Суэцкий канал как зеркало мировой истории

Суэцкий канал необычайно важен для всего мира. Это очевидно. Утомлять цифрами и номенклатурой товаропотоков не стану, достаточно посмотреть на карту – и все будет ясно. Вместо огромного крюка в 7–8 дней вокруг Африки можно попасть из Средиземного моря в Красное за 11–14 часов, и столько же в обратную сторону. А из Красного моря в Индийский океан, из Средиземного в Атлантику.

Было­Есть­Бу­дет

Ну, это все зна­ют. Зна­ли и еги­пет­ские фара­о­ны, и в ито­ге их волей был про­рыт канал от пра­во­го рука­ва дель­ты Нила к Боль­шо­му соле­но­му озе­ру и далее к Крас­но­му.

Канал фараонов

Канал фара­о­нов

Озе­ро это как бы самой при­ро­дой было рас­по­ло­же­но на пути стро­и­те­лей и под­ска­зы­ва­ло марш­рут. Очень оно нема­лень­кое, 23х11 кило­мет­ров, глу­бо­кое, грех не вос­поль­зо­вать­ся таким подар­ком, а на пути было еще и Малое соле­ное озе­ро. К тому же уров­ни и Сре­ди­зем­но­го, и Крас­но­го, и Нила, и озер были при­мер­но рав­ны, и отпа­да­ла необ­хо­ди­мо­сть воз­во­дить слож­ные шлю­зы.

Большое Горькое озеро

Боль­шое Горь­кое озе­ро

Народ, стро­ив­ший огром­ные пира­ми­ды, спра­вил­ся с зада­чей, и нала­ди­лась мас­штаб­ная меж­кон­ти­нен­таль­ная мор­ская тор­гов­ля. Ника­кие кара­ва­ны не могли заме­нить те объ­е­мы това­ров. После фара­о­нов пер­сы воз­об­но­ви­ли нави­га­цию, под­пра­вив канал. Понят­ное дело, тогда шири­на и глу­би­на кана­ла были совсем неве­ли­ки. Араб­ские заво­е­ва­те­ли в седь­мом веке засы­па­ли канал, не желая иметь кон­ку­рен­та сухо­пут­ным тор­го­вым путям с Восто­ка, кото­рые они пол­но­стью кон­тро­ли­ро­ва­ли. Таким обра­зом, канал стал фак­то­ром пла­не­тар­ной зна­чи­мо­сти еще четы­ре тыся­чи лет назад и был тако­вым более двух тысяч лет. Он объ­еди­нял стра­ны и наро­ды Евро­пы, Афри­ки и Азии. Без пре­уве­ли­че­ния, гран­ди­оз­но.

Шли века. Напо­леон после еги­пет­ско­го похо­да в кон­це 18 века заго­рел­ся иде­ей вос­ста­но­вить канал, но отвлек­ли дру­гие дела. И вот в 1840-е годы про­ект воз­ро­дил­ся, настоль­ко оче­вид­ной была потреб­но­сть в подоб­ной арте­рии. И не ска­зать, что тех­ни­че­ски это было про­ще, чем во вре­ме­на фара­о­нов. Руч­ная выем­ка грун­та, его пере­ме­ще­ние за сот­ни мет­ров. Все это под паля­щим солн­цем. Идею про­дви­гал фран­цуз Фер­ди­нанд де Лес­сепс, чело­век неуем­ной энер­гии и необ­хо­ди­мых зна­ний. Еги­пет­ский паша знал его и дове­рял. В 1859 году в Пари­же была осно­ва­на «Все­об­щая ком­па­ния Суэц­ко­го кана­ла». Основ­ные пред­по­ла­га­е­мые при­бы­ли шли Фран­ции, но кое-что пере­па­да­ло и Егип­ту. Стро­и­тель­ство нача­лось в том же году и про­дли­лось око­ло один­на­дца­ти+ лет. Недо­ста­ток питье­вой воды, тяж­кий труд, жара были при­чи­на­ми высо­кой смерт­но­сти. Назы­ва­ет­ся циф­ра в 120.000 чело­век умер­ших, то есть по тыся­че в месяц, мини­мум по трид­цать егип­тян в день. Прак­ти­че­ски воен­ные поте­ри. Кре­стьян силой сго­ня­ли на стро­и­тель­ство. Лес­сепс добил­ся про­клад­ки кана­ла с питье­вой водой. Со вре­ме­нем ста­ли исполь­зо­вать паро­вую тех­ни­ку. Тре­бо­ва­лось обес­пе­чить такие пара­мет­ры кана­ла, кото­рые поз­во­ля­ли бы про­пус­кать тяже­лые оке­ан­ские суда, на дво­ре была уже послед­няя треть 19 века. Но постро­и­ли!

Открытие канала

Это яви­лось собы­ти­ем обще­че­ло­ве­че­ским, про­гресс был оче­ви­ден. А даль­ше нача­лись обыч­ные про­бле­мы: кто вла­де­ет основ­ны­ми акци­я­ми, кто содер­жит канал, что очень неде­ше­во, како­ва гео­по­ли­ти­че­ская обста­нов­ка. Миро­вые вой­ны обостря­ли ситу­а­цию вви­ду стра­те­ги­че­ско­го зна­че­ния арте­рии. Ита­льян­цы и нем­цы рва­лись сюда, посколь­ку с восто­ка им навстре­чу обе­ща­ли дви­гать­ся япон­цы. И дви­га­лись, дош­ли аж до Бир­мы. Но не срос­лось. Англи­ча­не отсто­я­ли Суэц­кий канал. Наме­чен­ная встре­ча нем­цев с япон­ца­ми в Индии не состо­я­лась. Чув­ству­е­те, како­во! Дей­стви­тель­но, все­мир­но исто­ри­че­ское зна­че­ние.

Суэцкий канал

26 июля 1956 года пре­зи­дент Егип­та Гамаль Абдель Насер объ­явил о наци­о­на­ли­за­ции Суэц­ко­го кана­ла. Ему было за что дер­жать оби­ду на Запад. Англия отка­за­лась про­да­вать Егип­ту ору­жие. Выру­чил Совет­ский Союз. Запад отка­зал­ся за это предо­ста­вить кре­дит на стро­и­тель­ство Асу­ан­ской ГЭС. Опять СССР под­ста­вил пле­чо.

Отбить канал назад не полу­чи­лось, несмот­ря на трой­ствен­ную агрес­сию Англии, Фран­ции и Изра­и­ля в кон­це того же года. Стра­сти раз­во­ра­чи­ва­лись нешу­точ­ные. СССР готов был под­дер­жать Еги­пет воору­жен­ным путем. Вся гео­по­ли­ти­ка пла­не­ты скон­цен­три­ро­ва­лась вокруг кана­ла через пусты­ню, хотя парал­лель­но тра­ги­че­ские собы­тия про­ис­хо­ди­ли в Вен­грии, Поль­ше, в Алжи­ре шла осво­бо­ди­тель­ная вой­на про­тив фран­цу­зов. Одна­ко на пер­вом пла­не сто­ял канал. Тогда про­нес­ло, боль­шой вой­ны не слу­чи­лось.

И вот нако­нец насту­пил исто­ри­че­ский момент, кото­рый послу­жил мне пово­дом для напи­са­ния это­го поста, хотя при­шлось отвлечь­ся на крат­кий пред­ва­ри­тель­ный экс­курс. В ходе шести­днев­ной вой­ны 1967 года в Боль­шом Горь­ком озе­ре застря­ли 14 судов. Егип­тя­не забло­ки­ро­ва­ли канал, зато­пив мно­го ста­рых посу­дин и зами­ни­ро­вав рус­ло. Кто же ока­зал­ся запер­ты­ми здесь? Это были граж­дан­ские суда вось­ми стран, пять пред­став­ля­ли капи­та­ли­сти­че­ский мир, а три – соци­а­ли­сти­че­ский: немец­кие – ФРГ – «Nordwind», «Münsterland», швед­ские «Killara», «Nippon», нор­веж­ское «Essayons», англий­ские «Agapenor», «Melampus», «Scottish Star», «Port Invercargill», аме­ри­кан­ское «African Glen», поль­ские «Джа­кар­та», «Боле­слав Берут», бол­гар­ское «Василь Лев­ски» и чехо­сло­вац­кое «Лед­ни­це». У сухо­пут­ной Чехо­сло­ва­кии были-таки суда, не удив­ляй­тесь.

Затворники Горького озера

Затвор­ни­ки Горь­ко­го озе­ра

На запад­ном бере­гу кана­ла рас­по­ла­га­лись еги­пет­ские вой­ска, на восточ­ном изра­иль­ские. Кораб­ли были загру­же­ны самым раз­но­об­раз­ным това­ром. И вот, что­бы орга­ни­зо­вать повсе­днев­ную жиз­нь, кото­рая могла ока­зать­ся затяж­ной, капи­та­ны всех судов собра­лись в октяб­ре 1967 года на сове­ща­ние на бор­ту «англи­ча­ни­на» и при­ня­ли соли­дар­ное неор­ди­нар­ное реше­ние, несмот­ря на то, что Холод­ная вой­на была в самом раз­га­ре. Капи­та­ны заяви­ли о созда­нии «Ассо­ци­а­ции Боль­шо­го Горь­ко­го озе­ра» для орга­ни­за­ции вза­и­мо­по­мо­щи и реше­ния воз­ни­ка­ю­щих про­блем. Пред­по­ла­га­лись вза­им­ные визи­ты и раз­но­об­раз­ные меро­при­я­тия, напри­мер, спор­тив­ные состя­за­ния.

Футбол

Фут­бол

Напо­ми­наю, что моря­ки нахо­ди­лись в цен­тре кон­флик­та. В ито­ге изра­иль­ская раке­та попа­ла в аме­ри­кан­ский корабль. Но жиз­нь про­дол­жа­лась. На всех кораб­лях были филь­мо­те­ки, и начал­ся интен­сив­ный обмен кар­ти­на­ми и про­ве­де­ние кино­но­чей.

Если тре­бо­ва­лась помо­щь по ремон­ту и обслу­жи­ва­нию, помо­га­ли опе­ра­тив­но инстру­мен­та­ми, зап­ча­стя­ми, ква­ли­фи­ка­ци­ей. Пес­ча­ные бури достав­ля­ли осо­бен­но мно­го хло­пот, и тре­бо­ва­лось нема­ло уси­лий для очист­ки палуб. И опять помо­га­ли друг дру­гу. Из-за этих бес­ко­неч­ных пес­ча­ных зано­сов роди­лось общее назва­ние – «Жёл­тый флот». Каж­дый корабль мог пред­ло­жить что-то свое. У нем­цев был охла­жден­ный вино­град, а бол­га­ры нала­ди­ли из него про­из­вод­ство ракии, кото­рую все назы­ва­ли брен­ди. Вино­гра­да было мно­го. На дру­гом «нем­це» была орга­ни­зо­ва­на церк­вуш­ка, и жела­ю­щие могли помо­лить­ся. У поля­ков на бор­ту был пре­крас­ный врач, а у нор­веж­цев вели­ко­леп­ный кок. На швед­ских судах для всех моря­ков обо­ру­до­ва­ли хоро­ший гим­на­сти­че­ский зал и пла­ва­тель­ный бас­сейн. Моря­ки шути­ли, что они созда­ли нечто подоб­ное ООН, толь­ко гораз­до более эффек­тив­ную и нефор­ма­ли­зо­ван­ную. Кста­ти, вла­дель­цы судо­вых кам­па­ний дали доб­ро на исполь­зо­ва­ние всех ресур­сов. Более того, была орга­ни­зо­ва­на рота­ция эки­па­жей и достав­ка необ­хо­ди­мо­го. К Рож­де­ству 1967 года появи­лись игруш­ки, хло­пуш­ки и даже замо­ро­жен­ные индей­ки. Празд­ник полу­чил­ся неза­бы­ва­е­мым. Поля­ки соору­ди­ли плот, на него водру­зи­ли само­дель­ную елку на базе швабры и пусти­ли это в озе­ро.

Веселого Рождества!

Весе­ло­го Рож­де­ства!

Потом на шлюп­ках води­ли хоро­вод. Англи­ча­не исхит­ри­лись загру­зить на шлюп­ку пиа­ни­но и отпра­ви­лись объ­ез­жать кол­лег и радо­вать их пес­ня­ми, бла­го озе­ро не отли­ча­лось штор­ма­ми. Пред­ставь­те себе это зре­ли­ще!

В 1968 году состо­я­лись Олим­пий­ские игры в Мехи­ко. Про­пу­стить такое собы­тие моря­ки не могли, и по 14 видам спор­та орга­ни­зо­ва­ли сорев­но­ва­ния. Игра­ли даже в фут­бол на бор­ту англий­ско­го «Port Invercargill». В обще­ко­манд­ном заче­те побе­ди­ли поля­ки, затем шли нем­цы и англи­ча­не.

Финал Олимпиады

Финал Олим­пи­а­ды

Избы­ток сво­бод­но­го вре­ме­ни про­во­ци­ро­вал фан­та­зию. В ито­ге появи­лась идея печа­тать мар­ки, тира­жи коле­ба­лись от 100 до 2 000 экзем­пля­ров. Кста­ти, пред­ло­жил это делать капи­тан чехо­сло­вац­ко­го суд­на. Сей­час эти мар­ки – боль­шая ред­ко­сть у фила­те­ли­стов и очень ценять­ся.

Заработала почта, напечатали марки

Зара­бо­та­ла поч­та, напе­ча­та­ли мар­ки

Вось­ми­лет­няя эпо­пея закон­чи­лась в 1975 году. Попро­бу­ем сде­лать неко­то­рые оче­вид­ные выво­ды. В нор­маль­ных людях при­сут­ству­ет стрем­ле­ние к нор­маль­но­му устрой­ству жиз­ни, осно­ван­но­му на соли­дар­но­сти, вза­и­мо­по­мо­щи, сотруд­ни­че­ству. Во-вто­рых, была реа­ли­зо­ва­на воз­мож­но­сть при­ни­мать реше­ния напря­мую, без одоб­ре­ния или сопро­тив­ле­ния выше­сто­я­щих началь­ни­ков. Это дела­ло жиз­нь про­ще и понят­нее. В-тре­тьих, в таких усло­ви­ях про­яв­ля­ет­ся твор­че­ское нача­ло чело­ве­ка. Нако­нец, мы явно нуж­да­ем­ся в таких при­ме­рах, они не в тео­рии, а непо­сред­ствен­но на прак­ти­ке пока­за­ли, что есть аль­тер­на­ти­ва враж­де и вой­не. Не забу­дем, что поми­мо мно­же­ства сов­мест­ных пози­тив­ных меро­при­я­тий моря­ки выдер­жа­ли испы­та­ние ску­кой, депрес­си­ей, жарой, пес­ча­ны­ми буря­ми, при­сут­стви­ем вой­ск на бере­гах кана­ла, отсут­стви­ем семей и неопре­де­лен­но­стью буду­ще­го.

Сего­дня канал рас­ши­рен, суда одно­вре­мен­но идут в двух направ­ле­ни­ях. Слу­ча­ют­ся напря­жен­ные ситу­а­ции, как напри­мер с извест­ным кон­тей­не­ро­во­зом «Ever Given», пере­го­ро­див­шим канал.

И такое бывает

И такое быва­ет

Опять вме­ши­ва­ет­ся гео­по­ли­ти­ка – хуси­ты осед­ла­ли узкий про­лив Баб-эль-Ман­деб­ский про­лив и рез­ко огра­ни­чи­ли тра­фик. Доба­ви­лась про­бле­ма уяз­ви­мо­сти кабе­лей, про­ло­жен­ных по дну кана­ла.

Но при всех ослож­не­ни­ях надо пом­нить исто­рию эки­па­жей 14 судов, восе­мь лет демон­стри­ро­вав­ших миру воз­мож­но­сть нор­маль­ной жиз­ни. Нам нуж­ны кана­лы. И как к месту вспом­ни­лись сло­ва Вла­ди­ми­ра Семе­но­ви­ча Высоц­ко­го:

Про­ло­жи­те, про­ло­жи­те
Хоть тон­нель по дну реки
И без стра­ха при­хо­ди­те
На вино и шаш­лы­ки.

И гита­ру при­но­си­те,
Под­тя­нув на ней кол­ки.
Но не забудь­те — зату­пи­те
Ваши ост­рые клы­ки.

А когда сооб­ра­зи­те -
Все пути при­во­дят в Рим, -
Вот тогда и при­хо­ди­те,
Вот тогда пого­во­рим.

Нож забрось­те, камень вынь­те
Из-за пазу­хи сво­ей
И пере­брось­те, пере­кинь­те
Вы хоть жер­дь через ручей

P. S. Фильм бы снять….