Заонежье, Кижи – эти названия, пожалуй, знакомы каждому россиянину. Что называют Заонежьем? Берега Онежского озера и острова. Это знаменитый Русский Север, который является сокровищницей русского деревянного зодчества. На суровом Беломорском берегу, на озерах Карелии и берегах Архангельских рек вы встретите потемневшие от времени избы старинных деревень, островерхие церкви, поднимающиеся над темной зеленью густого елового леса, над заливными лугами, над зеркальной гладью вод.
Эти сооружения созданы руками мастеров, имена которых, к сожалению, до наших дней не дошли. А как хотелось бы знать этих безымянных строителей, работа которых несет на себе черты подлинно народного искусства. На них лежит печать мастерства, которое шлифовалось веками, народной сметливости, изобретательности, и, конечно же, безукоризненного вкуса.
Итак, деревянное зодчество Севера. К числу его самых выдающихся памятников относится Кижский погост, остров Кижи. Подплываешь ли к нему со стороны Петербурга по реке Свири, или по озеру со стороны Петрозаводска, он берет вас сразу за душу своей красотой, не яркой, не броской, а какой-то сладостно-щемящей. Крохотный островок словно встает из воды. Сначала видны огромные многоглавые церкви, массивные бревенчатые срубы, украшенные резьбой. И только потом уже видишь весь остров, вырастающий из озера.
Кижи прекрасны в любое время года. Бесчисленные башенки будто парят в зеленоватом свете летних белых ночей. И тогда кажется, что они все выше и выше поднимаются к светлому северному небу, бездонному и загадочному. Солнце, рано утром встающее из воды, словно позолотой нежно покрывает древние стены и купола. Вечером, когда оно уже готово опуститься в воду, закат окрашивает их по-другому: тона здесь темные, багровые со странными зеленоватыми бликами. Такие Кижи летом.
Зимой же здесь царствует графика – черное и белое. Потемневшее от дождей и ветров дерево и белый, прямо-таки ослепительно белый снег.
Да, мы, к сожалению, не знаем, кто строил Кижи, кто их украшал. Может быть, впервые увидев чудо-остров, и подумаешь, что все великолепие Кижей родилось по воле случая, как взлет чьей-то художественной фантазии. Но это лишь на первый взгляд. А ведь культура Заонежья – древняя культура. И сегодня остров Кижи – не только музей деревянного зодчества, но и хранитель высоких традиций народного декоративного искусства и устной народной поэзии. Ведь в селах, расположенных по соседству, было записано немало прекрасных древних былин, бережно сохранённых памятью многих поколений крестьян Заонежья. Это здесь жили прославленные сказители – Василий Щеголёнок, знаменитая «вопленица» Ирина Федосова, целая семья сказителей Рябининых. Можно с уверенностью сказать, что и в устном народном творчестве созданы огромные художественные ценности, не уступающие по своей значимости архитектуре Кижского погоста.
Но вернемся к Кижам. Несколько слов из истории этого края. Заонежье издавна входило в состав Великого Новгорода. Здесь были проложены важнейшие пути на Дальний Север. Новгородцев привлекали неисчислимые богатства лесов и озер Заонежского края… Первыми пришли сюда крестьяне. Они выжигали леса, расчищали, освобождали под пашни от камней эту суровую, небогатую землю.
Многие названия, сохранившиеся до наших дней, объясняют страницы прошлого. Например, Андома, Кузаранда, Толвуй, Челмужи. Все они- наша память о жившем здесь когда-то карельском населении. Оно отчасти слилось с пришедшими сюда новгородцами, отчасти переселилось западнее. А вот другие названия – Бор, Речка, Верховье, Великая Нева, Широкое Поле, Сенная губа… Эти имена давали здешним местам уже русские.
Название Кижи – тоже нерусского происхождения. Что оно означает? В карельском и вепском языках и сегодня есть слова, созвучные Кижам. Они означают «игрище» или «место для игр». Облик Заонежья определялся еще тогда, в новгородские времена, как облик края деревенского, далёкого от больших городов. Поскольку местная культура создавалась руками крестьян, она буквально насквозь проникнута народными чертами. От того времени, к сожалению, почти не осталось памятников архитектуры, зато сохранились
произведения живописи – иконы, которые были написаны в Х1V-м и ХV-м веках местными живописцами. Интересно, что изображённые на них святые имеют чисто крестьянский облик. Лица святых бесхитростны и простодушны, а сами они широкоплечи и кряжисты. «Простонародность» местной живописи, если можно так сказать, заметна даже по сравнению с глубоко демократичным по духу искусством Великого Новгорода.
В развитии этого края есть своя замечательная особенность. Север не испытывал на себе тяжкого бремени крепостного права. Вот почему здесь так долго сохранялся дух воли и независимости. Он, этот дух, сквозит и в героических былинах, и в местной живописи.
Вообще культура Заонежья богата и разностороння. Здесь успешно развивались многие виды декоративного искусства, такие как узорное ткачество, вышивка, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий из серебра.
Сложилась здесь и особая стилистическая манера живописи. В местных сёлах были свои искусные писцы и рисовальщики. До нас дошли имена только двух художников того времени. Это писец «диак Стефанко», переписавший книгу и украсивший ее изящными узорными заставками.
И второй «дьячок Мокейко Пеньтелеев», написавший в 1670 году икону Николы. Интересно, что в то время во многих деревнях были не только свои мастера, но даже художественные мастерские.
Однако, из всех видов искусства наибольшее развитие получило зодчество. Плотниками Заонежье всегда славилось на всю Русь. Еще в 16-м веке их приглашали строить не только в соседние северные области, но и в Москву. Местные плотники-строители умели делать из дерева все: и возводить церкви, и строить жилые дома, и укрепленные остроги… Словом, культура этого края достигла высокого уровня. И ансамбль в Кижах – своего рода итог многовекового ее развития.
…Итак, Кижский погост. Почему погост? Это слово вовсе не означает кладбище. Погостами в древности называли большие округа. Вся Новгородская земля была разделена на погосты. И главные селения каждого такого округа тоже назывались погостами. Села эти были одновременно и церковными, и административными, и культурными центрами. Кижский погост, существовавший еще с ХV века, объединял жителей множества окрестных островов. Спустя сто лет, в Кижский погост входило уже почти 130 деревень. В это время на острове стояли два церковных здания. Главное из них – Спасская церковь. В том своем первозданном виде она тоже была видна издалека, как и эта, которой мы любуемся сегодня.
Что собой представляет ансамбль Кижского погоста сегодня? Он состоит из трёх зданий: Преображенской церкви, Покровской и стоящей между ними колокольни. Рассмотрим каждое из них.
Преображенская церковь. Это ядро и, если можно так сказать, смысловой центр всего ансамбля. Построенная раньше, чем Покровская церковь и колокольня, она словно ведущая музыкальная тема, которую поддерживают другие. Когда проплываешь вокруг острова, видишь, как то одна, то другая постройка открываются в разных ракурсах. Они чётко вырисовываются на фоне северного неба, всякий раз как бы составляя новый ансамбль…
Фасад ансамбля смотрит на запад. Здесь же была и старинная пристань. Центром же всей экспозиции является колокольня. Причудливую незаурядность церковных куполов словно бы оттеняют строгие линии ее шатра. И именно отсюда, с запада, лучше всего видна грандиозность Кижских построек.
Погост на острове Кижи, панорамы городов Суздаля и Ростова Великого, Ново-Девичьего монастыря в Москве и Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде – всё это работы кижских зодчих, которые были прославленными мастерами трудного искусства ансамбля. Правда, ансамбли центральной Руси – более красочные – с многочисленными постройками, золотыми и синими куполами церквей. А Кижи значительно строже. Впрочем, как и весь наш Русский Север.
Северные зодчие знали много секретов красоты. Вот почему сооружения Кижей невозможно представить себе где-то в другом месте. Они словно вросли в суровый северный пейзаж, и, в бескрайнюю даль озера с его плоскими островами. Вот почему стройные силуэты церквей видны издалека.
Преображенская церковь – самая сложная и самая, как бы, парадная среди всех памятников зодчества русского Севера.
22 купола, расположенные ярусами, поднимаются к центральной главе. Все элементы этого здания согласованы между собой и подчинены единой архитектурной идее. Каждая часть постройки подчёркивает динамичность общей композиции. И от этого усиливается впечатление непрерывного устремления ввысь, неудержимого, стремительного подъема к северному небу… Преображенская церковь в Кижах по праву считается вершиной русского плотницкого искусства.
Вторая церковь – Покровская. Она и меньше, и проще Преображенской. Самая интересная деталь в архитектурном облике Покровской церкви – это декоративный пояс из треугольный фронтонов.
И, наконец, третье слагаемое Кижского погоста – колокольня, построенная уже во второй половине девятнадцатого века.
Сегодня остров Кижи широко известен как музей-заповедник деревянного зодчества Севера. Сюда в разные годы перевезены многие старинные деревянные постройки – часовни, крестьянские избы, амбары, мельницы… Вообще архитектура северной деревни – это целый художественный мир, сложный и разнообразный. И высокая одарённость народных мастеров проявилась в этих постройках ничуть не меньше, чем в монументальном церковном зодчестве.
…Кижский остров, затерявшийся среди архипелага Онежского озера, – лишь малая часть русского Севера. Не на всякой карте обозначены Кижи. Но именно здесь сосредоточено такое богатство, такое великолепие памятников русского искусства! Эти памятники – наша национальная гордость, свидетельство необыкновенной талантливости русских народных мастеров прошлого.
…Волшебные, сказочно красивые Кижи в наше время, пожалуй, одно из самых популярных мест у туристов. Летом сюда плывут на теплоходах из Петербурга, на быстроходных катерах – из Петрозаводска. Зимой сюда можно добраться только на вертолёте. Есть у этих мест какая-то особая притягательность. Побывав здесь однажды, будешь вспоминать их не раз и не два. Вспоминать и мечтать снова увидеть волшебство северных ночей, еще раз вдохнуть напоённый мёдом островной воздух и услышать тихое дыхание Онего-моря, как уважительно и ласково зовут его северяне.
Светлана Кальник