Каким был настоящий Чапаев

9 февраля исполняется 135 лет со дня рождения легендарного командира Красной Армии Василия Ивановича Чапаева. На лихом коне, в папахе и бурке и с саблей наголо он ворвался не только в историю армии и страны, но и в фольклор, где прочно и обосновался. Как водится, легенды не всегда совпадают с реальностью, но человек действительно был лихой и выдающийся.

glagol.press

Чапа­ев прак­ти­че­ски стал сим­во­лом Граж­дан­ской вой­ны, хотя попу­ляр­но­сть и авто­ри­тет сре­ди сол­дат заво­е­вал в Первую миро­вую. У него были каче­ства, кото­рые как раз и заста­ви­ли народ­ные мас­сы пой­ти в тот пери­од за боль­ше­ви­ка­ми. Они отлич­но были пока­за­ны в кни­ге Д. Фур­ма­но­ва и филь­ме бра­тьев Васи­лье­вых.

Но такие же кни­ги и филь­мы были напи­са­ны и сня­ты и про дру­гих геро­ев Граж­дан­ской – Котов­ском, Щор­се, Пар­хо­мен­ко. Все они тоже были попу­ляр­ны, но не ста­ли таки­ми люби­мы­ми как фигу­ра Чапа­е­ва. Так в чём же магия его лич­но­сти?

Ответ, как все­гда, сто­ит искать в био­гра­фии.

Родил­ся Васи­лий Чапа­ев в дерев­не Будай­ка 9 фев­ра­ля 1887 года. Тогда это была Казан­ская губер­ния, а Будай­ка явля­лась при­го­ро­дом Чебок­сар. С тех пор город замет­но раз­рос­ся и музей­ный ком­плекс Чапа­е­ва, в кото­рый вхо­дит и домик семьи, дав­но уже ока­зал­ся в цен­тре горо­да. Кста­ти, постро­ен на собран­ные наро­дом день­ги, что не часто слу­ча­лось в совет­ское вре­мя. Так что мож­но ска­зать, что Чапа­ев в Чебок­са­рах и родил­ся.

Васи­лий и его стар­ший брат Андрей были пер­вы­ми, кто стал носить фами­лию Чапа­ев и слу­чи­лось это из-за деда. Отец Иван Сте­па­но­вич и дед Сте­пан Гав­ри­ло­вич были Гав­ри­ло­вы­ми – фами­лии всем кре­стья­нам дали толь­ко по ука­зу Алек­сандра II, и они часто были имен­ны­ми, по отче­ству, вот дед, кото­рый как раз и жил в то вре­мя свою фами­лию и полу­чил.

Но сам он часто под­ра­ба­ты­вал сплав­щи­ком пло­тов на Вол­ге и, рас­ска­зы­ва­ют, осо­бен­но выра­зи­тель­но кри­чал сото­ва­ри­щам с мест­ным говор­ком: «Чеп­ляй (цеп­ляй) брев­на!». Полу­ча­лась у него «чапай», вот его так и про­зва­ли – Чапай. И сыно­вей уже зва­ли «чапа­е­вы­ми детьми», так что даже Иван при­вык и запи­сал сво­их отпрыс­ков Чапа­е­вы­ми.

Но сво­им зем­ля­ком Васи­лия Ива­но­ви­ча могут счи­тать так­же жите­ли Самар­ской и Улья­нов­ской обла­стей. В село Бала­ко­во в Самар­ской губер­нии семья пере­еха­ла в поис­ках луч­шей жиз­ни – там одно­му из род­ствен­ни­ков уда­лось стать зажи­точ­ным. С его же помо­щью Васи­лия опре­де­ля­ют в цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу. Он научил­ся читать и писать, но не бег­ло, а по сло­гам. Одна­жды Васю за какую-то про­вин­но­сть жесто­ко нака­за­ли и шко­лу он бро­сил.

В нынеш­ней Улья­нов­ской обла­сти Чапа­ев ока­зал­ся уже когда женил­ся и они с супру­гой Пела­ге­ей в 1912 году осе­ли в горо­де Меле­кесс (Димит­ров­град). Там вме­сте про­жи­ли до 1914 года, у них роди­лось трое детей, но затем нача­лась вой­на – муж ушёл на фронт, а жена к дру­го­му. Не сло­жи­лось, а детей Чапа­ев потом у неё забе­рёт.

В. И. Чапаев в группе комсостава Красной гвардии. фото: wikipedia.org

В. И. Чапа­ев в груп­пе ком­со­ста­ва Крас­ной гвар­дии. фото: wikipedia.org

Нача­лась воен­ная карье­ра Васи­лия Ива­но­ви­ча Чапа­е­ва. Это была уже вто­рая попыт­ка – пер­вая слу­чи­лась ещё в 1908 году, когда его при­зва­ли, но как-то подо­зри­тель­но быст­ро, бук­валь­но через пол­го­да, демо­би­ли­зо­ва­ли и опре­де­ли­ли в резер­ви­сты. Вер­сии раз­нят­ся – кто-то гово­рит, что по болез­ни, а кто-то утвер­жда­ет, что из-за рево­лю­ци­он­ных настро­е­ний Чапа­е­ва.

А вот во вто­рой раз Чапа­е­ва сра­зу направ­ля­ют в пол­ко­вую шко­лу унтер-офи­це­ров. Затем он участ­ву­ет в бое­вых опе­ра­ци­ях, быст­ро рас­тёт в чине и за пол­го­да дости­га­ет зва­ния фельд­фе­бе­ля – даль­ше уже офи­цер­ский чин и дво­рян­ское досто­ин­ство. Это впол­не могло про­изой­ти, посколь­ку Чапа­ев про­явил отча­ян­ную храб­ро­сть, но коман­ди­ры отме­ча­ли и его ини­ци­а­тив­но­сть, гово­ри­ли, что вое­вал с умом.

Как резуль­тат – Геор­ги­ев­ская медаль и три Геор­ги­ев­ских кре­ста от IV до II сте­пе­ни. Встре­ча­ет­ся утвер­жде­ние, что Чапа­ев был пол­ным Геор­ги­ев­ским кава­ле­ром, но это не так. По всей види­мо­сти в заблуж­де­ние вво­ди­ли фото­гра­фии, где он запе­чат­лён с четырь­мя награ­да­ми с геор­ги­ев­ски­ми лен­точ­ка­ми, но одна из них толь­ко медаль, кре­ст I сте­пе­ни он полу­чить не успел – поме­ша­ли тяже­лое ране­ние в ногу и рево­лю­ция.

Но рево­лю­ция же и воз­несла Чапа­е­ва в пол­ко­вод­цы. После фев­раль­ской рево­лю­ции успел запи­сать­ся в пар­тию каде­тов, потом мет­нул­ся к анар­хи­стам, а в сен­тяб­ре 1917 года, ещё до Октябрь­ско­го пере­во­ро­та, всту­пил в пар­тию боль­ше­ви­ков. К это­му момен­ту его уже изби­ра­ют коман­ди­ром 138-го запас­но­го пол­ка и как раз пото­му, что он чуть ли не пол­ный Геор­ги­ев­ский кава­лер – настоль­ко высо­кий был у них авто­ри­тет.

В Крас­ной Армии полк полу­чит наиме­но­ва­ние 1-го Нико­ла­ев­ско­го, из него и отря­дов крас­но­гвар­дей­цев Чапа­ев в 1918 году сфор­ми­ру­ет 2-ю Нико­ла­ев­скую диви­зию. А с апре­ля 1919 года начи­на­ет коман­до­вать 25-й диви­зи­ей, кото­рая и ста­нет зна­ме­ни­той и чапа­ев­ской. Кста­ти, диви­зия была пехот­ной, ника­кой кава­ле­рии как в кино, кро­ме отдель­но­го эскад­ро­на, там не было, и сам Чапа­ев ска­кать на коне не любил – ране­ная нога меша­ла. Поэто­му все­гда пере­дви­гал­ся на авто­мо­би­ле.

Коман­до­вал весь­ма гра­мот­но, даже гене­ра­лы цар­ско­го Ген­шта­ба, кото­рые ока­за­лись на служ­бе у боль­ше­ви­ков, в рапор­тах отме­ча­ли, что Чапа­ев вели­ко­леп­ный так­тик, обла­да­ю­щий высо­кой ини­ци­а­ти­вой. Вот толь­ко эту ини­ци­а­ти­ву он при­ме­нял не шиб­ко гра­мот­но, но это исклю­чи­тель­но из-за недо­стат­ка зна­ний.

То, что зна­ний не хва­та­ет пони­мал и сам Чапа­ев. Поэто­му пишет рапорт с прось­бой напра­вить его на учё­бу в толь­ко что создан­ную Ака­де­мию Гене­раль­но­го шта­ба. Вопре­ки леген­де Чапа­ев на уче­бу попро­сил­ся сам! Пред­се­да­тель Ревво­ен­со­ве­та Лев Троц­кий немед­лен­но под­пи­сы­ва­ет рапорт. Во-пер­вых, дей­стви­тель­но тре­бо­ва­лись гра­мот­ные коман­ди­ры, во-вто­рых, его доста­ло нытьё коман­до­ва­ния армии, в кото­рую вхо­ди­ла диви­зия Чапа­е­ва и кото­рые жало­ва­лись на его свое­во­лие. Эти рапор­ты послу­жи­ли воз­ник­но­ве­нию мифа, что его туда с фрон­та отпра­ви­ли в резуль­та­те интриг.

Но про­учил­ся Васи­лий Ива­но­вич недол­го. Он быст­ро понял, что его цер­ков­но-при­ход­ско­го обра­зо­ва­ния недо­ста­точ­но, что­бы понять пре­по­да­ва­те­лей. Но это не стра­ши­ло – усид­чи­во­сти и тер­пе­ния ему было не зани­мать, спра­вил­ся бы. Его оскор­би­ли насмеш­ки сослу­жив­цев – над его про­стец­ким, хоть и лихим, видом. А глав­ное – над харак­тер­ным волж­ским говор­ком.

Нет, это не зна­ме­ни­тое ока­нье, как у Горь­ко­го, оно рас­про­стра­не­но толь­ко до Ниж­не­го Нов­го­ро­да. А того, что сло­жил­ся из-за сосед­ства язы­ков наро­дов Повол­жья – чува­шей, татар, марий­цев, морд­вы. От пре­по­да­ва­те­лей – цар­ских гене­ра­лов – он бы еще это стер­пел, но обид­ны­ми были насмеш­ки сокурс­ни­ков.

И он сбе­га­ет на фронт, в род­ную 4-ю армию, коман­до­ва­ние над кото­рой при­нял к тому момен­ту ува­жа­е­мый им Миха­ил Фрун­зе. А даль­ше начи­на­ет­ся та часть био­гра­фии, кото­рая запе­чат­ле­на в пове­сти его комис­са­ра Дмит­рия Фур­ма­но­ва «Чапа­ев» и одно­имен­ном филь­ме. Хотя, как и поло­же­но в худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях, там мно­го дра­ма­тур­ги­че­ских вымыс­лов.

Одним из них ста­ло то, что Чапа­ев уто­нул в реке Урал. Маль­чиш­ки в 30-е годы десят­ки раз бега­ли в кино, и все жда­ли, что он выплы­вет. В дей­стви­тель­но­сти ком­див был ранен в живот и два крас­но­ар­мей­ца-вен­гра на пло­ту его пере­пра­ви­ли через реку. Но на бере­гу уже обна­ру­жи­ли, что Чапа­ев от ране­ния умер. Там его и похо­ро­ни­ли, пря­мо на пес­ча­ном пля­же, вырыв моги­лу рука­ми и замас­ки­ро­вав камы­ша­ми. Об этом один из них впо­след­ствии сам рас­ска­зал доче­ри Чапа­е­ва, при­слав пись­мо из Вен­грии.

Так поче­му же имен­но Васи­лий Ива­но­вич Чапа­ев стал столь люби­мым пер­со­на­жем в памя­ти людей? Навер­ное пото­му, что пол­но­стью отве­чал пред­став­ле­нию о народ­ном герое – он был из их сре­ды, гово­рил как они и думал как они. Но сумел бла­го­да­ря сво­ей храб­ро­сти и уму выде­лить­ся, сумел стать вое­на­чаль­ни­ком, кото­ро­го боя­лись вра­ги. Он был при­ме­ром, что даже про­стой чело­век может дости­чь небы­ва­лых высот. Навер­ное, так­же рож­да­лись и были­ны про­шлых веков.