Украина маскирует свои ошибки бестолковым нанесением глубоких ударов.
Анна Райская, Telegram-канал «Грубо? Простите!»
На этой неделе все то же самое: Украина активизировала свою кампанию по использованию беспилотников, чтобы совершить какой-либо удар или террористический акт, привлекающий внимание прессы, и сохранить свою жизнеспособность и важность.
Новый удар по российскому аэродрому «Кресты» под Псковом, нанесенный вчера вечером, стал последним в этом направлении, не говоря уже о постоянных атаках на Брянск, Донецк, попытках высадки в Крыму и многих других подобных действий не имеющих никакого военного значения.
Но давайте вкратце поговорим об ударе по Пскову, поскольку он вызвал привычный скрежет зубов и много возмущения со стороны «патриотов». На этом аэродроме базируются российские транспортные самолеты Ил-76. По последним данным, в результате ударов было повреждено до 4 самолетов, а 2 из них, возможно, уничтожены, о чем свидетельствуют видеоматериалы:
Однако на новых спутниковых фотографиях, сделанных на Западе сегодня, видно, что разрушений практически нет:
Прежде всего, давайте учитывать тот факт, что Википедия называет количество российских самолетов Ил-76: 120 в строю, еще 120 в резерве, 20 заказаны и, предположительно, производятся. Так что, хотя потеря 2–4 самолетов и является достаточно сильным ударом, она не является катастрофической. Не говоря уже о том, что эти самолеты даже не используются в СВО, поскольку это транспортные самолеты, а Россия, как известно, большую часть своих логистических перевозок осуществляет по железной дороге и автомобильным транспортом. Ил-76 в основном находятся в Пскове, так как именно там дислоцируется знаменитое 76-е Псковское десантное подразделение, которое использует эти самолеты для тренировок и прыжков.
По последним данным, эта операция планировалась совместно с британским подразделением МИ-6 в течение многих месяцев. Конечно, то, на координацию чего ушли месяцы, нанесет определенный ущерб, особенно если учесть, что в атаке использовался массовый рой дронов, состоящий, по некоторым данным, из более чем 21 беспилотника. По некоторым данным, это могли быть новые «картонные» австралийские беспилотники, о которых в последнее время много пишут:
Эти беспилотники практически невидимы для радаров, поскольку картон не отражает радиолокационные волны. Это говорит о том, что Украина и ее западные хозяева постоянно изобретают и находят новые способы обхода российской обороны. Но и Россия впоследствии также изобретает и приспосабливается к новым условиям, поэтому, скорее всего, подобный «эффектный» удар не повторится еще несколько месяцев.
Большие вопросы вызывает и то, как эти беспилотники попали в Псков, расположенный в 600 км от границы с Украиной. Некоторые утверждают, что они прибыли из Эстонии. В последнее время многие спрашивают меня, как вообще Украина наносит удары беспилотниками по российской территории. Поэтому позвольте мне воспользоваться этим обстоятельством, чтобы немного прояснить этот вопрос.
Во-первых, необходимо знать, что западные СМИ уже неоднократно подтверждали, что Украина засылает в Россию диверсантов, вооруженных беспилотниками, которые запускаются с российской территории:
Сделать это чрезвычайно просто. Для этого достаточно иметь так называемого «спящего агента» или человека, который под надуманным предлогом легально пересекает границу России и покупает любое количество готовых легальных беспилотников, таких как китайские Mavic и т.д. Эти беспилотники могут быть оснащены взрывчаткой и запущены прямо с периметра цели. Например, если вы находитесь рядом с авиабазой, вы можете запустить FPV-дрон с забора за пределами базы прямо на самолет, взорвать его и уехать на машине задолго до того, как власти разберутся, что вообще произошло.
Фактически это подтверждается в нескольких случаях, причем не только при ударах по крымским авиабазам, но и при попытке удара по российскому самолету А-50, аналогу AWACS, в Белоруссии. Преступник совершил полет на FPV-дроне прямо с территории базы, но затем был пойман.
Таким образом, мы точно знаем, что, по крайней мере, этот способ нанесения ударов с помощью беспилотников активно используется. Другой, более сложной тактикой является отправка беспилотников покрупнее, таких как украинские «Бобры» — на большие расстояния с украинской территории. Как они могут преодолеть сотни километров российской территории, не будучи обнаруженными?
Два способа:
1. Во-первых, они изготавливаются из углеродного волокна/легких композитных материалов, от которых очень трудно отразить радиолокационные волны.
2. Они летают относительно низко, а значит, в силу сложной науки о радиолокационном горизонте, их просто невозможно обнаружить, пока они не окажутся на расстоянии всего нескольких километров от радарной установки.
Те, кто следит за моими публикациями, могут вспомнить, что я неоднократно выкладывал спутниковые фотографии, показывающие, как американские спутники SIGINT могут определять местоположение российских радиолокационных установок просто по их излучению в определенном диапазоне:
После этого достаточно произвести простой математический расчет: радар может увидеть объект размером X на расстоянии Y только в том случае, если он движется на высоте N. Таким образом, сразу становится ясно, каковы периметры радарных горизонтов и куда нужно двигаться беспилотнику, чтобы «обойти» зоны, не подлежащие обнаружению. Они планируют подробный маршрут, который программируется в спутниковой навигации беспилотника, и дрон следует по уникальной извилистой траектории через различные границы видимости радара.
Пример того, как это может выглядеть. Допустим, на изображении ниже красные круги — это все зоны действия радаров С-300 для объектов, летящих на высоте 0,152 км и ниже. Желтые круги — зона покрытия объектов, летящих на высоте от 0,152 до 1,52 км. А фиолетовые круги охватывают высоту 1,52 км и выше:
Это упрощенная версия, чтобы проиллюстрировать идею. Однако, как видно, многоуровневая защита действительно перекрывается, но только в фиолетовых областях. Большинство доктрин ПВО было создано для тактики времен Холодной войны и борьбы с высоколетящими ударными группами самолетов. Если любой обычный самолет, летящий на нормальной высоте, войдет в эту зону, он будет обнаружен, поскольку там нет никаких промежутков, если самолет находится на высоте более 1,52 км.
Но поскольку беспилотник летит на гипотетической высоте 0,03 км, то единственным кругом выше, который его обнаружит, будет красный. Или даже если он летит на высоте 0,3 км, его обнаружит желтый круг, но между ними есть небольшие промежутки. Изучив расположение радаров со спутников, перехватывающих сигналы, западные партнеры могут проложить маршрут для украинских беспилотников, как показано на синих линиях, которые втискиваются между желтыми кругами и по кругу добираются до Москвы на севере.
Кроме того, как бы плотно вы ни расставили радары, существует множество естественных географических, топографических и просто городских особенностей, которые ограничивают обнаружение радаров в районах с высокой плотностью городов. Если беспилотник летит на высоте 0,03–0,06 км, а в этом районе есть множество холмов, гор и зданий высотой от 0,06 до 0,3 км — то угадайте, что? Повсюду будут препятствия для радиолокационных волн, и зона покрытия будет ограничена.
Это можно компенсировать, разместив повсюду гораздо больше систем, но, конечно, это ограничено их имеющимся количеством и обученного персонала. Также можно обеспечить покрытие с воздуха с помощью постоянного круглосуточного наблюдения самолетов типа AWACS с обзорными радарами, но трудно сказать, насколько расширят ограниченный парк российских AWACS. Предположительно, у них имеется всего ~15 самолетов А-50, и напомним, что стандартный показатель «готовности к выполнению задач» для самолетов по всему миру составляет 30–70%. Это определяется тем, какой процент самолетов пригоден к эксплуатации или полетам в любой момент времени. Остальные находятся в состоянии постоянного технического обслуживания. Для более современных самолетов, таких как F-22/F-35, показатель готовности в США достигает 30%, что означает, что только 30% парка могут летать и работать.
Таким образом, при наличии всего 15 самолетов типа AWACS, возможно, что только половина из этого числа, плюс-минус, может реально летать в любой момент времени, и они должны быть не только рассредоточены по всему украинскому фронту, но некоторые из них необходимы для обороны северных и восточных границ России, для наблюдения за НАТО в районе Японского, Охотского, Берингова морей и т.д. Таким образом, теоретически Россия в любой момент может иметь не более 3–5 самолетов типа AWACS для Украины.
Следует помнить, что у могущественных США имеется всего ~30 официальных самолетов E-3 Sentry AWACS, поэтому страны, как правило, не располагают огромным количеством подобных самолетов. Однако у США есть еще несколько самолетов RC-135, E-8, P-8 Orion и т.д., которые могут помочь восполнить недостаток, обладая примерно такими же возможностями. Россия делает это за счет патрулирования самолетами Миг-31, оснащенными мощными РЛС «Заслон-М» с режимом обзора вниз.
Наконец, я хотел бы обратить внимание на два важных момента. Во-первых, Псковский аэродром, как я уже говорил, не имеет практически никакого военного назначения и даже не связан с СВО. Поэтому его выбрали именно из-за этого слабого места, понимая, что он не так хорошо защищен, потому что там нет ничего чрезвычайно важного. Заметьте, Украина едва ли смогла нанести удар по какому-либо из действительно важных российских аэродромов, таких как Энгельс, Дягилево, Оленья, или расположенных вблизи линии фронта, например, Бердянск, где находятся десятки фронтовых боевых вертолетов. Это потому, что они действительно хорошо защищены. Поэтому, конечно, Украина выбирает малоизвестную цель, по которой у нее есть шанс попасть, и это все равно стоило им «месяцев» подготовки, чтобы сделать что-то незначительное с военной точки зрения.
Второй момент заключается в следующем. Многие невежественные люди поскуливали о чем-то в этом роде: «Российская ПВО слаба, если дешевые украинские беспилотники смогли их обойти, то представьте, что будет делать НАТО, если Россия в ближайшее время вступит в полномасштабную войну! Россия продержится не более часа/дня/недели/и т.д.».
Но вот в чем загвоздка, которую они упускают: на самом деле, у Украины есть серьезное преимущество, которым НАТО никогда не воспользуется в таком гипотетическом конфликте. Видите ли, Украина может наслаждаться роскошью полного спутникового господства НАТО без возможности России вывести эти средства из строя из-за нежелания начинать третью мировую войну. Это означает, что Украина получает «чит-код», позволяющий ей видеть все российские средства и планировать все вокруг них, обходить российскую оборону и т.д.
Но если бы Россия вела «полномасштабную войну» против НАТО, угадайте, какой объект был бы уничтожен первым? Правильно — спутники НАТО не будут существовать. Организация Североатлантического договора (НАТО) была бы слепа и не имела бы никакой возможности издалека увидеть российские ракеты ПВО или другие средства, а это значит, что даже ничтожные удары украинских беспилотников по «глубокому тылу» России во многих отношениях намного превосходят возможности НАТО.
Некоторые возражают: «Но у НАТО тысячи спутников, Россия не может сбить их все». Они путают такие вещи, как GPS и Starlink, которые представляют собой небольшие массово производимые модули, расположенные на земной орбите. Но с точки зрения реальных опто-электронных спутников корпоративного уровня или EO-спутников у них очень мало. Всего у США есть 5 гигантских оптико-электронных спутников, на которые они полагаются, стоимостью более 5 млрд. долларов каждый. Их пылающие обломки упадут, пораженные российскими ракетами А-235 «Нудоль», и США останутся слепыми.
Конечно, российские спутники, скорее всего, тоже упадут, но Россия — единственная, кто доказал, что умеет вести не высокотехнологичную войну. НАТО полагается на артиллерию и РСЗО (HIMARS и т.д.), которые могут стрелять только боеприпасами со спутниковым наведением. Россия с самого начала войны точно поражает украинские цели с помощью карандаша и секстанта — спутники ей не нужны.
И, наконец, в связи со всеми этими сравнениями с НАТО в последнее время забавно, что на телеканалах появился этот ролик из документального фильма «Рестрепо». В нем показано, как на самом деле выглядят могучие американские вооруженные силы в боевой обстановке —на примере афганской войны. После того, как вы увидели героизм российских войск на Украине, вы действительно думаете, что у этой армии есть шанс? И это было до того, как армия превратилась в «снежинку» современной эпохи (прим. «Поколение снежинок») — представьте, насколько все плохо сейчас.
Еще один общий момент: очевидно, что российские вооруженные силы обладают высокой адаптивностью. Они учатся на каждой ошибке и постоянно вносят изменения для совершенствования операций. Противник тоже никогда не спит и постоянно внедряет новшества, так что это постоянная игра с непрерывным внедрением инноваций на поле боя.
Например, Россия уже применила несколько хитростей, чтобы помешать будущим украинским военно-морским беспилотникам нанести удар по Керченскому мосту:
Вдоль Крымского моста были срочно размещены 7 барж для создания защитного барьера от беспилотных катеров-камикадзе Вооруженных сил Украины.
Предполагается, что между баржами также будут натянуты тросы и цепи, создавая тем самым барьер для вражеских БЭКов, которые должны попасть в эту ловушку в случае очередной попытки нанести удар по мосту.
Конструкция может показаться странной и примитивной, но, находясь ночью и под плотным огнем стрелкового оружия, оператор беспилотника может просто не заметить, куда он плывет, или неудачно маневрировать в процессе уклонения.
Сообщается, что Россия не только расставила вдоль моста баржи с точными интервалами, чтобы следить за беспилотниками и, возможно, даже подвешивать между ними какие-то сетки для защиты от дронов. Кроме того, есть информация о том, что Россия начала топить большие старые корабли в мелководном заливе в стратегических точках, чтобы создать дешевый естественный барьер, направляя возможные беспилотники в ограниченные, легко контролируемые точки.
В качестве еще одного примера можно привести недавнюю дискуссию, о которой я писал, в области российской контрбатарейной борьбы и жалобы с некоторых фронтов на то, что России необходимо сделать больше для улучшения своих контрбатарейных возможностей, поскольку российские войска жалуются, что единственной реальной, неустранимой угрозой, с которой они сталкиваются, являются непрекращающиеся артиллерийские обстрелы со стороны ВСУ. С атаками ВСУ они справляются, но артиллерия их изматывает.
Что же делает Шойгу? Так называемый «ненавистный» министр обороны посещает ведущих производителей российских контрбатарейных систем и требует от них увеличить темпы производства:
Напомните мне еще раз, почему «шизопатриоты» утверждают, что он такой ужасный? Он четко выполняет свою работу, преобразуя требования поля боя в немедленные результаты по цепочкам ВПК.
Наконец, если Украина нанесла один квартальный удар с умеренным ущербом по объектам, которые даже не имеют никакого отношения к СВО, то Россия за тот же промежуток времени нанесла разрушительный удар по реальным военным объектам ВСУ. Вчера вечером по Киеву был нанесен сокрушительный удар ракетами и беспилотниками:
По некоторым данным, была поражена железнодорожная станция в Киеве. Аналогичные удары были нанесены по многим другим объектам по всей стране — в Черкассах, Одессе, Житомире.
А за день до этого на станции Мерцалово к западу от Донецка российские удары разнесли поезд, перевозивший украинское снаряжение на фронт.
https://rutube.ru/video/899c5530cf1f8bb8eb1783a7ef891b02/?r=wd&t=1 – само видео тут
Это в дополнение к другим бесчисленным ударам, нанесенным за последнюю неделю, которые продолжают разрушать украинскую инфраструктуру.
Оригинал статьи на английском языке тут.
Выводы переводчика:
1) В краткосрочной перспективе избавиться от налетов беспилотников в принципе будет нельзя. Однако возможно минимизировать количество разрушений от них и научиться их эффективно сбивать, чем Россия сейчас и занимается.
2) Операции Украины по России возможны благодаря использованию спутников НАТО. Если уничтожить эти спутники, то это спровоцирует Третью Мировую Войну. Прямо сейчас Россия не может себе позволить это сделать (хоть и подозреваю, что очень хочет). Поэтому пока спутники НАТО работают на Украину, атаки беспилотников будут продолжаться.
3) Несмотря на значительную помощь НАТО Украине, на самом деле, текущие атаки беспилотников по России не так разрушительны, как этого хотелось бы НАТО и Украине. Учитывая тот уровень атак, с которыми нам сейчас приходится справляться, мы держимся очень достойно.
4) Не стоит недооценивать противника. Украина постоянно учится и адаптируется, находя новые пути обхода нашей ПВО. Впрочем, Россия учится еще быстрее.
5) Мы находимся в очень агрессивной среде. Нужно максимально серьезно относиться к своей безопасности! Если какие-то люди вызывают у вас подозрение – это повод сообщить об этом в компетентные органы! Горячая линия ФСБ работает круглосуточно, телефоны: +7 (495) 224−22−22 или 8 (800) 224−22−22
Автор блога проверяла: она действительно работает! Не стесняйтесь сообщать о странных фактах и подозрительных личностях, ведь дрон, который может влететь в ваш дом, вполне себе может запустить группа подростков, которые наслушались украинскую пропаганду.
Будьте бдительны! Сейчас это действительно очень важно.