ся их стро­ить. Пер­вый из них ожи­да­ет­ся к 2024 году, вто­рой — к 2025-му, тре­тий — к 2027-му. При­мер­ное водо­из­ме­ще­ние — 22 тыс. тонн. Но атом­ным он не будет.
Васи­лий Кашин, экс­перт РСМД

Технология № 2 — виртуальное проектирование и место производства

Одной из осо­бен­но­стей рос­сий­ских ледо­ко­лов «Арк­ти­ка» ново­го поко­ле­ния ста­ла пол­но­стью циф­ро­вая сре­да раз­ра­бот­ки. В ней про­ек­ти­ров­щи­ки кораб­лей реа­ли­зо­ва­ли весь опыт, накоп­лен­ный за мно­го десят­ков лет. Пер­вый атом­ный ледо­кол «Ленин» спу­сти­ли на воду ещё в 1959 году, и с это­го момен­та дан­ных о рабо­те кораб­лей в поляр­ных льдах ста­но­ви­лось всё боль­ше.

Пульт управления на российском головном универсальном атомном ледоколе "Арктика" проекта 22220. Атомный ледокол "Арктика". Фото © ТАСС/Демьянчук Александр

Пульт управ­ле­ния на рос­сий­ском голов­ном уни­вер­саль­ном атом­ном ледо­ко­ле «Арк­ти­ка» про­ек­та 22220. Атом­ный ледо­кол «Арк­ти­ка». Фото © ТАСС/Демьянчук Алек­сан­др

Про­бле­ма в том, что соб­ствен­ный опыт США в раз­ра­бот­ке и про­из­вод­стве таких кораб­лей прак­ти­че­ски утра­чен. Для того что­бы мак­си­маль­но быст­ро и дёше­во навер­стать упу­щен­ное, созда­ние и стро­и­тель­ство ледо­ко­лов могут дове­рить Фин­лян­дии. Для того что­бы креп­че при­вя­зать фин­нов к пер­спек­ти­вам сотруд­ни­че­ства, аме­ри­кан­ские лоб­би­сты про­да­ви­ли постав­ку в стра­ну истре­би­те­лей F-35. Отзы­вом кото­рых фин­нов могут шан­та­жи­ро­вать, если сдел­ка с ледо­ко­ла­ми пой­дёт не по пла­ну. К тому же про­ек­ти­ро­вать новые аме­ри­кан­ские ледо­ко­лы будут на базе немец­ко­го RV Polarstern, поэто­му вме­сто ледо­ко­ла наци­о­наль­ной построй­ки при­хо­дит­ся брать с миру по нит­ке. Про­из­вод­ством пер­вых трёх кораб­лей про­ек­та может занять­ся аме­ри­кан­ская вер­фь VT Halter Marine, одна­ко если корабль ока­жет­ся удач­ным, то стро­ить аме­ри­кан­ские ледо­ко­лы будут за рубе­жом. Для срав­не­ния: про­из­вод­ство ледо­ко­лов в Рос­сии мож­но нала­дить на любом судо­стро­и­тель­ном заво­де.

Технология № 3 — высокопрочный корпус

Быв­ший заме­сти­тель началь­ни­ка машин­но­го отде­ле­ния атом­но­го ледо­ко­ла «Совет­ский Союз» Артём Бар­мин отме­чал, что во вре­мя выхо­дов на пико­вую мощ­но­сть два ядер­ных реак­то­ра ОК-900А поз­во­ля­ли кораблю водо­из­ме­ще­ни­ем 25 тыс. тонн про­ла­мы­вать лёд тол­щи­ной более трёх мет­ров.

Вни­зу гро­хот сто­ял силь­ней­ший, конеч­но, но аме­ри­кан­ские само­лё­ты-раз­вед­чи­ки, пере­го­во­ры кото­рых воен­ные пере­хва­ты­ва­ли вре­мя от вре­ме­ни, назы­ва­ли ледо­кол гоноч­ным за спо­соб­но­сть парить над кром­кой льда и нава­ли­вать­ся на неё всем весом.
Артём Бар­мин, быв­ший заме­сти­тель началь­ни­ка машин­но­го отде­ле­ния атом­но­го ледо­ко­ла «Совет­ский Союз»

Вну­ши­тель­ная лед­о­про­хо­ди­мо­сть сохра­ни­лась и у новей­ших ледо­ко­лов про­ек­та 22220 — они, как и их совет­ские пред­ки, спо­соб­ны про­би­вать трёх­мет­ро­вый лёд для про­вод­ки кораб­лей. Для срав­не­ния: ледо­кол Бере­го­вой охра­ны США «Хили» про­би­ва­ет лишь 1,6 мет­ра льда.

Технология № 4 — люди, техника, инфраструктура

Экс­перт РСМД Васи­лий Кашин пояс­нил, что вопрос об атом­ном ледо­ко­ле в США обсуж­дал­ся мно­го раз, одна­ко поми­мо обыч­ной бюро­кра­тии так и не решён вопрос с финан­си­ро­ва­ни­ем ледо­ко­лов и их даль­ней­шей служ­бой.

Отча­сти задерж­ки со сро­ка­ми свя­за­ны со спе­ци­фи­че­ским поло­же­ни­ем Бере­го­вой охра­ны в систе­ме Воору­жён­ных сил США. Они самые бед­ные, и на их потреб­но­сти боль­ше все­го плю­ют. Плюс сум­ма на стро­и­тель­ство нуж­на нема­лая — под два мил­ли­ар­да дол­ла­ров, кото­рые ещё нуж­но было выбить из кон­грес­са, кон­ку­ри­руя с фло­том.
Васи­лий Кашин, экс­перт РСМД

К тому же у Бере­го­вой охра­ны США, в отли­чие от Роса­том­фло­та, нет ни кад­ров, ни инфра­струк­ту­ры, что­бы обслу­жи­вать кораб­ли с атом­ны­ми энер­ге­ти­че­ски­ми уста­нов­ка­ми. Как отме­ча­ет Васи­лий Кашин, в США такие кораб­ли мог бы обслу­жи­вать толь­ко флот, но ВМС США этим зани­мать­ся не хотят.
Технология № 5 — комбинированный флот неограниченной дальности

Ряд экс­пер­тов пола­га­ет, что стрем­ле­ние огра­ни­чить­ся лишь неатом­ны­ми ледо­ко­ла­ми может вый­ти США боком. Кро­ме того, что такие кораб­ли даже при доста­точ­ном водо­из­ме­ще­нии (поряд­ка 23 тыс. тонн) не смо­гут про­би­рать­ся к эко­но­ми­че­ски важ­ным зонам, любая полом­ка или про­ис­ше­ствие ста­вят исход мис­сий на гра­нь про­ва­ла. У атом­ных ледо­ко­лов, кото­рые есть в Рос­сии, таких про­блем нет. Для того что­бы про­брать­ся через тол­щу льдов, исполь­зу­ет­ся круп­ный про­ход­чик, а для пере­воз­ки гру­за — атом­ный кон­тей­не­ро­воз «Сев­мор­пу­ть». Соче­та­ние атом­ных и неатом­ных кораб­лей поз­во­ля­ет создать арк­ти­че­ский флот прак­ти­че­ски неогра­ни­чен­но­го ради­у­са дей­ствия, опе­ра­тив­но­сть кото­ро­го не зави­сит от пого­ды, тем­пе­ра­ту­ры за бор­том или остат­ков топ­ли­ва.

Спе­ци­а­ли­сты отме­ча­ют так­же, что послед­ние тех­но­ло­ги­че­ские новин­ки США «вну­ша­ют разо­ча­ро­ва­ние» и не поз­во­ля­ют одно­знач­но утвер­ждать, что США в обо­зри­мом буду­щем (в гори­зон­те 10–15 лет) смо­гут догнать ледо­коль­ный флот Рос­сии как по коли­че­ству, так и по каче­ству.