Россия-Китай: вызовы и перспективы – аналитическая записка ЦСА от 17.03.2023
Центр ситуационного анализа
С момента начала СВО Китай занял привычно специфическую для этой страны позицию. С одной стороны, КНР сразу продемонстрировала, что не намерена присоединяться к западному (нестройному на тот момент) хору осуждения России. Китайские лидеры и дипломаты прямо заявили: у России были основания ожидать опасности со стороны Украины, подталкиваемой НАТО, и именно Запад спровоцировал эскалацию конфликта до уровня СВО. Китай наиболее чувствительно отреагировал на повестку, продвигаемую Россией в первые недели СВО. Например, КНР выразила обеспокоенность в связи с информацией о тайных американских биолабораториях в украинских городах и работах по созданию «грязной бомбы» украинскими исследовательскими институтами. С другой стороны, поддержку России, ожидания которой у многих экспертов были весьма высокими, Китай преимущественно ограничил дипломатическим уровнем – голосованием в ООН и заявлениями на международных площадках. Причём заявления фокусировались на необходимости немедленного установления мира при сохранении территориальной целостности Украины. Даже помощь в обходе антироссийских санкций со стороны Китая была сдержаннее ожидаемого: КНР, не скрывая, ставила во главу угла максимизацию собственной выгоды, например, довольно жёстко продавливая высокие скидки на подсанкционную российскую нефть. В течение первого года СВО отношение Китая к спецоперации становилось всё более прохладным, что позволило многим комментаторам ожидать перехода КНР к нейтральной позиции в противостоянии России и Украины (НАТО). Тем не менее, уже выступления китайского представителя на Мюнхенской конференции по безопасности продемонстрировали: Китай намерен ужесточать, а не смягчать свою оппозицию Западу.
1. В Мюнхене глава канцелярии комиссии по иностранным делам ЦК КПК, член Политбюро Ван И демонстративно не называл происходящее на Украине «войной», используя термины «проблема» и «кризис» и тем самым снимая одностороннюю ответственность за военные действия с России. Призывая к миру, Ван И сразу подчеркнул: Китай обеспокоен прекращением переговоров России и Украины, и прозрачно намекнул, что руководство КНР винит в этом прекращении США и Евросоюз. Одновременно с этим традиционный фокус Китая на достижении мира как главной задаче воплотился в обещании публично представить в ближайшее время китайский мирный план по разрешению украинского кризиса. Тем самым действия всех остальных претендентов на роль борцов с кризисом – и прежде всего США и НАТО – были обозначены как неэффективные. Мюнхенское выступление представителя Китая стало анонсом опровержения ожиданий постепенного самоустранения КНР из темы украинского кризиса: Китай не намерен самоустраняться, он, напротив, собирается нарастить своё присутствие в этой теме.
2. Последовавшие за Мюнхеном международные визиты Ван И продемонстрировали серьёзность намерений Китая не позволять США и Евросоюзу самостоятельно определять международную политику по значимым кейсам. Во время визита китайского дипломата в Россию в полную силу прозвучало категорическое отрицание Китаем самой возможности влияния американских оценок и требований на двусторонние отношения Китая и России. Кроме того, задачами Ван И было обсуждение китайского мирного плана по Украине с Сергеем Лавровым, а также – или, скорее, в первую очередь – подготовка визита главы Китая Си Цзинь Пина в Москву. Наконец, вполне очевидной была демонстративная сторона визита. Безусловно, говорить о «союзническом» характере визита оснований нет: отсутствие «союзников» является одной из устойчивых особенностей внешней политики Китая. Тем не менее, визит должен был показать Штатам, что, независимо от конкретных оговорок, позиция Китая по украинскому кризису в частности и взаимодействию с Россией в целом строится именно на противопоставлении США и НАТО. Визит Ван И в Россию не подавался как «внезапный», в отличие от визита Байдена в Киев; но велика вероятность, что оба визита готовились как почти одновременные взаимные демонстрации, а американская сторона просто сместила временные рамки и медийные акценты для того, чтобы оставить последнее слово за Байденом: якобы он презрел опасность ради того, чтобы погрозить пальцем из Киева Китаю и России в качестве последнего предупреждения. Не стоит забывать о том, что по последним предупреждениям специализируется именно Китай, и лишь малограмотные поверхностно мыслящие люди способны смеяться над словом «китайское» в этом случае. Отрицать медийный успех визита (для большей части аудитории – действительно «внезапного») Байдена в Киев невозможно, но трудно найти более безразличную к медийным эффектам политическую культуру, нежели китайская.
3. Озвученный уже после визита Ван И в РФ мирный план Китая по Украине оказался предсказуемо размытым и далёким от сенсационности. Это даже разочаровало многих комментаторов в России, пророчивших чрезвычайность этому плану с того момента, как он был анонсирован в Мюнхене. В то же время было очевидным, что Китай не изменит своим традициям сдержанности в любых публичных реакциях – особенно в реакциях на навязываемую повестку. Вопреки тому нагнетанию вокруг украинского кризиса, которое было эффективно срежиссировано США и их союзниками в ЕС перед Мюнхенской конференцией и на ней (так создавался нужный фон для предстоящих выступлений Байдена), Китай не принял навязываемую тактику и остался в границах своей прежней позиции по Украине. Поэтому мирный план сосредоточен вокруг уже не раз озвученных китайскими политиками мер: прекращение огня, прямые переговоры, уважение территориальной целостности и «обоснованных опасений за безопасность». Относительно новым (и наиболее конкретным) оказалось требование немедленного прекращения оружейных поставок на Украину. Разочарованные заурядностью плана комментаторы стали концентрироваться на тех его позициях, которые лично им были больше по душе: одни цеплялись за «территориальную целостность», трактуя её как поддержку Украины, другие сочли упоминание «опасений за безопасность» солидаризацией с позицией России.
4. Китай, вне всяких сомнений, только на своей стороне. Любые действия Китая всегда основываются на минимизации угрозы своим интересам. Россия сегодня не представляет серьёзной угрозы интересам Китая, в то время как США не только представляют, но и постоянно напоминают об этом. Мирный план Китая не предполагает выполнения и именно поэтому не содержит конкретных инструментальных положений. Зато он содержит все значимые для безопасности Китая принципы: сохранение территориальной целостности (кейс Тайваня), право на превентивное отражение угроз безопасности (всё тот же кейс Тайваня), неприемлемость асимметричного (то есть в пользу одной из сторон) вмешательства третьих сторон в конфликты (и вновь кейс Тайваня), упор на дипломатию, а не на военную силу. Последний принцип кажется неприменимым к кейсу Тайваня, если исходить из силы, наращиваемой Китаем именно для разрешения «кейса Тайваня». Однако о такой цели Китая мы знаем исключительно от США: именно Соединённые Штаты всё время раскручивали «намерения» Китая атаковать Тайвань. Очевидно, что такая атака вполне бы устроила США, поскольку даже при быстром и успешном её завершении выбила бы Китай из «благополучной» колеи, в которой он и так удерживается не без труда. В то же время последние лет пять Китай гораздо больше усилий уделяет как раз дипломатической работе с Тайванем – поддержке прокитайских партий и настроений, подготовке почвы для сотрудничества и сближения при сохранении сторонами противоречащих идейных принципов. Так что даже четвёртый принцип мирного плана по Украине – это принцип, подходящий к кейсу Тайваня. Отказ от него, безусловно, вполне возможен – при нарушении первых трёх принципов соперниками. Территориальная целостность Китая нарушена претензиями на независимость Тайваня (точнее, претензиями США на независимость Тайваня). США вмешиваются в конфликт Китая и Тайваня на стороне последнего, активно накачивая его вооружением и деньгами, и создавая непосредственную угрозу безопасности Китая. Своим мирным планом Китай прежде всего показывает США, что именно они несут полную ответственность за любое развитие событий вокруг Тайваня, если не принимают китайские принципы. Что же касается Украины, то в её отношении план, как мы уже сказали, не предполагает выполнения. Китай обнародовал его для того, чтобы США, НАТО и ЕС были вынуждены его отвергнуть , что и произошло. Это дало Китаю неопровержимый аргумент, подтверждающий незаинтересованность Запада в установлении мира на Украине: ведь то, что план действительно «мирный», не вызывает сомнений абсолютно ни у кого. Равно как и то, что он очевидно противоположен действиям Запада, усиливающим (как минимум декларативно) оружейную поддержку Украины.
5. Отдельным и нетипично конкретным упоминанием в плане стала необходимость прекратить внешние оружейные поставки сторонам конфликта на Украине. Такие поставки открыто осуществляет только Запад: о поставках вооружений в Россию Ираном и Северной Кореей много говорилось западными политиками, однако никаких подтверждений так и не было предъявлено даже по иранским беспилотникам. С точки зрения Китая (как, кстати, и ООН) отсутствие убедительных подтверждений означает отсутствие самого факта. Поэтому можно смело трактовать этот конкретный пункт как не менее конкретную претензию конкретному адресату: Китай прямо обвиняет США и союзников в намеренной поддержке и затягивании конфликта на Украине. И заодно оставляет за собой молчаливое право уравновешивать западные оружейные поставки собственными поставками вооружения в РФ.
6. О возможных китайских поставках вооружения в Россию Запад заговорил заблаговременно, готовясь к «психической» атаке против РФ и её явных и держащихся в тени сторонников в Мюнхене и после него. Заговорил сразу в ультимативной форме, что для Китая является почти стопроцентным аргументом в пользу игнорирования содержания того сообщения, которое пытаются до него донести. Кстати, именно ультимативная форма позиции США по Тайваню привела к тому, что Китай игнорирует как саму эту позицию, так и действия США – включая всё более частые провокации к применению Китаем силы. Китай играет в свою игру и никак не соотносит свои действия с действиями США, если последние не имеют практического результата. А провокационные визиты американских политиков на Тайвань такого результата не имеют. Можно быть уверенным, что решение о поставках России вооружения или отказе от таких поставок Китай будет принимать (или уже принял) без какого-либо учёта позиции США, ЕС и НАТО. То, что американцы попытались опять задействовать абсолютно пустой кейс с якобы выведенным китайцами ковидным коронавирусом, показывает, что команда Байдена понимает китайскую индифферентность к западным угрозам, но не обладает никаким оригинальным планом по принуждению Китая к своим правилам. В то же время сами США всё время поддерживают «динамику» своей позиции: они не утверждают однозначно, что Китай решился на поставки, всё время оставляют пространство для манёвра. Американцы оставляют прямолинейные обвинения и угрозы Евросоюзу, который в начале марта пригрозил Китаю санкциями в случае оказания России военной помощи.
7. Вопреки декларируемым позициям США и ЕС, Китай взаимодействует с Россией не потому, что имеет жёстко сформированное мнение по украинскому кризису, а потому, что недоволен экспансией НАТО. Именно как элемент такой экспансии Китай рассматривает и поведение Запада на Украине – как в кризисе последнего года, так и до него. Для Китая ситуации Тайваня и Украины объединены (вопреки разным «суверенитетным» характеристикам) тем, что в обеих ситуациях НАТО подбирается к границам своих противников без открытого включения новых членов в свой состав. Поддержка России сама по себе Китай не интересует, но он заинтересован в том, чтобы помешать США и НАТО. При этом Китай недоволен тем, что Россия не смогла реализовать спецоперацию в её изначальном быстром варианте и перевела её в затяжную войну, но одновременно Китай получает от этого выгоду. Причём эта выгода не имеет прямой зависимости от подогревания конфликта, это выгода косвенная, вызываемая изменением в экономических процессах и взаимодействиях; тогда как США значительную часть своей заинтересованности связывают с оружейными поставками, которые уже озолотили американских производителей вооружений. Разница в том, что Китай, не греша против истины, может смело обвинять США в наживе на войне, тогда как в свой адрес подобных претензий может не опасаться: парировать их будет предельно легко. По тем же причинам потенциальная помощь Китая России вряд ли воплотилась бы в самом вооружении – скорее в обеспечении его ускоренного производства на территории РФ. Санкции же Евросоюза и США Китай не особенно пугают: экономика Китая, при всей её зависимости от западных рынков сбыта, заметно лучше контролируется, чем многие другие экономики. Продемонстрированная Россией относительная устойчивость к санкциям (относительная потому, что потери всё же ощутимы, и не все схемы сопротивления срабатывают; но сама по себе устойчивость вполне очевидна даже с учётом долгосрочных перспектив санкционного ущерба) – достаточный фундамент для китайского спокойствия.
8. Западные угрозы в адрес Китая позволяют ему обоснованно обвинять США и их союзников в целенаправленных экономических атаках на Китай с целью блокирования его развития и роста по причине проигрывания глобальной экономической конкуренции. Ведь никаких подсанкционных действий Китай ещё не совершил, а санкции, тем не менее, обсуждаются и декларируются очень активно. Китай усердно работает с незападными странами (даже с традиционно конкурентной и недружественной Индией) для обеспечения негласного противостояния западному давлению и для подчёркивания сосредоточенности Запада на получении выгоды любой ценой. Одновременно с этим Китай ведёт внутренние чистки партийных рядов от проамериканского крыла (довольно внушительного), а также информационно накачивает в международных медиапространствах темы, невыгодные для Запада в украинском кризисе (например, регулярный срыв договоров по Запорожской АЭС украинской стороной под давлением США). Вывод достаточно прост: украинский кризис не представляет для Китая самостоятельного интереса, это всего лишь один из плацдармов разворачивающегося масштабного противостояния Китая и США.
9. В отличие от России, которая оказалась не готовой к конфликту с Западом, стоящим за Украиной, почти по всем направлениям, кроме экономического (от которого как раз, напротив, ожидали наибольшего «проседания») и отчасти военного (с учётом того, что уже год Россия ведёт полномасштабные армейские боевые действия, хотя сил было подготовлено достаточно только для быстрой специальной операции), Китай готовится к конфликту всерьёз и глубоко. Это касается и внутренней политики (чистка проамериканских функционеров), и экономики (Китай при всех проблемах с проседанием ВВП и инфляцией остаётся единственной по-настоящему динамичной экономикой в мире, а полученные им в результате украинского кризиса выгоды превышают американские), и международной политики (по всем объединениям, в которых состоит Китай, ведётся активнейшая работа с партнёрами, жёстко отстаиваются все инструменты китайского влияния в ООН), и, безусловно, вооружений. Из этого следует дуалистический вывод: Китай, несомненно, продолжит держать «пророссийский нейтралитет» в украинском кризисе, как минимум не снижая экономическую и технологическую поддержку РФ, но вряд ли станет поставлять России вооружение. Причина последнего проста: один из главных итогов года военных действий на Украине – быстрая исчерпаемость запасов обеими сторонами конфликта и низкая эффективность некоторых типов вооружений, на которые возлагались серьёзные надежды. Китай делает ставку на ускорение военной модернизации с одновременным наращиванием надёжных типов вооружений; а такая тактико-стратегическая линия оставляет слишком небольшие возможности для поставок вооружений. Скорее всего, обозначенные тенденции приобретут более отчётливые очертания по результатам визита переизбранного на третий срок главы Китая Си Цзинь Пина в Россию.