Наука: Эра творчества

Digital Camera

Когда мы хотим высо­ко оце­нить чью-либо рабо­ту, мы гово­рим, что она выпол­не­на твор­че­ски, а это зна­чит, инте­рес­но, ори­ги­наль­но, не стан­дарт­но.

Так что же такое твор­че­ство? Каза­лось бы, этот вопрос умест­но задать музы­кан­ту, худож­ни­ку, арти­сту, поэту. Но моим собе­сед­ни­ком стал уче­ный-эко­но­ми­ст, точ­нее, док­тор эко­но­ми­че­ских наук, про­фес­сор Ана­то­лий Васи­лье­вич Ива­нов.

А впро­чем, поче­му “но”? Вряд ли мож­но оспо­рить, что науч­ные откры­тия тоже про­ис­хо­дят при твор­че­ском оза­ре­нии. Ана­то­лий Васи­лье­вич же не про­сто и не толь­ко талант­ли­вый уче­ный, он еще и пре­крас­ный орга­ни­за­тор. Спо­кой­ный, невоз­му­ти­мый он уме­ет гово­рить без внеш­них эффек­тов, убеж­дать без дав­ле­ния, увле­кать глу­би­ной мыс­ли, неоспо­ри­мой логи­кой. Несколь­ко лет назад вме­сте с несколь­ки­ми кол­ле­га­ми он создал Ака­де­мию твор­че­ство­вед­че­ских наук и уче­ний.

Твор­че­ство­ве­де­ние? Изу­че­ние твор­че­ства, его исто­ков, усло­вий раз­ви­тия? А поче­му, соб­ствен­но, нет. Да, это нау­ка. Сего­дня ака­де­мия рабо­та­ет на обще­ствен­ных нача­лах, но от это­го ее зна­че­ние не умень­ша­ет­ся.

- Поче­му и как воз­ник­ло новое направ­ле­ние и само сло­во, – спра­ши­ваю Ана­то­лия Васи­лье­ви­ча, – и поче­му имен­но тепе­рь, а не рань­ше, до этих

глав­ных пере­мен?

- Вряд ли мы заду­мы­ва­ем­ся о том, что во все вре­ме­на чело­ве­че­ство выжи­ва­ло бла­го­да­ря твор­че­ству. Сего­дня для нашей стра­ны, пере­жи­ва­ю­щей слож­ный пери­од сво­ей исто­рии, твор­че­ство может стать аль­тер­на­ти­вой ресурс­но­му рын­ку и обес­пе­чить ста­биль­ный, неза­ви­ся­щий от коле­ба­ния миро­вых цен на энер­го­но­си­те­ли и метал­лы эко­но­ми­че­ский рост.

- Дру­ги­ми сло­ва­ми, новое науч­ное направ­ле­ние «твор­че­ство­ве­де­ние» вызва­но объ­ек­тив­ной необ­хо­ди­мо­стью?

- Бес­спор­но. Мно­го лет я зани­ма­юсь соци­аль­но-эко­но­ми­че­ски­ми про­бле­ма­ми науч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са веду­щей отрас­ли про­мыш­лен­но­сти – маши­но­стро­е­ния. В «пере­стро­еч­ные» вре­ме­на, когда перед наро­дом нашей стра­ны воз­ник­ли не име­ю­щие миро­вых пре­це­ден­тов про­бле­мы, я эко­но­ми­че­ски «вычис­лил», что осно­вой выжи­ва­ния, без­опас­но­сти, кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти и пере­хо­да к про­цве­та­нию явля­ет­ся твор­че­ство­ве­де­ние.

Миро­вая циви­ли­за­ция всту­пи­ла в новое тыся­че­ле­тие. Эко­но­ми­ка зна­ний заме­ня­ет эко­но­ми­ку капи­та­ла. Насту­па­ет новая эра – эра твор­че­ства. И науч­но-прак­ти­че­ская база эры – имен­но твор­че­ство­ве­де­ние.

- Но поче­му это пред­по­ло­же­ние (изви­ни­те, что назы­ваю откры­тие так осто­рож­но) роди­лось толь­ко тепе­рь, в нача­ле тре­тье­го тыся­че­ле­тия? Или, может быть, как это часто быва­ло в исто­рии чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции, толь­ко тепе­рь настал пери­од свое­об­раз­но­го пере­хо­да коли­че­ства в каче­ство?

Воз­мож­но, долж­на быть некая кри­ти­че­ская точ­ка, когда с того, что совер­ша­лось не одна­жды, вдруг слов­но спа­да­ет заве­са, откры­вая новые гори­зон­ты. А мно­же­ствен­ные собы­тия, кото­рые вос­при­ни­ма­лись каж­дое по отдель­но­сти, вдруг ока­зы­ва­лись проч­но свя­зан­ны­ми в еди­ное целое, имя кото­ро­му – откры­тие.

- Воз­мож­но, и так.

- Я про­дол­жу свою мысль. Зако­ны физи­ки и «зако­ны» тех­ни­ки зача­стую порож­де­ны прак­ти­кой. Не прав­да ли? Архи­мед погру­жа­ет­ся в ван­ну отню­дь не для про­ве­де­ния опы­та, а про­сто из-за впол­не понят­но­го жела­ния чело­ве­ка быть чистым, и рож­да­ет­ся закон о равен­стве мас­сы объ­е­ма погру­жен­но­го в воду тела и коли­че­ства вытес­нен­ной жид­ко­сти. А закон Нью­то­на, кото­рый, конеч­но же, дав­но рож­дал­ся в уме это­го гени­аль­но­го чело­ве­ка, офор­мил­ся бла­го­да­ря исклю­чи­тель­но обы­ден­но­му фак­ту – с ябло­ни упа­ло ябло­ко.

Впро­чем, мож­но про­дол­жать пере­чис­ле­ние подоб­ных при­ме­ров. Вы, конеч­но, поня­ли, поче­му я зада­ла этот вопрос.

- Итак, поче­му твор­че­ство­ве­де­ние роди­лось толь­ко тепе­рь. Навер­ное, пото­му, что в нашем мире власт­ву­ет закон при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей. Пото­му что зер­но, бро­шен­ное в зем­лю, не может сра­зу дать уро­жай, минуя ста­дии под­го­тов­ки к рож­де­нию, роста, успеш­но­го или менее успеш­но­го при необ­хо­ди­мо­сти укреп­ле­ния ство­ла, на кото­ром вырас­тет колос, состо­я­щий из зерен, подоб­ных тому, что дало жиз­нь это­му рас­те­нию.

Или еще один нагляд­ный и бес­спор­ный при­мер – чело­ве­че­ское дитя, мла­де­нец не может сра­зу стать юно­шей или девуш­кой, обра­зо­ван­ным, зна­ю­щим спе­ци­а­ли­стом. Он непре­мен­но прой­дет весь путь, пред­на­зна­чен­ный чело­ве­ку при­ро­дой – зарож­де­ние, раз­ви­тие в мате­рин­ской утро­бе, рож­де­ние на свет, мла­ден­че­ство, дет­ство, под­рост­ко­вый пери­од и т.д. На нашей пла­не­те, в нашей циви­ли­за­ции, как это было рань­ше и как будет после нас, дей­ству­ют объ­ек­тив­ные, а, зна­чит неза­ви­си­мые от нас зако­ны.

Но вер­нем­ся к роли твор­че­ства в раз­ви­тии чело­ве­че­ско­го обще­ства. Две­сти с лиш­ним лет на нашей зем­ле гос­под­ству­ет про­мыш­лен­но-финан­со­вая эра и демо­кра­тия как ее выс­шая фор­ма. Несмот­ря на круп­ные дости­же­ния, чело­ве­че­ство так и не смо­гло решить гло­баль­ные соци­аль­ные про­бле­мы. Наобо­рот, оно при­ш­ло к вар­вар­ско­му уни­что­же­нию при­ро­ды, био­сфе­ры и, в конеч­ном сче­те, само­го себя. Все это обу­слов­ли­ва­ет необ­хо­ди­мо­сть заме­ны суще­ству­ю­щей соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской фило­со­фии фило­со­фи­ей сози­да­тель­но­го твор­че­ства, пред­став­ля­ю­ще­го фун­да­мент новой эры. Осно­вой для тако­го каче­ствен­но­го скач­ка в раз­ви­тии чело­ве­че­ства и долж­но послу­жить твор­че­ство­ве­де­ние.

Твор­че­ство­ве­де­ние – это науч­ная и прак­ти­че­ская дея­тель­но­сть по оцен­ке, повы­ше­нию и наи­бо­лее пол­но­му исполь­зо­ва­нию твор­че­ско­го потен­ци­а­ла с мак­си­маль­но бла­го­при­ят­ны­ми усло­ви­я­ми для твор­че­ски актив­но­го гуман­но ори­ен­ти­ро­ван­но­го обра­за жиз­ни.

- Ана­то­лий Васи­лье­вич, твор­че­ство­ве­де­ние – это новое науч­ное направ­ле­ние. Новое, я под­чер­ки­ваю. А как все новое, оно долж­но прой­ти нелег­кий путь утвер­жде­ния, ста­нов­ле­ния, раз­ви­тия. Какие зада­чи, преж­де все­го, сто­ят перед ним?

- Зада­чи фун­да­мен­таль­ные и при­клад­ные. В первую же оче­редь пред­сто­ит раз­ра­бо­тать тео­рию твор­че­ство­ве­де­ния.

- И это вы счи­та­е­те тем самым зер­ныш­ком, из кото­ро­го долж­но вырас­ти новое виде­ние задач нашей циви­ли­за­ции и новой, есте­ствен­но, философии?ммммммм

- Про­бле­мой про­блем явля­ет­ся раз­ви­тие твор­че­ской актив­но­сти лич­но­сти. Навер­ное, самое слож­ное – ломать при­выч­ные сте­рео­ти­пы. Пото­му и про­бле­мы весь­ма раз­но­пла­но­вые – соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские, пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские, науч­но-тех­ни­че­ские, пра­во­вые, обра­зо­ва­тель­ные… Одна­ко, суще­ству­ет одна цен­траль­ная про­бле­ма, объ­еди­ня­ю­щая выше­пе­ре­чис­лен­ное и поз­во­ля­ю­щая решить не толь­ко зада­чу твор­че­ской акти­ви­за­ции лич­но­сти, но и гло­баль­ные про­бле­мы раз­ви­тия чело­ве­че­ства и фор­ми­ро­ва­ния гуман­но ори­ен­ти­ро­ван­ной ноосфе­ры. Такой про­бле­мой явля­ет­ся созда­ние науч­но обос­но­ван­ной твор­че­ство­вед­че­ской инфра­струк­ту­ры. Есть факт, о кото­ром счи­таю себя обя­зан­ным напом­нить и обра­тить на него осо­бое вни­ма­ние. О необ­хо­ди­мо­сти при­о­ри­тет­но­го и ско­рей­ше­го реше­ния этих твор­че­ство­вед­че­ских про­блем сви­де­тель­ству­ют тен­ден­ции изме­не­ния твор­че­ско­го потен­ци­а­ла (ТП) нашей стра­ны в истек­шем сто­ле­тии.

- Тен­ден­ции, пря­мо ска­жем, не толь­ко неуте­ши­тель­ные, но поис­ти­не тре­вож­ные. Навер­ное, при­чи­на паде­ния уров­ня твор­че­ско­го потен­ци­а­ла нашей стра­ны в «утеч­ке моз­гов»? Как извест­но, мы непло­хо обес­пе­чи­ли уже состо­яв­ши­ми­ся и пер­спек­тив­ны­ми моло­ды­ми уче­ны­ми, преж­де все­го, такие отню­дь не сла­бые госу­дар­ства, как США, Гер­ма­ния, Изра­иль… Мало того, что весь­ма суще­ствен­ные сред­ства, кото­рые Совет­ский Союз вло­жил в их обу­че­ние и под­го­тов­ку, без­воз­врат­но поте­ря­ны для нашей стра­ны. Хотя вряд ли кто будет оспа­ри­вать утвер­жде­ние, что совре­мен­ная Рос­сия ох, как нуж­да­ет­ся в этом науч­ном богат­стве, ока­зав­шем­ся «пода­рен­ным» зару­бе­жью. Это пер­вое, что я хоте­ла бы ска­зать. И вто­рое – нау­ка на несколь­ко лет ока­за­лась в заго­не. Вы соглас­ны, Ана­то­лий Васи­лье­вич?

- К сожа­ле­нию, да. Осо­бен­но в тяже­лом поло­же­нии – фун­да­мен­таль­ные нау­ки, т.е. осно­ва основ. В нау­ке, как извест­но, ценен не толь­ко каж­дый год, но каж­дый час. Мы же с момен­та «пере­строй­ки» поте­ря­ли деся­ти­ле­тия. В неко­то­рых направ­ле­ни­ях мы отста­ли без­на­деж­но, в дру­гих – пока дер­жим­ся на откры­ти­ях, кото­рые были сде­ла­ны в той, совет­ской жиз­ни, два-три деся­ти­ле­тия назад, когда наши уче­ные рабо­та­ли, обго­няя вре­мя. И я сно­ва под­чер­ки­ваю, что буду­щее – за твор­че­ством, за свет­лы­ми, неор­ди­нар­ны­ми ума­ми. У нас все­гда было нема­ло твор­цов по сути сво­ей. Сей­час я имею в виду раци­о­на­ли­за­то­ров и изоб­ре­та­те­лей. К сожа­ле­нию, сего­дня госу­дар­ство поте­ря­ло к ним вся­кий инте­рес. В свое вре­мя я изу­чал вклад, кото­рый они вно­си­ли в народ­ное хозяй­ство. Пря­мо ска­жу, резуль­тат впе­чат­ля­ю­щий. Но это осо­бый раз­го­вор.

Итак, вер­нем­ся к твор­че­ство­ве­де­нию. Иссле­до­ва­ния его долж­но вестись по раз­ным направ­ле­ни­ям. Оста­нов­люсь на одном из них, а имен­но, на отрас­ле­вом твор­че­ство­ве­де­не­ии, кото­рое созда­ет фун­да­мент для актив­но­го высо­ко резуль­та­тив­но­го науч­но-тех­ни­че­ско­го, орга­ни­за­ци­он­но-эко­но­ми­че­ско­го и управ­лен­че­ско­го твор­че­ства в отрас­ле­вых орга­ни­за­ци­ях и, бла­го­да­ря это­му, спо­соб­ству­ет их кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти и выжи­ва­е­мо­сти.

- Мож­но подроб­нее об этом?

- В насто­я­щее вре­мя раз­ви­тие твор­че­ство­вед­че­ских инфра­струк­тур в стра­не осу­ществ­ля­ет­ся спон­тан­но, без стро­го­го науч­но­го обос­но­ва­ния, без долж­ной госу­дар­ствен­ной и финан­со­вой под­держ­ки. Мно­гие ранее создан­ные впол­не рабо­то­спо­соб­ные эле­мен­ты таких струк­тур раз­ру­ше­ны или вла­чат жал­кое суще­ство­ва­ние. Это при­во­дит к огром­ным соци­аль­но-эко­но­ми­че­ским поте­рям. Так при­ня­тый в нашей стра­не вари­ант пере­хо­да к рын­ку, соглас­но про­ве­ден­ной твор­че­ство­вед­че­ской экс­пер­ти­зе, при­вел не толь­ко к эко­но­ми­че­ским поте­рям, о кото­рых уже извест­но, но так­же к поте­рям твор­че­ско­го потен­ци­а­ла. А они соиз­ме­ри­мы (по ДОТВ – пока­за­те­лю -«коли­че­ство твор­че­ски актив­ных чело­ве­ко-лет» ) с поте­ря­ми все­го чело­ве­че­ства во вре­мя Вто­рой миро­вой вой­ны. Поэто­му наши фун­да­мен­таль­ные и при­клад­ные иссле­до­ва­ния направ­ле­ны на реше­ние отрас­ле­вых про­блем твор­че­ство­ве­де­ния. К ним отно­сит­ся фор­ми­ро­ва­ние гиб­ких орга­ни­за­ци­он­но-управ­лен­че­ским струк­тур, лег­ко адап­ти­ру­ю­щих­ся к высо­ко дина­мич­ным внут­рен­ним и внеш­ним нова­ци­ям, управ­ле­ние вос­ста­нов­ле­ни­ем или созда­ни­ем новых эле­мен­тов твор­че­ство­вед­че­ских инфра­струк­тур и усло­вий для повы­ше­ния твор­че­ской актив­но­сти, а так­же для реа­ли­за­ции ее резуль­та­тов с уче­том отрас­ле­вых осо­бен­но­стей и обме­на опы­том.

- Навер­ное, это воз­мож­но толь­ко при усло­вии, что в обще­стве будет сфор­ми­ро­ва­но и новое отно­ше­ние к твор­че­ству. Дру­ги­ми сло­ва­ми, мы все долж­ны осо­знать, что твор­че­ство – одно из глав­ных усло­вий кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти и выжи­ва­ния. А это каса­ет­ся каж­до­го граж­да­ни­на, любо­го пред­при­я­тия и всей стра­ны в целом. Ана­то­лий Васи­лье­вич, подоб­ные про­бле­мы реша­лись когда-либо в дру­гих госу­дар­ствах?

- Акти­ви­за­ция твор­че­ских спо­соб­но­стей – посто­ян­ная про­бле­ма педа­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии, эко­но­ми­ки и управ­ле­ния. В раз­ных стра­нах и в раз­ное вре­мя она реша­лась по-сво­е­му. Но и сего­дня соци­аль­но-эко­но­ми­че­ский потен­ци­ал твор­че­ства исполь­зу­ет­ся менее чем на 10 про­цен­тов. Одна­ко зна­чи­мо­сть реше­ния этой про­бле­мы для нас, учи­ты­вая сло­жив­шу­ю­ся исто­ри­че­скую, эко­но­ми­че­скую и поли­ти­че­скую ситу­а­цию в стра­не, воз­рас­та­ет на несколь­ко поряд­ков. Мы не можем, не име­ем пра­ва мед­лить. Конеч­но, нель­зя ска­зать, что в Рос­сии совсем ниче­го не дела­ет­ся в этом направ­ле­нии. Да, наблю­да­ет­ся неко­то­рое рас­ши­ре­ние обу­че­ния мето­да­ми акти­ви­за­ции твор­че­ства. Одна­ко бога­тей­ший арсе­нал мето­дов и мето­дик оста­ет­ся невос­тре­бо­ван­ным. Миро­вая нау­ка и прак­ти­ка рас­по­ла­га­ет высо­ко­эф­фек­тив­ны­ми апро­би­ро­ван­ны­ми мето­да­ми раз­ви­тия, акти­ви­за­ции и реа­ли­за­ции твор­че­ско­го потен­ци­а­ла чело­ве­ка. Суще­ству­ет воз­мож­но­сть обу­че­ния все­го насе­ле­ния пла­не­ты, в резуль­та­те чего будет сфор­ми­ро­ва­нии новое, твор­че­ски актив­ное миро­вое сооб­ще­ство с высо­чай­шей сте­пе­нью без­опас­но­сти и про­цве­та­ния. Ведь твор­че­ство­вед­че­ские мето­ды, в отли­чие от сило­вых, уни­что­жат ядро пре­ступ­но­сти, а не ее поверх­ност­ный слой.

- Это в какой-то сте­пе­ни напо­ми­на­ет рома­ны писа­те­лей-фан­та­стов, в кото­рых чело­век ста­но­вит­ся более совер­шен­ным, по-насто­я­ще­му пре­крас­ным, сло­вом, таким, о ком меч­тал еще Чехов. Ана­то­лий Васи­лье­вич, в про­шлом году был юби­лей Ака­де­мии твор­че­ство­вед­че­ских наук и уче­ний. Хоте­лось бы услы­шать от Вас подроб­но­сти, ведь имен­но Вам при­над­ле­жит идея ее созда­ния и орга­ни­за­ция.

- Да, более 20 лет назад я нашел еди­но­мыш­лен­ни­ков, кото­рые раз­де­ля­ли мои взгля­ды. Они тоже счи­та­ли, что в Рос­сии необ­хо­ди­мо созда­вать твор­че­ство­вед­че­скую инфра­струк­ту­ру. Вна­ча­ле собра­лась груп­па уче­ных и пред­при­ни­ма­те­лей, кото­рая и ста­ла ядром Ака­де­мии. Это док­то­ра наук и заве­ду­ю­щие кафед­ра­ми Г.Ф.Невская, Н.А. Капу­стин, П.В. Дзю­бен­ко, кан­ди­да­ты наук, доцен­ты, стар­шие науч­ные сотруд­ни­ки, руко­во­ди­те­ли отде­лов науч­но-иссле­до­ва­тель­ских орга­ни­за­ций А.И.Александров, П.А. Шеко, А.К. Вито­втов, И.А. Пав­лов, И.К. Про­ко­ни­чев, руко­во­ди­те­ли орга­ни­за­ций Н.Т. Соро­кин, А.А. Кура­кин, В.А. Ива­нов.

Сего­дня в рабо­те Ака­де­мии участ­ву­ет более 200 чело­век. Треть из них – док­то­ра наук, про­фес­со­ры, в том числе, руко­во­ди­те­ли ВУЗов. Они – дей­стви­тель­ные чле­ны АНТУ. Еще одна треть – чле­ны – кор­ре­спон­ден­ты. Осталь­ные – почет­ные док­то­ра и маги­стры твор­че­ство­ве­де­ния и инно­ва­ци­он­но – твор­че­ско­го менедж­мен­та. Это руко­во­ди­те­ли орга­ни­за­ций, авто­ры твор­че­ство раз­ви­ва­ю­щих мето­дик, круп­ные изоб­ре­та­те­ли. Как види­те, интел­лек­ту­аль­ный потен­ци­ал – достой­ный.

Какие же зада­чи мы поста­ви­ли перед собой? Поми­мо раз­ра­бот­ки тео­рии и мето­до­ло­гии твор­че­ство­ве­де­ния, мы раз­ви­ва­ем твор­че­ство­вед­че­ское обра­зо­ва­ние насе­ле­ния. Науч­ные кон­кур­сы, кон­фе­рен­ции, сим­по­зи­у­мы – это тоже наша рабо­та. Уже несколь­ко лет Ака­де­мия содей­ству­ет под­го­тов­ке кад­ров, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щих­ся в твор­че­ство­вед­че­ской обла­сти и инно­ва­ци­он­но твор­че­ско­го менедж­мен­та, спо­соб­ству­ет повы­ше­нию дело­вой ква­ли­фи­ка­ции сво­их чле­нов, реа­ли­за­ции твор­че­ско­го потен­ци­а­ла обще­ства нашей стра­ны.

- Рас­ска­жи­те, пожа­луй­ста, о путях и воз­мож­но­стях осу­ществ­ле­ния заду­ман­но­го.

- При­ве­ду при­мер: при­ни­ма­ет­ся круп­ное хозяй­ствен­но-управ­лен­че­ское реше­ние, утвер­жда­ет­ся про­ект. Но, преж­де, чем выне­сти окон­ча­тель­ное реше­ние, необ­хо­ди­мо осу­ще­ствить науч­ную твор­че­ство­вед­че­скую экс­пер­ти­зу. Толь­ко в этом слу­чае не будет ника­ких про­сче­тов.

- Мож­но ска­зать, что сего­дня Ака­де­мия уже реаль­ная сила?

- Впол­не. Она может выпол­нять важ­ней­шие госу­дар­ствен­ные зака­зы, про­ек­ты орга­ни­за­ций, круп­ных ком­мер­че­ских струк­тур. Ака­де­мия зани­ма­ет­ся твор­че­ство­вед­че­ской экс­пер­ти­зой, раз­ра­бот­кой и внед­ре­ни­ем науч­но обос­но­ван­ных твор­че­ство­вед­че­ских инфра­струк­тур и про­во­дит эту рабо­ту сов­мест­но с рядом орга­ни­за­ций. Это Мини­стер­ство про­мыш­лен­но­сти, нау­ки и тех­но­ло­гий Рос­сий­ской Феде­ра­ции, НПО «Крос­на», ЗАО «ОП ВВЦ «Маши­но­стро­е­ние»», НПП «ЭДА» и дру­гие. Все име­ют боль­шой опыт созда­ния инфо­те­ле­ком­му­ни­ка­ций и экс­пресс-диа­гно­сти­че­ских систем. Дея­тель­но­сть Ака­де­мии отме­че­на Дипло­мом ВВЦ, а отдель­ных ее чле­нов – меда­ля­ми «Лау­ре­ат ВВЦ». Одним из важ­ней­ших внед­рен­че­ских видов дея­тель­но­сти Ака­де­мии явля­ет­ся уча­стие в выстав­ках, во вре­мя кото­рых мы неред­ко про­во­дим кон­фе­рен­ции и семи­на­ры.

Назо­ву темы неко­то­рых из них – «Про­бле­мы управ­ле­ния твор­че­ством», «Твор­че­ство­ве­де­ние в обра­зо­ва­нии». Боль­шой инте­рес вызва­ла науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция «Твор­че­ски актив­ный образ жиз­ни – путь раз­ви­тия». Ее орга­ни­за­то­ром была наша Ака­де­мия. Мате­ри­аль­но-инфор­ма­ци­он­ную под­держ­ку ока­за­ли Агент­ство соци­аль­ной без­опас­но­сти, ЗАО «Крос­на» и Мос­ков­ская ака­де­мия эко­но­ми­ки и пра­ва. На кон­фе­рен­ции были озву­че­ны докла­ды о твор­че­ство­ве­де­нии как об осно­ве выжи­ва­ния и раз­ви­тия, о фило­со­фии сози­да­тель­но­го твор­че­ства, о раз­ви­тии твор­че­ских спо­соб­но­стей моло­де­жи, о твор­че­ской энер­гии лич­но­сти и кон­цеп­ции фор­ми­ро­ва­ния твор­че­ски актив­но­го обра­за жиз­ни.

«Про­бле­мы твор­че­ства, изоб­ре­та­тель­ства и пред­при­ни­ма­тель­ства в маши­но­стро­е­нии» – так назы­ва­лась еще одна науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция. Уче­ные и круп­ней­шие спе­ци­а­ли­сты-прак­ти­ки обсуж­да­ли самые зло­бо­днев­ные вопро­сы дня. Это состо­я­ние и пер­спек­ти­вы оте­че­ствен­но­го маши­но­стро­е­ния, пра­во­вые про­бле­мы изоб­ре­та­тель­ства и раци­о­на­ли­за­ции, твор­че­ская энер­гия в пред­при­ни­ма­тель­стве. Гото­вим форум «Нрав­ствен­но­сть и твор­че­ство – путь к без­опас­но­сти и про­цве­та­нию».

- В Рос­сии, как извест­но, твор­че­ство все­гда про­хо­ди­ло и про­хо­дит крас­ной нитью через жиз­нь и судь­бу фак­ти­че­ски любо­го чело­ве­ка. Помни­те сло­ва Неми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко о том, что про­да­вать надо в Аме­ри­ке, отды­хать – в Евро­пе, а тво­рить – в Рос­сии?

- И хочу про­дол­жить вашу мысль, что , навер­ное, наша Москва, не похо­жая ни на одну сто­ли­цу мира, поис­ти­не город твор­цов. А пото­му имен­но она долж­на стать сто­ли­цей Все­мир­ной Лиги Твор­че­ство­ве­дов, кото­рую мы созда­ем. Буду­щее при­над­ле­жит Чело­ве­ку-Твор­цу.

Свет­ла­на КАЛЬНИК