Парадокс ведь. Индия едва ли не делит перво место с Китаем по численности населения, находится от нас относительно недалеко, всегда имела дружественную политику с Россией, Моди каждый раз обнимается с Путиным, а торгуем мы с ней – рассказать стыдно…
Вот – смотрите, эта десятка наших главных партнеров до того, как все случилось.
Изменения каждый год, конечно, бывают. С Китаем, например, в прошлом году торговый оборот у нас вырос до рекордных 140 млрд.
Пусть вас не смущает третье место Нидерландов. Дело в том, что Нидерланды – это крупнейший торговый хаб, и через него идут грузы по всей Европе. По статистике – 55% поставляемых туда товаров России «идут дальше», 30% – перерабатываются и тоже «идут дальше», и только 15% остается в стране. Так что Нидерланды, по сути, это не Нидерланды, а остальной ЕС – без Германии.
Великобритания в 2021-м году опять опустилась на девятое место, а такой довольно высокий товарооборот можно объяснить традиционной закупкой британцами наших драгметаллов и изделий из них.
Но в целом десятка до 2022-го была незыблема.
Но Индия-то – где? С ее 1 миллиардом 423 миллионами жителей. Ведь ее не просто нет в этой десятке, ее даже нет на подступах к ней. Товарооборот – лишь 11 миллиардов, что почти в два раза меньше, например, нашего показателя с не слишком дружественной Южной Кореей.
Понятно, что теперь эта десятка изменится до неузнаваемости, и Индия из подвала товарооборота должна по идее вырасти в торгового партнера «номер 2». Но чтобы понять – произойдет ли это в реальности – давайте для начала разберемся, почему мы так мало торговали с ней.
А торговали мало – вот поэтому:
То есть, существует по сути единственный торговый путь – морской из Новороссийска. Но даже до Сомали, как видите, нам будет в полтора раза ближе.
Нет, есть, конечно, еще один вариант – наземный автомобильный. Но здесь необходимо пересечь кучу границ – Узбекистан, Туркмению, Таджикистан, Афганистан, Пакистан – а это, как вы понимаете, каждый раз новые и новые пошлины, а также бумажные волокиты с простоями. Непопулярный маршрут!
Что же делать? А дело оказалось – проще простого. Надо было только поговорить с Ираном, что сделали только сейчас. И получается теперь – так. Груз уходит из Астрахани через Каспий в Иран. Далее доставляется в иранский порт, а оттуда – прямиком в Мумбаи.
В итоге страна-транзитер только одна – Иран, а груз из Санкт-Петербурга до Мумбаи, как сообщается, может быть доставлен за 25 дней. В будущем, когда схему доставки обкатают, этот срок будет сокращен до 20 дней.
А Ирану – какая польза! Да если Россия и Индия действительно наберут обороты, иранцы на тразните могут зарабатывать больше, чем Украина на газовой трубе. И это – только один проект. А в будущем Иран планирует участвовать в других российско-индийских проектах. Например, газовых трубопроводах.
Глядишь на все это и думаешь – а чего же раньше это не использовали? Ведь нам надо так и поступать. Использовать ресурсы и возможности дружественных нам стран. Налаживать и укреплять эту дружбу. У гегемона тогда приступ от злости случился!
Ну а теперь, весьма вероятно, скоро на полках наших магазинов появится много товаров из Индии – от продуктов до одежды. В связи с этим интересно посмотреть, а чем же мы торговали с Индией до 2022-го.
Вот, например, возьмем 2019-й год. Общий оборот – 11,2 миллиардов долларов. Мы поставили товаров на 7,3 млрд, индийцы нам – на 3,9. Наши товары распределились так: минеральные продукты (ну, это вы сами понимаете что) – 31,27%, машины, оборудование и транспортные средства (в первую очередь, оптика) – 21,33%, продукция химической промышленности (резина, каучук) – 12,18%, драгоценные металлы и камни (алмазы и жемчуг) – 10,48%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия (бумага, ламинат, книги) – 6,10%, металлы и изделия из них – 4,14%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (в лидерах здесь – картофель, мясо и мясопродукты, растительные масла) – 3,19%
Ну а то, что больше всего нам поставляла Индия, думаю, вы и так без труда догадались. 20% – это конкретно лекарства. И в связи с политикой Запада, это направление в торговле с индийцами нам очень необходимо!
Ну, а в перспективе, когда мир будет перестроен до неузнаваемости, к этому российско-иранскому- индийскому торговому коридору вполне могут присоседиться и страны Европы. Для Германии, например, это точно будет крайне выгодно.
Вот такое – транспортное «импортозамещение» у нас грядет.