Суэцкий канал необычайно важен для всего мира. Это очевидно. Утомлять цифрами и номенклатурой товаропотоков не стану, достаточно посмотреть на карту – и все будет ясно. Вместо огромного крюка в 7–8 дней вокруг Африки можно попасть из Средиземного моря в Красное за 11–14 часов, и столько же в обратную сторону. А из Красного моря в Индийский океан, из Средиземного в Атлантику.
Ну, это все знают. Знали и египетские фараоны, и в итоге их волей был прорыт канал от правого рукава дельты Нила к Большому соленому озеру и далее к Красному.
Озеро это как бы самой природой было расположено на пути строителей и подсказывало маршрут. Очень оно немаленькое, 23х11 километров, глубокое, грех не воспользоваться таким подарком, а на пути было еще и Малое соленое озеро. К тому же уровни и Средиземного, и Красного, и Нила, и озер были примерно равны, и отпадала необходимость возводить сложные шлюзы.
Народ, строивший огромные пирамиды, справился с задачей, и наладилась масштабная межконтинентальная морская торговля. Никакие караваны не могли заменить те объемы товаров. После фараонов персы возобновили навигацию, подправив канал. Понятное дело, тогда ширина и глубина канала были совсем невелики. Арабские завоеватели в седьмом веке засыпали канал, не желая иметь конкурента сухопутным торговым путям с Востока, которые они полностью контролировали. Таким образом, канал стал фактором планетарной значимости еще четыре тысячи лет назад и был таковым более двух тысяч лет. Он объединял страны и народы Европы, Африки и Азии. Без преувеличения, грандиозно.
Шли века. Наполеон после египетского похода в конце 18 века загорелся идеей восстановить канал, но отвлекли другие дела. И вот в 1840-е годы проект возродился, настолько очевидной была потребность в подобной артерии. И не сказать, что технически это было проще, чем во времена фараонов. Ручная выемка грунта, его перемещение за сотни метров. Все это под палящим солнцем. Идею продвигал француз Фердинанд де Лессепс, человек неуемной энергии и необходимых знаний. Египетский паша знал его и доверял. В 1859 году в Париже была основана «Всеобщая компания Суэцкого канала». Основные предполагаемые прибыли шли Франции, но кое-что перепадало и Египту. Строительство началось в том же году и продлилось около одиннадцати+ лет. Недостаток питьевой воды, тяжкий труд, жара были причинами высокой смертности. Называется цифра в 120.000 человек умерших, то есть по тысяче в месяц, минимум по тридцать египтян в день. Практически военные потери. Крестьян силой сгоняли на строительство. Лессепс добился прокладки канала с питьевой водой. Со временем стали использовать паровую технику. Требовалось обеспечить такие параметры канала, которые позволяли бы пропускать тяжелые океанские суда, на дворе была уже последняя треть 19 века. Но построили!
Открытие канала
Это явилось событием общечеловеческим, прогресс был очевиден. А дальше начались обычные проблемы: кто владеет основными акциями, кто содержит канал, что очень недешево, какова геополитическая обстановка. Мировые войны обостряли ситуацию ввиду стратегического значения артерии. Итальянцы и немцы рвались сюда, поскольку с востока им навстречу обещали двигаться японцы. И двигались, дошли аж до Бирмы. Но не срослось. Англичане отстояли Суэцкий канал. Намеченная встреча немцев с японцами в Индии не состоялась. Чувствуете, каково! Действительно, всемирно историческое значение.
Суэцкий канал
26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер объявил о национализации Суэцкого канала. Ему было за что держать обиду на Запад. Англия отказалась продавать Египту оружие. Выручил Советский Союз. Запад отказался за это предоставить кредит на строительство Асуанской ГЭС. Опять СССР подставил плечо.
Отбить канал назад не получилось, несмотря на тройственную агрессию Англии, Франции и Израиля в конце того же года. Страсти разворачивались нешуточные. СССР готов был поддержать Египет вооруженным путем. Вся геополитика планеты сконцентрировалась вокруг канала через пустыню, хотя параллельно трагические события происходили в Венгрии, Польше, в Алжире шла освободительная война против французов. Однако на первом плане стоял канал. Тогда пронесло, большой войны не случилось.
И вот наконец наступил исторический момент, который послужил мне поводом для написания этого поста, хотя пришлось отвлечься на краткий предварительный экскурс. В ходе шестидневной войны 1967 года в Большом Горьком озере застряли 14 судов. Египтяне заблокировали канал, затопив много старых посудин и заминировав русло. Кто же оказался запертыми здесь? Это были гражданские суда восьми стран, пять представляли капиталистический мир, а три – социалистический: немецкие – ФРГ – «Nordwind», «Münsterland», шведские «Killara», «Nippon», норвежское «Essayons», английские «Agapenor», «Melampus», «Scottish Star», «Port Invercargill», американское «African Glen», польские «Джакарта», «Болеслав Берут», болгарское «Василь Левски» и чехословацкое «Леднице». У сухопутной Чехословакии были-таки суда, не удивляйтесь.
На западном берегу канала располагались египетские войска, на восточном израильские. Корабли были загружены самым разнообразным товаром. И вот, чтобы организовать повседневную жизнь, которая могла оказаться затяжной, капитаны всех судов собрались в октябре 1967 года на совещание на борту «англичанина» и приняли солидарное неординарное решение, несмотря на то, что Холодная война была в самом разгаре. Капитаны заявили о создании «Ассоциации Большого Горького озера» для организации взаимопомощи и решения возникающих проблем. Предполагались взаимные визиты и разнообразные мероприятия, например, спортивные состязания.
Напоминаю, что моряки находились в центре конфликта. В итоге израильская ракета попала в американский корабль. Но жизнь продолжалась. На всех кораблях были фильмотеки, и начался интенсивный обмен картинами и проведение киноночей.
Если требовалась помощь по ремонту и обслуживанию, помогали оперативно инструментами, запчастями, квалификацией. Песчаные бури доставляли особенно много хлопот, и требовалось немало усилий для очистки палуб. И опять помогали друг другу. Из-за этих бесконечных песчаных заносов родилось общее название – «Жёлтый флот». Каждый корабль мог предложить что-то свое. У немцев был охлажденный виноград, а болгары наладили из него производство ракии, которую все называли бренди. Винограда было много. На другом «немце» была организована церквушка, и желающие могли помолиться. У поляков на борту был прекрасный врач, а у норвежцев великолепный кок. На шведских судах для всех моряков оборудовали хороший гимнастический зал и плавательный бассейн. Моряки шутили, что они создали нечто подобное ООН, только гораздо более эффективную и неформализованную. Кстати, владельцы судовых кампаний дали добро на использование всех ресурсов. Более того, была организована ротация экипажей и доставка необходимого. К Рождеству 1967 года появились игрушки, хлопушки и даже замороженные индейки. Праздник получился незабываемым. Поляки соорудили плот, на него водрузили самодельную елку на базе швабры и пустили это в озеро.
Потом на шлюпках водили хоровод. Англичане исхитрились загрузить на шлюпку пианино и отправились объезжать коллег и радовать их песнями, благо озеро не отличалось штормами. Представьте себе это зрелище!
В 1968 году состоялись Олимпийские игры в Мехико. Пропустить такое событие моряки не могли, и по 14 видам спорта организовали соревнования. Играли даже в футбол на борту английского «Port Invercargill». В общекомандном зачете победили поляки, затем шли немцы и англичане.
Избыток свободного времени провоцировал фантазию. В итоге появилась идея печатать марки, тиражи колебались от 100 до 2 000 экземпляров. Кстати, предложил это делать капитан чехословацкого судна. Сейчас эти марки – большая редкость у филателистов и очень ценяться.
Восьмилетняя эпопея закончилась в 1975 году. Попробуем сделать некоторые очевидные выводы. В нормальных людях присутствует стремление к нормальному устройству жизни, основанному на солидарности, взаимопомощи, сотрудничеству. Во-вторых, была реализована возможность принимать решения напрямую, без одобрения или сопротивления вышестоящих начальников. Это делало жизнь проще и понятнее. В-третьих, в таких условиях проявляется творческое начало человека. Наконец, мы явно нуждаемся в таких примерах, они не в теории, а непосредственно на практике показали, что есть альтернатива вражде и войне. Не забудем, что помимо множества совместных позитивных мероприятий моряки выдержали испытание скукой, депрессией, жарой, песчаными бурями, присутствием войск на берегах канала, отсутствием семей и неопределенностью будущего.
Сегодня канал расширен, суда одновременно идут в двух направлениях. Случаются напряженные ситуации, как например с известным контейнеровозом «Ever Given», перегородившим канал.
Опять вмешивается геополитика – хуситы оседлали узкий пролив Баб-эль-Мандебский пролив и резко ограничили трафик. Добавилась проблема уязвимости кабелей, проложенных по дну канала.
Но при всех осложнениях надо помнить историю экипажей 14 судов, восемь лет демонстрировавших миру возможность нормальной жизни. Нам нужны каналы. И как к месту вспомнились слова Владимира Семеновича Высоцкого:
Проложите, проложите
Хоть тоннель по дну реки
И без страха приходите
На вино и шашлыки.И гитару приносите,
Подтянув на ней колки.
Но не забудьте — затупите
Ваши острые клыки.А когда сообразите -
Все пути приводят в Рим, -
Вот тогда и приходите,
Вот тогда поговорим.Нож забросьте, камень выньте
Из-за пазухи своей
И перебросьте, перекиньте
Вы хоть жердь через ручей
P. S. Фильм бы снять….