Сегодня – копилка соображений, появившихся за месяц развития событий гибридной войны против НАТО.
cont.ws
Сотрудник потусторонней организации
1. «А работают ли санкции».
В уютной Тележечке и на других ресурсах периодически проводят опросы «а почувствовали ли вы на себе эти якобы зверские санкции»? Там, где на опрос не набрасываются ещё не откалиброванные ципсята, в целом царит почти единодушный ответ «да плевать мы на них хотели».
Идеологически ответ совершенно правильный. Фактически же «цыпочек» лучше начинать считать по осени.
Большинство ширнармасс более-менее увидит последствия санкций (и плохие, и хорошие) где-то в промежуток от полугода (т.е. с осени 2022) до 3–4 лет. Дело в том, что на данный момент заводские, оптовые склады и полки магазинов всё ещё набиты товарами производства тех компаний, которые приняли решение играть на стороне «матрицы» и уйти с российского рынка. При этом новые схемы завоза импортных товаров (и оплаты за них) только начинают отлаживаться, а потом им ещё предстоит пройти естественный капиталистический отбор по критериям «прибыль/издержки». Соответственно, по каким-то категориям продукции эти обходные схемы подсуетятся и за пару месяцев найдут (или уже нашли), по каким-то нет – это будет видно как раз где-то во второй половине года. Примерно тогда же увидим долговременную корректировку цен на некоторые категории товаров – новая логистика будет стоить дороже. Больше всего это коснётся продукции Евросоюза (у них взлетят отпускные цены в евро, закроется часть производителей), а меньше всего – импортных товаров родом из Китая и Турции.
У нас импортозамещение практически сразу разделилось на то, которое всё прошедшее с 2014 г. время было настоящим, и то, где имитировалась бурная деятельность напоказ чиновникам.
Лучше всего импортозаместились производство пищевых продуктов и машиностроение, хуже всего – гражданская авиация, производство микроэлектроники и сфера информационных технологий (особенно, сектор, рассчитанный на широкие слои населения). Собственно, львиная доля имитационных проектов импортозамещения находилась именно в сфере IT и электроники.
Теперь упущенное предстоит экстренно навёрстывать за ближайшие 3–4 года, пока можно каким-то образом функционировать на запасах «прежней роскоши» и при умеренном поощрении пиратства. Один факт для понимания масштабов: разработчик АстраЛинукса в апреле начал расширять штат разработчиков, тестировщиков и т.п. чуть ли не до 5 тыс. человек: операционная система не может далее оставаться лишь «специальным продуктом для (подневольных по сути) государственных ведомств» и должна стать дружественной к широкому кругу потребителей, чтобы они могли решать на нём свои специфические задачи, не сводящиеся к «интернет-сёрфингу и редактированию офисных документов» и быть вынуждены качать для этих задач пиратскую винду с торрентов.
Также государству и обществу придётся каким-то образом наладить процесс самоочищения от «дефективных менеджеров», занимавшихся очковтирательством. Проблема в данном случае заключалась не в воровстве ради воровства, а в том, что бюджеты импортозамещения осваивала когорта людей, не веривших в серьёзность идеи импортозамещения, полностью ментально ориентированных на импорт и на «великий запад» и считавших всё это чистой блажью и «временным бешенством чиновников, которое скоро пройдёт». Соответственно, и вся их деятельность по таким программам была направлена на то, чтобы продемонстрировать «какой-нибудь там результат» чиновникам, получить бюджеты, удостоиться похвальной статьи в газете и тихо слиться в надежде, что чиновники скоро «перебесятся» и всё будет как раньше. Разумеется, это не мешало некоторым из этих ребят другой рукой получать честные откаты от корпораций Intel, Cisco, HP, Microsoft, IBM, Oracle и т.п. за внедрение их энтерпрайз-решений на подведомственных объектах. Вот теперь всю эту когорту предстоит вычищать из жизненно-важных сфер экономики, т.к. они будут сопротивляться и стараться пересидеть там до тех времён, пока «опять всё будет как было». Нет, котаны, «как было» уже не будет. Расходимся. Теперь нужно делать только по-настоящему.
С гражданской авиацией проблема была в несколько другом. Там практически не было имитационных проектов, но 80% проектов, готовых к сертификации и запуску в серию по состоянию на февраль, проектировались в прошлые годы в парадигме, что уж в гражданской-то авиации международная кооперация так и будет нормой навсегда. «Ну ведь они же тоже заказывают у нас титановые стойки шасси». Теперь все эти проекты придётся быстро переделывать, частично переиспытывать, частично возвращать в производство модели, от которых уже было почти отказались и т.п. Зато некоторое время можно будет сэкономить на сертификации по нормам EASA (они забанились). Пик проблем с гражданской авиацией ожидаю где-то через 1.5−2 года. Главное – не уходить полностью в советскую бизнес-модель, где экономичность эксплуатации летательных аппаратов была отодвинута на тридцатьпоследнее место – это закроет в будущем рынок для подобных самолётов за рубежом (в нейтральных или подсанкционных странах).
По отдельным проектам (в основном, это про КБ Ильюшина) пришлось повыгонять топ-менеджмент с формулировками «потому что ЭТО у вас до сих пор не летает», и назначить на их место более эффективных руководителей из Яковлева и Иркута, которые ранее в своих фирмах (по крайней мере, в рамках существовавшей проектной идеологии), сделали в отведённые сроки всё по максимуму. Тов. Бренерман, например, теперь вынужденно будет многостаночником (на нём с позавчерашнего дня и яковлевский МС-21–310, и ильюшинский Ил-114–300), если справится – то это потенциальный будущий глава ОАК.
Кстати, чтобы вы всякое такое не думали, вот новости из-за речки:
В сфере товаров/услуг народного потребления открывается гигантское окно возможностей, прежде всего, для лёгкой промышленности. Убежало сверкая пятками 70% конкурентов из той ниши, где ценность для покупателей состояла в ассортименте и качестве, а не в дешевизне (то есть, в том, что не мог дать людям «китайский китай», но давали европейские сетевые бренды). У нас тоже были свои производители такого уровня качества, но маловато. Теперь есть где разгуляться (благо свои торговые площади «европейцы» тоже побросали, и аренда может приятно подешеветь). На расшевеливание, опять-таки, есть в районе 3 лет – для легпрома сроки вполне сносные.
В целом успешным аграриям скоро прилетит пинок за то, что спустя кое-как занимались импортозамещением семенного и племенного фонда. Кто занимался – молодец, кто не занимался – сказочке конец.
* * *
Вспомню тут очень уместную поговорку: «кризис – это не время, когда проблемы появляются, это время, когда они проявляются».
* * *
В целом стране первый раз за жизнь нескольких поколений придётся забыть про существование Запада и про то, что там (на Западе) имеется какой-то источник вожделенных ништяков, которых нужно обязательно причаститься (и где-то там рядом счастливо помереть). Всё, идея примата Запада прикончена. Оттуда в данный момент уже невозможно импортировать полезную общественно-политическую идею – она с вероятностью 95% окажется токсичной по отношению к нашему культурному коду, разложенческой и богомерзкой. За прогрессом туда уже ходить нельзя – всучат подделку и не извинятся.
Воровать в России в надежде потом сбежать с наворованным за кордон – ещё большая глупость: невзирая на политические взгляды обдерут как липку просто по признаку происхождения. Могут, конечно, не сразу намазать новичком, а сначала принять на временную подработку полезным идиотом, который должен будет, как мадам Хаматова, раз в сутки выступать с обличительными речами, написанными хипстерами из Bellingcat под диктовку майора из MI6.
Те из нас, кто инстинктивно воспротивился западному лицемерию в мартовские дни и не захотел сбежать из «немытой рашки», почувствовал желание поучаствовать в нашей победе – пережили что-то вроде выхода из Матрицы. Мы ещё к этому вернёмся после победы, чтобы осознать, а пока просто оставлю это здесь.
* * *
2. Затянем потуже гордиев узел
Как мы уже обсуждали в прошлых разведках, открытие «второго фронта» на Западной границе Украины – дело практически решённое, более того – решённое, возможно, не менее десятилетия назад.
Первоначально планировалось, что этот самый второй фронт будет развёрнут и в Белоруссии, ради чего там годом ранее раскручивали майдан им. Светы-Котлеты, но он был благополучно сорван.
Также должен был запылать и Казахстан. На тот момент ОДКБ вовремя помогла, но не расслабляемся – там ещё всё впереди. Интересно, что как только вна Украине на запах бандеровцев полетели стаи Калибров, их коллеги из Казахстана занервничали моментально. Причина – казахские мамбеты позиционируют себя по отношению к РФ, русскому языку и флагу точно также, как и западенские рогули с Украины, и цели озвучивают ровно такие же с поправкой на географию. Они сразу поняли, что рано или поздно вежливые Калибры полетят в них. Разубеждать не буду – здесь они совершенно правы. Печатать листовки на казахском с предложением сдаться и выбрать жизнь можно начинать уже сейчас.
Подобных же «мамбетов» сейчас пачками воспитывают в Азербайджане, там процесс отстаёт от казахов где-то на 2–3 года. Ещё одни кандидаты на премию Дарвина.
Что касается западного второго фронта на Украине, то, полагаю, что реализовывать его начнут примерно тогда, когда станет понятно, что восточная группировка ВСУ близка к разгрому. Раньше в этом для поляков и НАТО нет практического смысла, т.к. у запада ещё будет сохраняться надежда на то, что Россию удастся додавить до поражения силами одних только ВСУ + западных инструкторов и ЧВК (одни такие оптимисты недавно сами себя заджавелинили под Изюмом).
Как мы уже обсуждали, на текущий момент сценариев второго фронта есть несколько.
Один из них – самый мягкий – поляки заходят в 4–5 западных областей Украины и просто без сопротивления отжимают их себе (плюс по одной области – венгры и румыны), на чём все заключают некий договор и успокаиваются. Учитывая крайнюю заинтересованность США и Британии в войне не до последнего украинца, а до последнего русского, вариант теперь маловероятный, хотя и желанный для поляков (но кто их спросить забыл?). Если поляки начнут его реализовывать, их постараются обязательно стравить в военном столкновении и с РФ, и с РБ.
Более вероятный вариант – попытка втянуть в вооруженное противостояние не только Россию и поляков, но также румын, молдаван, белорусов и литовцев. В Молдавии в данный момент хорошо видны внутренние политические метания из крайности в крайность в попытке и угодить западной партии войны («мы запретим георгиевские ленточки…»), и при этом не развалиться окончательно на три страны (Молдавию, Гагаузию и ПМР), и не оказаться законной целью для вооруженных сил РФ («…но на Украину пошлём только сапёров»). Из всех сопредельных с Украиной стран ЕС партия войны пока не смогла прогнуть под себя только Венгрию, поэтому очень опасаюсь в отношении этой страны провокаций под фальшивым флагом. Литовцы в этом конфликте такой же расходный материал, как украинцы, поэтому никакого независимого мнения с их стороны не ждите.
Есть ещё третий сценарий тотальной войны с участием Германии, США, Британии, Франции, Финляндии, Швеции, Японии и т.п., но, несмотря на готовность почти всех из них броситься в этот котёл, прямо на данный момент этот сценарий мне кажется маловероятным. Однако, его вероятность будет расти до следующей весны вместе с ростом экономического кризиса во всех этих странах. Кризис будет подталкивать их к мысли о решении проблем с едой путём её силового отъёма у более слабого, коим они почему-то пока считают нас.
Интересно, что западные общества и эксперты, давно не видевшие реальных ядерных испытаний, очевидно угрозу ядерной войны недооценивают, причём сильно, на уровне бравады «да подумаешь там пару взрывов будет, а остальное собьют, и вообще ракеты у русских ржавые». В этом смысле, для скорейшего наступления мира во всём мире, возможно, неплохо бы взорвать десяток килотонн где-нибудь вдали от людей с трансляцией процесса и итоговых разрушений по всем интернетам. Это просто отрезвит многих, а на международное осуждение в данный момент уже плевать.
Больше всех удивили финны, которые не только собрались по-серьёзному вступать в НАТО, но уже на практике начали укреплять границу с РФ, отправлять к ней составы с бронетехникой (не американской – своей) и сворачивать до нуля торговлю и туризм. Поскольку, в условиях сильного падения экономики, эта движуха лишена всякой рациональной логики, заметно, что финских политиков и общество длительное время обрабатывали извне на тему того, чтобы они не забывали свои прошлые войны с Советским Союзом и потерю Карелии. Поверх этих упоминаний густо намазана идея того, что подобное обязательно случится с ними снова, если им не поможет НАТО. Я периодически читал финские интернет-издания уже несколько лет, там всё грустно. В стране серьёзно работают грантоедские помойки Сороса, людей, осознающих, что мирные нейтральные торгово-культурные отношения устраивают и их, и Россию более чем, в финской политике всё меньше. Думаю, что разрыв нормальных отношений и нацеливание оружия друг на друга через закрытую наглухо границу в данный момент почти неизбежны. Может быть, их лет через 10–15 попустит, но не раньше.
* * *
По срокам – текущая война на Украине примерно на год с чем-то + ещё где-то до полутора лет на зачистку подполья и стабилизацию обстановки вокруг новых границ. Примерно в районе августа-октября её характер должен будет измениться, потому что посыплется оборона ВСУ на Донбассе. Раньше она посыплется вряд ли, т.к. наши наступают там малыми силами (почти всегда меньшими, чем у укров на обороне), и при этом несут кратно меньшие потери. При этом воюя вооружениями в среднем образца 70-х-80-х годов ХХ века (не считая калибров и БПЛА). Остальные 90% вооружённых сил РФ и самая современная техника сидят дома в ожидании появления на наших границах рыбы покрупнее – военные аналитики, имхо, понимают, что западная экспертиза деградировала и собственные силы переоценивает, считая себя способными победить Россию обычными вооружениями.
В целом по международной политике совершенно ничего нового не случилось, поэтому поговорим об этом в следующие разы.
Пока что единственное крупное предупреждение – господа промышленники и предприниматели, хватит размещать уникальные и стратегически важные производства в Калининградской области. Туда скоро добраться можно будет только на подводной лодке в сильный туман. Туризм, пищепром – пожалуйста, но вот так, чтобы «единственное в России производство микропроцессорных кристаллов» – вот такое, пожалуйста, теперь только в пределах от Волги до Байкала (и ещё закладывать >100 км от Казахстана, на всякий случай). Сорян, времена не те. Нет, сдавать Калининградскую область в_рагу никто не собирается (даже вероятность прорубания сухопутного коридора из РБ я бы оценил выше), но просто вы рискуете однажды обнаружить, что гражданской логистики с областью больше нет, а на месте вашего завода – воронка и куски неизвестного боеприпаса с надписью латиницей. Риски там сейчас слишком большие, чтобы именно что-то важное и уникальное по промышленности там развивать.
* * *
Ну а в целом – вы и так всё понимаете: фашизм не пройдёт, наше дело правое, победа будет за нами. Так уже было и так будет впредь.
Бдите.