В Китае на фоне юби­лей­ных меро­при­я­тий по слу­чаю сто­ле­тия созда­ния КПК под­во­дят­ся и обоб­ща­ют­ся ито­ги при­уро­чен­ной к этой дате кам­па­нии по борь­бе с бед­но­стью.

В 2012 году на XVIII съез­де КПК про­изо­шла пере­да­ча вла­сти от чет­вер­то­го к пято­му поко­ле­нию руко­во­ди­те­лей: пар­тию, а затем и стра­ну воз­гла­вил нынеш­ний лидер Си Цзинь­пин. Одно­вре­мен­но была выдви­ну­та дол­го­вре­мен­ная про­грам­ма раз­ви­тия, рас­счи­тан­ная на несколь­ко деся­ти­ле­тий и при­вя­зан­ная к двум датам, объ­еди­нен­ным пар­тий­ной идео­ло­ге­мой «двух сто­ле­тий»: сто­ле­ти­ем КПК в нынеш­нем году и сто­ле­ти­ем КНР в 2049 году.

Вокруг этих пла­нов была выстро­е­на вся кон­цеп­ция прав­ле­ния Си Цзинь­пи­на, заклю­чен­ная в идее «вели­ко­го воз­рож­де­ния китай­ской нации» или, в уко­ро­чен­ном виде, «китай­ской меч­ты». По сло­жив­шей­ся тра­ди­ции каж­дый пар­тий­но-госу­дар­ствен­ный лидер КПК и КНР с при­хо­дом к вла­сти выдви­га­ет стерж­не­вую идею сво­е­го руко­вод­ства. Так, в цен­тр деся­ти­ле­тия Ху Цзинь­тао (2002−2012 гг.), пред­ше­ствен­ни­ка Си Цзинь­пи­на, вста­ла идея «науч­но­го управ­ле­ния». Нахо­див­ший­ся до него у вла­сти Цзян Цзэминь, при­няв­ший ее при под­держ­ке Дэн Сяо­пи­на после тра­ги­че­ских собы­тий на Тянь­а­ньм­э­нь, в рам­ках сво­е­го пре­бы­ва­ния во гла­ве КПК и КНР поста­вил и реа­ли­зо­вал на прак­ти­ке кон­цеп­цию «трой­но­го пред­ста­ви­тель­ства». В соот­вет­ствии с ней частью обще­на­ци­о­наль­но­го кон­сен­су­са по стро­и­тель­ству в стра­не соци­а­лиз­ма ста­ли не толь­ко тру­дя­щи­е­ся клас­сы, но и наци­о­наль­но ори­ен­ти­ро­ван­ная бур­жу­а­зия, а так­же интел­ли­ген­ция. Посколь­ку дан­ная кон­цеп­ция напря­мую выте­ка­ла из при­над­ле­жа­щей Мао Цзэ­ду­ну тео­рии «новой демо­кра­тии», тем самым была под­твер­жде­на пре­ем­ствен­но­сть пар­тий­но­го кур­са, кото­рый в КПК, в отли­чие от КПСС, обо­шел­ся без раз­вен­ча­ния пре­ем­ни­ка­ми сво­их пред­ше­ствен­ни­ков. Вспо­ми­на­ет­ся «кры­ла­тая» фор­му­ла Дэн Сяо­пи­на, с помо­щью кото­рой он пре­сек в пар­тии дис­кус­сию в отно­ше­нии насле­дия Мао. Дэн тогда заявил, что вождь китай­ской рево­лю­ции «на 70% был прав, и толь­ко на 30% неправ»Менее извест­но то, что эта фор­му­ла на самом деле при­над­ле­жит само­му Мао Цзэ­ду­ну, кото­рый при­ме­нял ее в том числе и к Дэн Сяо­пи­ну, когда пред­став­лял обос­но­ва­ние его воз­вра­ще­ния на руко­во­дя­щие посты после опа­лы вре­мен «куль­тур­ной рево­лю­ции». Свое­об­раз­ным сим­во­лом систе­мы пере­да­чи вла­сти от поко­ле­ния к поко­ле­нию с обнов­ле­ни­ем задач в рам­ках общей идео­ло­гии и стра­те­гии стал вошед­ший на XIX съез­де КПК в семер­ку чле­нов Посто­ян­но­го коми­те­та (ПК) Полит­бю­ро ЦК КПК Ван Хунин, кото­рый обла­да­ет репу­та­ци­ей круп­но­го пар­тий­но­го идео­ло­га. Поми­мо идео­ло­ги­че­ской пре­ем­ствен­но­сти, эта фигу­ра в соста­ве выс­ше­го пар­тий­но­го руко­вод­ства оли­це­тво­ря­ет рас­ту­щую акту­аль­но­сть идео­ло­гии как тако­вой, вопре­ки рас­хо­жим мне­ни­ям о яко­бы «деидео­ло­ги­за­ции» и «праг­ма­ти­за­ции» совре­мен­но­го раз­ви­тия, буд­то бы лишен­но­го иде­а­лов, заме­нен­ных инте­ре­са­ми.

XIX съезд КПК
XIX съезд КПК
Xinhuanet.com

Объ­ем­но­сть задач нынеш­не­го эта­па, свя­зан­но­го с рубе­жа­ми «двух сто­ле­тий», была зафик­си­ро­ва­на в реше­ни­ях XIX парт­съез­да. В идео­ло­ги­че­ском пла­не нель­зя не отме­тить вне­се­ния изме­не­ний в Устав КПК. Они свое­вре­мен­но закре­пи­ли еди­ной лини­ей пре­ем­ствен­но­сти всю исто­рию пре­бы­ва­ния КПК у вла­сти — от Мао Цзэ­ду­на к Дэн Сяо­пи­ну и от него к Си Цзинь­пи­ну. Прав­ле­ние нынеш­не­го лиде­ра, с одной сто­ро­ны, под­во­дит про­ме­жу­точ­ный итог кур­са реформ и откры­то­сти, при­ня­то­го Дэном в 1979 году, поэто­му в «китай­скую меч­ту» «упа­ко­ва­ны» кон­цеп­ту­аль­ные идеи руко­вод­ства Цзян Цзэми­ня и Ху Цзинь­тао, пере­чис­ля­е­мые в основ­ном пар­тий­ном доку­мен­те. С дру­гой сто­ро­ны, в «вели­ком воз­рож­де­нии китай­ской нации», ори­ен­ти­ро­ван­ном на 2049 год, к рубе­жу стро­и­тель­ства в стра­не высо­ко­раз­ви­то­го соци­а­ли­сти­че­ско­го обще­ства, был выде­лен пер­вый этап, свя­зан­ный с реше­ни­ем клю­че­вой соци­аль­ной зада­чи — созда­ни­ем обще­ства сред­не­го достат­ка («сред­ней зажи­точ­но­сти»).

Борь­ба с бед­но­стью, ито­ги кото­рой как раз и под­во­дят­ся к пер­во­му из «двух сто­ле­тий», — это, если про­во­дить парал­ле­ли с исто­ри­ей совет­ско­го пери­о­да, стро­и­тель­ство основ соци­а­лиз­ма, пре­одо­ле­ние остат­ков доре­во­лю­ци­он­но­го насле­дия в части выве­де­ния обще­ства на такой жиз­нен­ный уро­вень, с кото­ро­го уже мож­но ста­вить зада­чи непо­сред­ствен­но соци­а­ли­сти­че­ской модер­ни­за­ции. То есть созда­ния соци­а­лиз­ма «пол­но­стью и окон­ча­тель­но». При этом то, что в СССР име­но­ва­лось «мате­ри­аль­но-тех­ни­че­ской базой соци­а­лиз­ма», а в Китае — «соци­а­ли­сти­че­ской модер­ни­за­ци­ей», долж­но быть «гото­во» уже к 2035 году; остав­ши­е­ся до 2049 года пол­то­ра деся­ти­ле­тия свя­за­ны с пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми духов­ной сто­ро­ны жиз­ни китай­ско­го обще­ства и закреп­ле­ни­ем соци­а­ли­сти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний в обще­ствен­ных отно­ше­ни­ях. Имен­но поэто­му, а так­же в силу того, что, выдви­нув зада­чу лик­ви­да­ции бед­но­сти и нище­ты к кон­крет­но­му сро­ку, пар­тия поста­ви­ла на кон свой авто­ри­тет в наро­де и обще­стве, воз­вра­щен­ный ею себе в ходе кам­па­нии по внут­рен­не­му оздо­ров­ле­нию пар­тий­ной жиз­ни и борь­бы с кор­руп­ци­ей, ито­гам реше­ния этой зада­чи в сего­дняш­ней КНР уде­ля­ет­ся огром­ное, бес­пре­це­дент­ное вни­ма­ние; по сути, это отчет пра­вя­щей пар­тии перед стра­ной.

Есть и еще один важ­ный аспект, харак­те­ри­зу­ю­щий нынеш­ний этап раз­ви­тия народ­но­го Китая: чем слож­нее зада­чи — тем насто­я­тель­нее необ­хо­ди­мо­сть твер­до­го руко­вод­ства; в КПК этот урок проч­но усво­и­ли из печаль­но­го опы­та КПСС и СССР, насмот­рев­шись на гор­ба­чев­скую «демо­кра­ти­за­цию» поли­ти­че­ской жиз­ни, кото­рая кру­тым пере­ме­нам про­ти­во­по­ка­за­на. Имен­но поэто­му по ито­гам XIX съез­да КПК в 2018 году сес­си­ей ВСНП были при­ня­ты кон­сти­ту­ци­он­ные поправ­ки, отме­нив­шие огра­ни­че­ния на коли­че­ство леги­сла­тур пре­бы­ва­ния лиде­ра во гла­ве руко­вод­ства пар­ти­ей и стра­ной. Ста­рая исти­на, кото­рую пора усво­ить под­лин­ным рефор­ма­то­рам: коней на пере­пра­ве не меня­ют, и куда надеж­нее, когда спла­ни­ро­ван­ные лиде­ром пере­ме­ны сам он и осу­ществ­ля­ет. В том числе силой сво­е­го авто­ри­те­та, исклю­ча­ю­щей поте­рю управ­ле­ния.

В рам­ках под­ве­де­ния ито­гов иско­ре­не­ния в стра­не бед­но­сти и нище­ты пресс-служ­бой Гос­со­ве­та КНР на днях в свет была выпу­ще­на Белая кни­га, назван­ная «Борь­ба с бед­но­стью: опыт и вклад Китая». Вклю­ча­ю­щая пре­ди­сло­вие, заклю­че­ние и пять раз­де­лов, кни­га пред­ла­га­ет неко­то­рые поли­ти­че­ские выво­ды из про­ве­ден­ной рабо­ты, как они видят­ся пар­тий­но-госу­дар­ствен­но­му руко­вод­ству КНР, а так­же рас­кры­ва­ет содер­жа­ние про­де­лан­ной рабо­ты, при­во­дя мно­гие фак­ты и пока­за­тель­ную ста­ти­сти­ку. Общая логи­ка, фор­ми­ру­е­мая раз­де­ла­ми изда­ния, как пред­став­ля­ет­ся, сле­ду­ю­щая. Борь­ба с бед­но­стью раз­вер­ну­та по реше­нию пар­тии, кото­рая взя­ла на себя соот­вет­ству­ю­щее обя­за­тель­ство перед наро­дом и доби­лась его выпол­не­ния. Нище­ту и бед­но­сть уда­лось пре­одо­леть — это и в Белой кни­ге, и в выступ­ле­ни­ях пар­тий­ных лиде­ров под­чер­ки­ва­ет­ся осо­бо — впер­вые за всю мно­го­ты­ся­че­лет­нюю исто­рию Китая. И это состав­ля­ет пред­мет нескры­ва­е­мой гор­до­сти авто­ров. Рас­кры­ва­ют­ся общая стра­те­гия и осу­ществ­лен­ные в ее рам­ках кон­крет­ные меро­при­я­тия; осо­бо под­чер­ки­ва­ет­ся, что поиск путей реа­ли­за­ции заяв­лен­но­го соци­аль­но­го пар­тий­но­го кур­са объ­еди­нил уси­лия всех отрас­лей народ­но­го хозяй­ства, нау­ки, как фун­да­мен­таль­ной, так и при­клад­ной; ход рабо­ты посто­ян­но уточ­нял­ся и кор­рек­ти­ро­вал­ся в ходе спе­ци­аль­ных иссле­до­ва­ний, сопро­вож­дав­ших кам­па­нию на всех ее эта­пах. С под­ве­де­ни­ем ито­гов рабо­та не закан­чи­ва­ет­ся, ибо нет пре­де­лов совер­шен­ству. И потом, совре­мен­ное соци­а­ли­сти­че­ское обще­ство непре­мен­но предъ­явит новые соци­аль­ные ожи­да­ния и стан­дар­ты, кото­рым необ­хо­ди­мо соот­вет­ство­вать, а это посто­ян­ный поиск новых путей и сфер дея­тель­но­сти, ибо бед­но­сть — поня­тие не абсо­лют­ное, а отно­си­тель­ное, и все позна­ет­ся в срав­не­нии.

Нако­нец, отдель­но в Белой кни­ге осве­щен меж­ду­на­род­ный аспект про­ве­ден­ной кам­па­нии. Во-пер­вых, ука­зы­ва­ет­ся неоце­ни­мый вклад китай­ско­го опы­та в повы­ше­ние миро­во­го уров­ня жиз­ни. И чисто в коли­че­ствен­ном отно­ше­нии, ибо насе­ле­ние стра­ны состав­ля­ет почти пятую часть от миро­во­го, и в мас­шта­бе пла­не­ты резуль­тат впол­не ощу­ти­мый. Это, как ука­зы­ва­ют авто­ры тру­да, «важ­ная веха» не толь­ко в китай­ской, но и в миро­вой исто­рии, откры­ва­ю­щая путь к повсе­мест­но­му сбли­же­нию стан­дар­тов жиз­ни в мас­шта­бах всей пла­не­ты. (Здесь Белая кни­га воз­вра­ща­ет­ся к одной из клю­че­вых совре­мен­ных китай­ских идео­ло­гем, свя­зан­ной с «сооб­ще­ством еди­ной судь­бы чело­ве­че­ства»). Рас­про­стра­ня­ет­ся это не толь­ко на коли­че­ствен­ную сто­ро­ну, но и на новое каче­ство жиз­ни, за корот­кий срок создан­ное в целом ряде реги­о­нов и мест, кото­рые про­дол­жи­тель­ное вре­мя ассо­ци­и­ро­ва­лись с серьез­ной, хро­ни­че­ской отста­ло­стью. Сего­дня это уже прой­ден­ный этап, пере­вер­ну­тая стра­ни­ца.

Во-вто­рых, рабо­та по пре­одо­ле­нию бед­но­сти, как под­чер­ки­ва­ет­ся в Белой кни­ге, будет про­дол­же­на, ибо опыт Китая важен дру­гим стра­нам, преж­де все­го раз­ви­ва­ю­щим­ся. Упо­ми­на­ет­ся об «обо­га­ще­нии миро­вой тео­рии» в вопро­се подъ­ема бла­го­со­сто­я­ния насе­ле­ния. И пред­став­ля­ет­ся, что под этим сле­ду­ет пони­мать соци­а­ли­сти­че­ский харак­тер про­ве­ден­ных в КНР пре­об­ра­зо­ва­ний, уни­каль­но­сть кото­ро­го не толь­ко в бес­пре­це­дент­но­сти мас­шта­бов полу­то­ра­мил­ли­ард­ной стра­ны, но и в выхо­де дале­ко за рам­ки фор­маль­ных кри­те­ри­ев, кото­рые в усло­ви­ях капи­та­лиз­ма, как пра­ви­ло, огра­ни­чи­ва­ют­ся сугу­бо коли­че­ствен­ны­ми пока­за­те­ля­ми. Китай­ский опыт — это соци­а­ли­сти­че­ский опыт, не име­ю­щий ниче­го обще­го с пал­ли­а­тив­ны­ми под­хо­да­ми к соци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти в обще­ствах клас­со­вой экс­плу­а­та­ции, вро­де кейн­си­ан­ства и про­из­вод­ной от него кон­цеп­ции welfare state. И упор дела­ет­ся на то, что имен­но соци­а­лизм спо­со­бен обес­пе­чить такие тем­пы соци­аль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, кото­рые исто­рия до это­го если и зна­ла, то они опять-таки свя­за­ны с соци­а­лиз­мом, с совет­ским опы­том.

Ну и, гово­ря о меж­ду­на­род­ном зна­че­нии пред­став­лен­но­го в Белой кни­ге китай­ско­го опы­та, непре­мен­но сле­ду­ет упо­мя­нуть о «Целях устой­чи­во­го раз­ви­тия», кото­рые, назо­вем вещи сво­и­ми име­на­ми, внед­ре­ны и актив­но исполь­зу­ют­ся Запа­дом для про­дви­же­ния гло­ба­лист­ской повест­ки в духе извест­ной кон­цеп­ции «золо­то­го мил­ли­ар­да» (или при­хо­дя­щим ей на сме­ну «пла­ти­но­вым ста мил­ли­о­нам»). Выпол­нив заяв­лен­ные к 2030 году «Цели», на кото­рых, кста­ти, спе­ку­ли­ру­ют авто­ры упо­мя­ну­той «вели­кой пере­за­груз­ки» во гла­ве с Бил­лом Гейт­сом и Клау­сом Шва­бом, на деся­ти­ле­тие рань­ше сро­ка и в инте­ре­сах боль­шин­ства, а не куп­лен­ных Запа­дом «тузем­ных» ком­пра­дор­ских элит, Китай пере­ори­ен­ти­ру­ет эту в извест­ной мере про­во­ка­ци­он­ную про­грам­му в сто­ро­ну корен­ных народ­ных инте­ре­сов. И тем самым пред­ла­га­ет при­мер борь­бы со спе­ку­ля­тив­ным гло­ба­лиз­мом элит в инте­ре­сах широ­ких масс насе­ле­ния. Преж­де все­го раз­ви­ва­ю­щих­ся стран. Пока­за­тель­но: рас­сы­па­ю­щи­е­ся в ком­пли­мен­тах «устой­чи­во­му раз­ви­тию» запад­ные идео­ло­ги, свя­зан­ные с «глу­бин­ным госу­дар­ством», несмот­ря на оче­вид­но­сть китай­ских успе­хов, не торо­пят­ся их ни при­зна­вать, ни попу­ля­ри­зо­вать. А напро­тив, про­дол­жа­ют про­тив КНР поли­ти­ку дав­ле­ния и одно­сто­рон­них санк­ций. Этот факт, кото­рый экс­перт­ное сооб­ще­ство поче­му-то упор­но обхо­дит вни­ма­ни­ем, на самом деле о мно­гом гово­рит.

Пресс-канцелярия Госсовета КНР Белую книгу
Пресс-кан­це­ля­рия Гос­со­ве­та КНР Белую кни­гу
xinhuanet.com

В-тре­тьих, авто­ры Белой кни­ги обра­ща­ют вни­ма­ние, что в про­цес­се раз­ра­бот­ки и реа­ли­за­ции мето­дов и спо­со­бов пре­одо­ле­ния бед­но­сти и нище­ты уда­лось внед­рить мно­гие новые, более эффек­тив­ные мето­ды в сфе­ре госу­дар­ствен­но­го, реги­о­наль­но­го и муни­ци­паль­но­го управ­ле­ния, что гово­рит о ком­плекс­ном харак­те­ре дан­ной про­бле­мы, отбра­сы­ва­ю­щей про­ек­цию на сопре­дель­ные сфе­ры управ­лен­че­ской дея­тель­но­сти. По сути, хотя напря­мую об этом в доку­мен­те и не гово­рит­ся, мы име­ем дело с отыс­кан­ным китай­ски­ми това­ри­ща­ми «клю­чи­ком» к тому, что В. И. Ленин в свое вре­мя назы­вал «глав­ным зве­ном», пред­мет­но взяв­шись за кото­рое, мож­но выта­щить всю цепь вол­ну­ю­щих обще­ство про­блем. Если смот­реть на этот вопрос с точ­ки зре­ния пар­тий­ных идео­ло­гем, то упо­ми­на­е­мая в Белой кни­ге кон­цеп­ция «Народ — это цен­тр» (при­ло­же­ния пар­тий­ных уси­лий) — это про­дол­же­ние той самой линии КПК, о кото­рой мно­го гово­ри­лось в ходе коро­на­ви­рус­ной пан­де­мии. Толь­ко если там «цен­тром» про­воз­гла­ша­лись жиз­нь и здо­ро­вье насе­ле­ния, то здесь — его уро­вень жиз­ни.

Еще один важ­ней­шей аспект, отра­жен­ный в Белой кни­ге, — вопро­сы наци­о­наль­ной поли­ти­ки, кото­рым КПК тра­ди­ци­он­но уде­ля­ет боль­шое вни­ма­ние. И в свя­зи с мно­го­на­ци­о­наль­ным соста­вом насе­ле­ния стра­ны, в кото­рой име­ют­ся пять создан­ных по наци­о­наль­но­му при­зна­ку авто­ном­ных рай­о­нов — Синьц­зян-Уйгур­ский, Тибет­ский, Нин­ся-Хуэй­ский, Гуан­си-Чжу­ан­ский и Внут­рен­няя Мон­го­лия, а так­же три мно­го­на­ци­о­наль­ные про­вин­ции — Гуй­чжоу, Юнь­на­нь и Цин­хай. И вви­ду зна­чи­тель­но­го меж­ду­на­род­но­го резо­нан­са наци­о­наль­но­го вопро­са, кото­рый в усло­ви­ях нынеш­не­го обостре­ния отно­ше­ний Китая с США и «кол­лек­тив­ным» Запа­дом откры­то исполь­зу­ет­ся в раз­вя­зан­ной про­тив Пеки­на инфор­ма­ци­он­ной вой­не. Здесь при­ве­дем упо­мя­ну­тые в доку­мен­те Гос­со­ве­та КНР кон­троль­ные циф­ры. Сово­куп­ная чис­лен­но­сть насе­ле­ния наци­о­наль­ных авто­но­мий, выве­ден­но­го из бед­но­сти и нище­ты, цен­траль­ным пра­ви­тель­ством оце­ни­ва­ет­ся почти в 16 млн чело­век. При этом 28 мало­чис­лен­ных народ­но­стей и этни­че­ских групп бед­но­сть с помо­щью поли­ти­ки КПК пол­но­стью пре­одо­ле­ли, и авто­ры кни­ги зако­но­мер­но ста­вят знак равен­ства меж­ду их пере­хо­дом от отста­ло­сти к уров­ню сред­не­го достат­ка с дви­же­ни­ем от арха­и­ки к соци­а­лиз­му в обход ряда экс­плу­а­та­тор­ских фаз обще­ствен­но­го раз­ви­тия. Под­чер­ки­ва­ет­ся, что этим они обя­за­ны вхож­де­ни­ем в КНР, соци­аль­ная поли­ти­ка кото­рой суще­ствен­но отли­ча­ет­ся от пред­ше­ству­ю­щих ей форм китай­ской госу­дар­ствен­но­сти.

На пресс-канцелярии Госсовета КНР
На пресс-кан­це­ля­рии Гос­со­ве­та КНР
Xinhuanet.com

В Белой кни­ге так­же рас­кры­ва­ют­ся основ­ные прин­ци­пы «адрес­ной» соци­аль­ной поли­ти­ки, исполь­зо­ван­ной в про­ве­ден­ной кам­па­нии. Преж­де все­го это поста­нов­ка в цен­тр вни­ма­ния соци­аль­но уяз­ви­мых «сла­бых» групп насе­ле­ния, к кото­рым в пар­тий­но-госу­дар­ствен­ных доку­мен­тах отне­се­ны жен­щи­ны, дети, пожи­лые люди и инва­ли­ды. Отчет о помо­щи и о рабо­те с эти­ми груп­па­ми содер­жит кон­крет­ные циф­ро­вые пара­мет­ры. При­ве­дем неко­то­рые, наи­бо­лее важ­ные и гово­ря­щие. Толь­ко людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми из бед­но­сти в ходе кам­па­нии было выве­де­но око­ло 7 млн чело­век. Почти 11 млн инва­ли­дов посто­ян­но вклю­че­ны в систе­му гаран­ти­ро­ван­но­го про­жи­точ­но­го мини­му­ма; еще 24 млн чело­век охва­ты­ва­ет про­грам­ма суб­си­дий, выде­ля­е­мых по ухо­ду за лица­ми с тяже­лы­ми фор­ма­ми инва­лид­но­сти. Для китай­ской исто­рии это все бес­пре­це­дент­ные фак­ты. А поло­ви­на из без мало­го ста мил­ли­о­нов чело­век, рас­про­щав­ших­ся с бед­но­стью, напри­мер, при­шлась на жен­щин. Пред­ста­ви­те­лям мало­иму­щих сло­ев и оди­но­ким жен­щи­нам с детьми были предо­став­ле­ны ссу­ды и зай­мы на общую сум­му 450 млн юаней, бла­го­да­ря кото­рым почти 9 млн чело­век орга­ни­зо­ва­ли и нала­ди­ли соб­ствен­ное дело, полу­чив источ­ни­ки к суще­ство­ва­нию и соци­аль­но­му раз­ви­тию. 192 тыс. жен­щин полу­чи­ли помо­щь в виде бес­плат­ных меди­цин­ских обсле­до­ва­ний; спе­ци­аль­ные бла­го­тво­ри­тель­ные кам­па­нии, в кото­рые были вло­же­ны свы­ше 4 млрд юаней, охва­ти­ли более 50 млн мало­иму­щих мате­рей пре­иму­ще­ствен­но в бед­ных и отста­лых рай­о­нах; основ­ной их целью так­же ста­ло меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние, вклю­чая созда­ние соот­вет­ству­ю­щей инфра­струк­ту­ры, обес­пе­чен­ной обо­ру­до­ва­ни­ем и пред­ме­та­ми пер­вой необ­хо­ди­мо­сти. Как и в свое вре­мя в СССР, достиг­ну­то пол­ное обес­пе­че­ние детей в воз­расте до двух лет дет­ским пита­ни­ем; общее коли­че­ство полу­ча­те­лей этой помо­щи толь­ко в бед­ных рай­о­нах по отче­там Белой кни­ги пре­вы­си­ло 11 млн. Более 1,7 млрд юаней были вло­же­ны в реа­би­ли­та­цию сирот-инва­ли­дов.

На китайском заводе
На китай­ском заво­де
Xinhuanet.com

Пере­чис­лять кон­крет­ные фак­ты дости­же­ний КНР в борь­бе с бед­но­стью мож­но еще дол­го. Но, завер­шая наш обзор­ный взгляд на опуб­ли­ко­ван­ную китай­ским Гос­со­ве­том Белую кни­гу, нель­зя не отме­тить еще одно­го, очень важ­но­го обсто­я­тель­ства. Кар­ди­наль­ные меры по улуч­ше­нию уров­ня жиз­ни в кон­крет­ных реги­о­нах и на местах созда­ют сре­ди насе­ле­ния силь­ный твор­че­ский подъ­ем, кото­рый про­буж­да­ет и под­хле­сты­ва­ет широ­кую обще­ствен­ную ини­ци­а­ти­ву. В доку­мен­те отме­ча­ет­ся тот факт, что рай­о­ны и реги­о­ны, выве­ден­ные из нище­ты, демон­стри­ру­ют ста­биль­но высо­кие, несо­по­ста­ви­мые с про­шлы­ми пери­о­да­ми, тем­пы эко­но­ми­че­ско­го роста и соци­аль­но­го раз­ви­тия. Таким обра­зом, успеш­ная борь­ба с бед­но­стью созда­ет куму­ля­тив­ный эффект инер­ции эмо­ци­о­наль­но­го подъ­ема, на вол­не кото­рой сооб­ще­ствам, кото­рых кос­ну­лись про­ве­ден­ные меро­при­я­тия, ста­но­вят­ся по пле­чу зада­чи гораз­до более высо­ко­го уров­ня слож­но­сти, чем до это­го. Надо чет­ко пони­мать, что в этом заклю­чен еще один важ­ный резерв раз­ви­тия, кото­рый труд­но опи­сать в циф­рах, но кото­рый зна­чит очень мно­го.

И послед­нее. Тема, кото­рой вплот­ную заня­лись в Китае и в этом пре­успе­ли, как мы хоро­шо пони­ма­ем, акту­аль­на не толь­ко для Под­не­бес­ной; не менее важ­на она и для нас в Рос­сии, как и в дру­гих пост­со­вет­ских субъ­ек­тах. Тща­тель­ное изу­че­ние китай­ско­го опы­та со свое­вре­мен­ным инфор­ми­ро­ва­ни­ем о нем обще­ствен­но­сти, без сомне­ния, помо­жет избе­жать мно­гих оши­бок и, самое глав­ное, даст воз­мож­но­сть не изоб­ре­тать вело­си­пед, а адап­ти­ро­вать к теку­щим зада­чам китай­ский опыт, соеди­нив его с тем, что с совет­ских вре­мен име­ет­ся в нашей стра­не. С этой точ­ки зре­ния борь­ба с бед­но­стью в КНР — важ­ней­шая тема, пред­став­ля­ю­щая не толь­ко про­фес­си­о­наль­ный, но и самый широ­кий обще­ствен­ный инте­рес.