«Курс рубля абсолютно рыночный,.. продолжит укрепляться в июле, но уже к концу 2022 года перейдет к снижению и вернется в диапазон 70–75 рублей за доллар», – заявил Греф на полях ПМЭФ и добавил, что это будет хорошо для бизнеса и для бюджета.
Не претендуя ни на чьи лавры, предлагаю посмотреть на тему несколько шире и глубже, что никто нам не может запретить.
Для начала отмечу, что современная мировая экономика, слепленная по западным лекалам – это, прежде всего, экономика ожиданий, в которой рыночная капитализация имеет косвенное отношение к реальной стоимости активов и даже денег на счетах отдельной компании, например, производственной. То есть, если компания под экспертную оценку выпустила ценные бумаги, торгуемые на фондовом рынке и далее, под ожидание роста производства и под позитивную отчётность, эти бумаги спонтанно растут, то это означает лишь психологическую накачку мыльного пузыря и ничего более. А привлечение денег через такой рыночный механизм – это один из способов для внешних игроков завладеть чужим бизнесом в случае появления такого интереса.
Про товарные рынки с их рыночными ценами на будущее (фьючерсы) и говорить излишне – это вообще-то изначально было придумано для сельского хозяйства (под будущий урожай), в чём хоть есть рациональная логика, но когда распространилось на всё, превратило рынок в фикцию наподобие казино.
Наконец, когда форма товарного обращения «Т — Д — Т» (всеобщая формула капитала) сначала превратилась в массовое посредничество через форму «Д — Т — Д» (скупка товара исключительно для перепродажи), а затем выделилась в «Д — Д — Д» (валютные операции, деривативы и т.д.), круг замкнулся и говорить о рыночном курсе любой валюты стало привычно и модно, но совсем в полном отрыве от реальности.
Тем не менее, поскольку, с одной стороны, что-то в мире меняется, но, с другой стороны, мы пока ещё живём в прежней монетаристской парадигме, в последующих рассуждениях я, скорее всего, буду использовать довольно смешанную аргументацию, ну тут уж как есть. Впрочем, посмотрим как получится, может и не буду.
Базовое: уже как несколько недель рубль признан самой крепкой валютой в мире и он продолжает укрепляться. На самом деле сей факт не требует никакого и ничьего признания, потому что это очевидно. Рассуждать при этом об «абсолютно рыночном» курсе – это вообще ни о чём. О курсе по отношению к чему? К умирающей зелёной бумаге, к которой к концу года рубль упадёт? Ну не смешно ли? На мой взгляд, не просто смешно, но и выходит далеко за рамки здравого смысла.
Объясню.
Да, американский доллар пока ещё является резервной валютой и доминирующим средством платежа. Обе функции имеют очевидную тенденцию к сужению области применения, но даже при этом в мире накоплено колоссальное количество этой валюты, в тысячи раз превышающее реальные активы Америки. Именно это, а не формальная отмена Никсоном обеспечения золотом, является главным критерием тотальной пустоты этой «бумажки», имеющей лишь психологическое наполнение, обладающее большой инерцией и которое как раз сейчас подвергается невиданным ударам.
А теперь к рублю, который виртуально растёт относительно доллара.
На самом деле, рубль растёт относительно пустоты, что значительно точнее, поэтому говорить о его курсе по отношению к доллару: рыночном ли или, тем более, «абсолютно рыночном», могу оценить лишь как попытку задержаться в прежней парадигме, где России уготована роль вечной сырьевой колонии, а по сути – горячечный бред, имеющий нулевой смыл, что простительно диванным экспертам, но не серьёзным людям на ответственных постах. На ответственных постах надо работать на благо страны, а не на дядю Сэма.
Двигаемся далее.
Вообще, старая формула «обеспеченности золотом» валюты любой, более-менее, крупной экономики – это тотально устаревшая иллюзия, ибо на это никакого золота не хватит. Сегодня говорить об этом поздно, ибо бессмысленно. Однако есть нюанс: мир уже кричит, что не может больше существовать под управлением пустых фантиков, какой бы инерцией не обладала человеческая психика, до последнего хватающаяся за иллюзии. Решения здесь должны приниматься совсем на другом уровне, людьми совсем с другим уровнем и качеством психики, опирающейся не на иллюзии, а на реальные процессы. И вот когда на этом уровне приходит понимание необратимости фундаментальных изменений, только после этого процесс осознания идёт в массы. Что уже и происходит, причём по всему миру, и задача здесь одна – не мешать и не наполнять естественное течение событий искусственными конструктами.
Всё очень просто: подсев на иглу пустых фантиков, мировая экономика вышла из-под контроля. Надутые пустотой мыльные пузыри начали закономерно лопаться (участившиеся волны финансовых кризисов), затем был нанесён первый удар по хрупкой логистической паутине (пандемия), теперь следующий удар (антироссийские санкции). Всё затрещало, но главное: выяснилось, что большинство технологических основ современной цивилизации замыкается на российскую экономику, где сосредоточены не печатные станки и виртуальные бизнесы, а реальные производства и далеко не только сырья, но и высокотехнологичной готовой продукции, не говоря о сельском хозяйстве.
Да, конечно, санкции сыграли положительную роль в укреплении рубля, потому как из страны перестали выводиться колоссальные средства, оставаясь и работая в стране. Но главное в другом: первый же шаг в виде продажи газа за рубли как раз и подстегнул психологический разворот от иллюзий к реальности. Выяснилось, что твёрдость рубля обеспечена колоссальными материальными активами, где золото лишь капля в море.
Вывод: российский рубль, если ему не мешать и не форсировать события, занял законное место самой крепкой мировой валюты ввиду колоссального обеспечения российскими материальными активами – сырьё, полезные ископаемые, добывающая и перерабатывающая промышленность, высокотехнологичные производства, профицит всех видов энергоресурсов, стабильное положительное торговое сальдо, профицитный бюджет, низкая кредитная нагрузка, статус крупнейшего производителя базовой сельскохозпродукции и т.д., и т.п., список каждый может дополнить. И пытаться повернуть вспять глобальные изменения мантрами о «рыночном курсе», всё равно, как останавливать локомотив, подложив ему под колёса препятствие в виде собственной головы.
Также следует понимать, что рассуждения о том, что хорошо для бизнеса и бюджета с опорой на курсовые валютные показатели – однозначно вчерашний день, за который надо не цепляться, а прилагать усилия для подготовки к новой реальности, в которой нет места виртуальной пустоте и иллюзиям. Либо ты находишься в психологическом рабстве у монетаристской парадигмы, продающей пустоту оптом и в розницу, либо участвуешь в построении нового мира, основанного на справедливых правилах, учитывающих настоящие ценности, которые можно потрогать руками. Третьего не дано.