Куда и зачем Китай строит самый длинный подводный тоннель в мире — 127 км?

Знаменитый тоннель под Ла-Маншем имеет протяженность 50,5 километров и это – третий по длине транспортный тоннель в мире (не считая веток метро). Длиннее Ла-Манша только японский тоннель Сэйкан – длиной 53,9 км и Готардский базисный тоннель в Швейцарии – 57 км.

mirtesen.ru

Так вот, Китай при­сту­пил к стро­и­тель­ству тон­не­ля, кото­рый более чем в два раза пре­вы­сит дли­ну само­го длин­но­го пока тон­не­ля в мире. Его про­тя­жен­но­сть будет око­ло 127 кило­мет­ров.

Это как если бы люди бега­ли-бега­ли сто­мет­ров­ку за 9 секунд, а потом при­шел один шуст­рый кита­ец и про­бе­жал ее за 4,5

Впро­чем, шут­ки шут­ка­ми, но ста­но­вит­ся инте­рес­ным – куда будет вести столь гран­ди­оз­ное соору­же­ние? Неужто к наше­му Бай­ка­лу реши­ли под­ко­пать­ся?

И сно­ва про­сти­те мне мою иро­нию. Про­сто знаю, как у нас народ пере­пу­ган некой «китай­ской угро­зой».

На одном из сай­тов я читал чьи-то воз­гла­сы, что пря­мо сей­час китай­цы при помо­щи бура на атом­ном реак­то­ре (!!!) роют тай­ный тон­нель от Бай­ка­ла до Китая (свы­ше 1000 км) да еще и на глу­би­не 400 мет­ров!

Вот до чего наше­го чело­ве­ка дово­дит без­ли­мит­ный интер­нет и про­гу­лян­ные уро­ки школь­ной физи­ки… Ну, да лад­но. Тот тон­нель все рав­но опи­сы­ва­ет­ся как водо­про­вод­ный, а мы сей­час гово­рим имен­но о транс­порт­ной арте­рии.

Ездить по ней будут элек­три­че­ские поез­да, а общая сто­и­мо­сть стро­и­тель­ства оце­ни­ва­ет­ся в 45 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров (как 18 Крым­ских мостов). И это – в Китае, где строй­ки тра­ди­ци­он­но обхо­дят­ся дешев­ле. В Рос­сии или Евро­пе такой тон­нель сто­ил бы, навер­ное, 70–80 мил­ли­ар­дов. А то и боль­ше.

Так куда все-таки едем?

На любой кар­те мира в восточ­ной части Китая вид­не­ет­ся доволь­но круп­ный залив – Бохай­ский.

Он настоль­ко боль­шой, что ино­гда его назы­ва­ют Бохай­ским морем. На бере­гах это­го зали­ва про­жи­ва­ет насе­ле­ние, срав­ни­мое со всем насе­ле­ни­ем Рос­сии.

Имен­но здесь рас­по­ло­же­на одна из глав­ных китай­ских «куз­ниц» – город Тяньц­зинь. Кста­ти, там и Пекин неда­ле­ко.

Бохай­ский залив име­ет доволь­но чет­кие очер­та­ния за счет двух полу­ост­ро­вов – Ляо­ду­нь и Шань­ду­нь.

Есте­ствен­но, залив меша­ет мно­гим логи­сти­че­ским цепоч­кам внут­ри реги­о­на. Напри­мер, что­бы попасть с Ляо­ду­ня на Шан­ду­нь тре­бу­ет­ся про­ехать 1500 кило­мет­ров вокруг Бохая.

Китай­цы, конеч­но, нашли выход. Они запу­сти­ли паро­мы, кото­рые кур­си­ру­ют по марш­ру­ту (набе­ри­те воз­ду­ха в грудь) меж­ду Даля­нем на Ляо­ду­не и Янь­та­ем на Шан­ду­не.

Рас­сто­я­ние сокра­ти­лось до 150 км, но из-за тихо­ход­но­сти паро­ма вре­ме­ни на пере­пра­ву все рав­но ухо­дит мно­го – око­ло 8 часов.

Так вот, что­бы соеди­нить два полу­ост­ро­ва сухо­пут­ным путем, Китай решил про­рыть желез­но­до­рож­ный тон­нель под мор­ским дном.

Авто­мо­би­ли не буду ехать по тон­не­лю сво­им ходом. Их будут гру­зить на ж/д плат­фор­мы и про­во­зить сквозь тон­нель. Такое реше­ние вызва­но, по всей види­мо­сти, слож­но­стя­ми с вен­ти­ля­ци­ей. Тыся­чи авто­мо­би­лей созда­дут мощ­ней­ший выхлоп, кото­рый будет про­бле­ма­тич­но уда­лить из 127 кило­мет­ро­во­го тон­не­ля (тогда как локо­мо­ти­вы – элек­три­че­ские).

Кро­ме того, ж/д вет­ка важ­нее авто­мо­биль­ной, а стро­ить и авто и ж/д доро­гу слиш­ком уж доро­го. Вот и реши­ли оста­но­вить­ся толь­ко на одном вари­ан­те.

По пла­нам авто­ров про­ек­та, дан­ный тон­нель поз­во­лит эко­но­мить до 4 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров в год (за счет сокра­ще­ния рас­сто­я­ния, умень­ше­ния выбро­сов, сни­же­ния нагруз­ки на тра­ди­ци­он­ные доро­ги и т.д.).

То есть, вло­жен­ные 45 мил­ли­ар­дов Китай вер­нет при­мер­но за 11–12 лет. Срок окон­ча­ния стро­и­тель­ства – аж после 2030 года. Уж боль­но мас­штаб­ная застрой­ка зате­я­на. Даже для Китая…