- Марина, а как вы сами оказались на Итурупе?
- Приехала год назад по приглашению компании «Гидрострой». Ее основная деятельность – рыбная промышленность и строительство. Но решили заняться еще и туристическим бизнесом. Я давно в этой отрасли, работала в турфирме, а последние восемь лет – в гостинице «Панорама» в Южно-Сахалинске. А на Курилах прежде была в очень раннем детстве.
Слово «Курилы» для многих звучит магически, а место кажется недоступным. Вот и я перед тем, как принять предложение, поехала на Итуруп посмотреть, можно ли там вообще принимать туристов. И пришла в восторг!
Ухоженный остров, местные жители знают и очень любят эту землю. Как выяснилось, компания «Гидрострой» уже много сделала – построены парки, скверы, облагорожены горячие источники. На Итурупе развитие туризма не просто возможно, а необходимо. Есть гостиницы, кафе, транспорт, лечебные воды. Но главное – великолепная природа, потрясающие пейзажи, Тихий океан, скалы, вулканы. В советское время туристов на Курилах было много. И даже в сложные времена люди приезжали, останавливались у местных жителей, которые в частном порядке занимались приемом.
В общем, я решила остаться. В октябре прошлого года АО «Гидрострой» зарегистрировали в федеральном реестре туроператоров, с декабря 2015 начали активно давать рекламу, а в январе уже приняли туристов. Мы стали первой официальной принимающей компанией на Итурупе. Сейчас, правда, идет перерегистрация: «Гидрострой» выделяет нашу фирму в дочернее предприятие, но уже в ноябре мы получим новые документы. Особое внимание уделяем гидам: выбрали увлеченных, добросовестных и ответственных людей, подготовили их и сертифицировали в федерации спортивного туризма. И сделали сайт www.travel.gidrostroj.ru.
- То есть конкуренции совсем нет?
- Почему же. Есть еще две компании на Сахалине, которые отправляют туристов на Итуруп. Но мы единственный оператор на самом острове.
- Как оцениваете первый год работы?
- Мы приняли около 200 человек, но до конца года будут еще группы. Это немного, планировали больше. Но в прошедшем сезоне около трети туристов потеряли из-за проблем с транспортом, в первую очередь, из-за дефицита билетов на самолет. Многие перенесли поездки на 2017 год. Надеюсь, они все-таки доберутся до нас, и, хочется верить, в следующем году проблемы разрешатся.
- Со стороны кажется, что транспортная доступность Курил – главный камень преткновения для развития туризма на островах.
- И это так. В минувшем сезоне проблемы были с морским транспортом. С Сахалина на Курильские острова по кольцу Кунашир – Шикотан – Итуруп курсируют два теплохода. У компании, которая занимается перевозкой, летом сломалось одно судно, из-за чего пришлось несколько раз менять расписание. Пассажиров практически ставили перед фактом, рушились планы, построенные два-три месяца назад. Плюс к этому, по необъяснимой логике, решением правительства области билеты с Сахалина на Курильские острова продают только в одну сторону. Купить сразу туда-обратно невозможно! То есть люди едут на острова, но не знают, когда смогут вернуться. Ну и всегда вносит коррективы погода: из-за шторма судно может не попасть на какой-либо остров, приходится ждать у моря погоды в самом прямом смысле. Конечно, туристам, которые прилетают впервые, я рекомендовала хотя бы в одну сторону взять морской круиз – на Итуруп или обратно. Но сейчас мы всех ориентировали на самолет: благодаря появлению на Итурупе нового аэропорта попасть к нам стало намного проще.
Старый аэропорт «Буревестник» находился на океанской стороне острова, там сложные погодные условия, сильные туманы и ветра. Новый аэропорт построили в более подходящем месте, недалеко от города Курильска. Он открылся в сентябре 2014 года. В течение сезона я отслеживала каждый рейс – риск невылета снизился на 80%!
А вот с билетами сложно. Летает авиакомпания «Аврора», рейсы очень востребованы, это очень удобно – 1 час 20 минут, и ты на Итурупе. Летом каждый день летали самолеты на 47 мест. Зимой – четыре рейса в неделю, возможно, будут дополнительные. Вопрос о развитии перевозок стоит очень остро: чтобы удовлетворить растущий спрос, необходимо либо увеличивать частоту, либо использовать самолеты побольше. И вообще будет здорово, если появятся прямые рейсы из Владивостока и Хабаровска.
- О каких расстояниях идет речь, и сколько стоят авиабилеты?
- От Москвы до Сахалина – около 10 тыс. км, 8,5–9 часов в полете. Билет туда-обратно, если покупать заранее, стоит около 24 тыс. рублей, в высокий сезон сильно дороже. До Итурупа еще около 400 км. Если добираться самолетом, это 5,1 тыс. рублей в одну сторону. Морем – от 3,5 тыс. в зависимости от класса каюты.
- А как на острове с гостиницами?
- В 15 минутах езды от аэропорта, в центре Курильска находится наша гостиница «Итуруп» на 35 номеров, там мы и принимаем большую часть туристов. Есть вип-отель «Янкито», расположенный на берегу бухты, в нем еще 9 номеров. Еще в Курильске есть частная семейная гостиница на 11 номеров. В принципе, этого достаточно, но в высокий сезон вопросы по размещению туристов все же возникают. На этот случай есть гостевые дома и частный сектор – многие жители Курильска сдают квартиры.
- Надолго ли приезжают туристы и что вы успеваете им показать?
- Стандартный тур по Итурупу, на котором мы сосредоточились в первый год работы, – четыре дня и три ночи. В первый день туристы отправляются на обзорную экскурсию по Курильску, селу Китовому. Посещают смотровые площадки, доезжают до подножья вулкана Богдан Хмельницкий, где были обнаружены стоянки древних людей. Любуются лавовыми скалами причудливой формы – это, надо сказать, незабываемое зрелище, особенно на закате.
Вечером – посещение комплекса горячих источников «Ванночки» недалеко от гостиницы «Итуруп». Он полностью благоустроен, красивая территория, есть открытые и закрытые ванны, большой бассейн с морской водой.
Второй день – поездка на побережье Тихого океана, к заливу Касатка. Пещеры, доты, оставшиеся от японцев, осмотр старого аэропорта «Буревестник». Дорога идет через живописный перевал, пересекает Итуруп поперек, а часть ее проходит прямо вдоль прибоя. Возвращаемся по верхней части острова – и опять любуемся потрясающими пейзажами.
Третий день – поездка в бухту Оля с шикарной смотровой площадкой, а оттуда – к Белым скалам. В бухте Оля расположен рыбоперерабатывающий завод компании «Гидрострой», один из крупнейших в стране. Мы водим туда туристов, которые, помимо всего прочего, покупают красную икру – свежайшую и отличного качества. На заводской территории есть парк, а там очень интересное, где прямо из середины скалы вырывается каскад воды – это невероятно красиво! Дальше, если нет тумана, доезжаем до Ветрового перешейка. Это самое узкое место острова Итуруп: полоса земли между Охотским морем и Тихим океаном всего 6,5 км.
В день вылета еще успеваем по очень живописной дороге довезти туристов до подножия вулкана Баранский в 20 км от Курильска. А там Кипящие озера: на поверхность выходит вода, температура которой достигает 100 градусов. Для купания оборудована благоустроенная зона на берегу реки Кипящей, вода в ней около 40 градусов.
Все объекты маршрута не просто уникальные и достойны восхищения, но и доступны для посещения. Зимой закрываются только Белые скалы.
- А на чем возите туристов?
- Если группа больше 10 человек, летом передвигаемся на «вахтовках», если меньше – на джипах. Для трансферов и обзорной экскурсии есть микроавтобусы. На маршрутах примерно две трети времени мы ездим, еще треть – ходим, это по силам для туристов с любой физической подготовкой. Зимой до лавовых скал добираемся на снегоступах, до стены водопадов – на лыжах. Для поездок к вулкану Баранский используем снегоходы.
Этот тур у нас запрашивают чаще всего, он и по стоимости доступен – 27,5 тыс. с человека, но без учета авиаперелетов. В турпакет входит проживание в гостинице уровня 3*, трехразовое питание, экскурсии и посещение комплекса «Ванночки» каждый вечер. Тур получается насыщенным, люди уезжают с ощущением, что были на Итурупе неделю.
- Откуда были ваши первые туристы?
- В этом году рекламу мы давали только на Сахалине. Но о нас как-то узнавали туристы из Москвы, Петербурга, Воронежа, Благовещенска, Хабаровска. Были гости из Казахстана и даже из Франции и Италии. Многие где уже только ни бывали, им интересны новые места. Все не только восхищались природой, но и удивлялись, насколько на Итурупе все готово для приема туристов.
- А с чем они можно совместить посещение Итурупа? Для поездки на «край света» туристы наверняка выделяют больше четырех дней.
- Да, таких было много. Мы предлагаем комплексные программы с посещением Сахалина – до или после Итурупа. Есть интересные экскурсии на мыс Кузнецова, полуостров Крильон, «южное кольцо» Сахалина, остров Монерон и т.д. Пробовали совмещать Итуруп с другими Курильскими островами, но индивидуально, поскольку логистика сложная: морской транспорт ненадежен, а самолеты между ними не летают.
Были туристы, которые запрашивали больше четырех дней на Итурупе. Тогда мы добавляли к основной программе морскую или речную рыбалку, кому-то – восхождения, кому-то – ночевки в палатках у озера.
Кстати, о морской рыбалке. Итуруп в этом смысле уникален и для профессионалов, и для любителей. Реки полны форели, в море отлично клюет горбуша, кета, кунджа, палтус, камбала, треска, окунь, зубатка, которыми даже Сахалин уже не столь богат. Полную корзину терпугов можно наловить за два-три часа. Палтус попадается весом от 15 до 100 кг, треска – длиной до метра. Запоминается надолго!
- У вас за этот год появилось любимое место на Итурупе?
- Сложно выделить что-то одно. Но, наверное, меня больше всего восхищают Белые скалы. Уникальный пейзаж: чистейший белый песок, изумрудная вода. И все это на фоне полуострова Чирип с двумя вулканами. Один из них – Богдан Хмельницкий – визитная карточка острова. Когда выходишь из самолета в аэропорту Итурупа, первое, что видишь – этот вулкан.
- Ну если уж есть белоснежные пляжи на Итурупе, можно ли там летом купаться?
- Да! В июле и августе купание вполне комфортное и в Охотском море, и в Тихом океане. Туристы, которые отдыхали у нас в последнюю неделю октября, умудрились искупаться в Тихом океане – и счастливы!
- Есть ощущение, что вы живете на краю света?
- Наоборот. Мы же первыми в стране встречаем восход солнца. А значит, здесь Россия не заканчивается, а начинается.
Анна Вальцева, RATA-news