Марина Евгенова: «На Курилах Россия не заканчивается, а начинается»

 Про Куриль­ские ост­ро­ва сред­не­ста­ти­сти­че­ский рос­сий­ский путе­ше­ствен­ник точ­но зна­ет мень­ше, чем, напри­мер, про Канар­ские. А фра­за «бело­снеж­ные пля­жи Охот­ско­го моря» и вовсе зву­чит, как заго­тов­ка для юмо­ри­сти­че­ской пере­да­чи. Сте­рео­ти­пы раз­ру­ша­ет Мари­на Евге­но­ва, дирек­тор ком­па­нии «Гид­ро­строй-тур», рас­по­ло­жен­ной на ост­ро­ве Иту­руп.

 

- Мари­на, а как вы сами ока­за­лись на Иту­ру­пе?

- При­е­ха­ла год назад по при­гла­ше­нию ком­па­нии «Гид­ро­строй». Ее основ­ная дея­тель­но­сть – рыб­ная про­мыш­лен­но­сть и стро­и­тель­ство. Но реши­ли занять­ся еще и тури­сти­че­ским биз­не­сом. Я дав­но в этой отрас­ли, рабо­та­ла в тур­фир­ме, а послед­ние восе­мь лет – в гости­ни­це «Пано­ра­ма» в Южно-Саха­лин­ске. А на Кури­лах преж­де была в очень ран­нем дет­стве.

Сло­во «Кури­лы» для мно­гих зву­чит маги­че­ски, а место кажет­ся недо­ступ­ным. Вот и я перед тем, как при­нять пред­ло­же­ние, поеха­ла на Иту­руп посмот­реть, мож­но ли там вооб­ще при­ни­мать тури­стов. И при­шла в вос­торг!

Ухо­жен­ный ост­ров, мест­ные жите­ли зна­ют и очень любят эту зем­лю. Как выяс­ни­лось, ком­па­ния «Гид­ро­строй» уже мно­го сде­ла­ла – постро­е­ны пар­ки, скве­ры, обла­го­ро­же­ны горя­чие источ­ни­ки. На Иту­ру­пе раз­ви­тие туриз­ма не про­сто воз­мож­но, а необ­хо­ди­мо. Есть гости­ни­цы, кафе, транс­порт, лечеб­ные воды. Но глав­ное – вели­ко­леп­ная при­ро­да, потря­са­ю­щие пей­за­жи, Тихий оке­ан, ска­лы, вул­ка­ны. В совет­ское вре­мя тури­стов на Кури­лах было мно­го. И даже в слож­ные вре­ме­на люди при­ез­жа­ли, оста­нав­ли­ва­лись у мест­ных жите­лей, кото­рые в част­ном поряд­ке зани­ма­лись при­е­мом.

 

 

В общем, я реши­ла остать­ся. В октяб­ре про­шло­го года АО «Гид­ро­строй» заре­ги­стри­ро­ва­ли в феде­раль­ном реест­ре туро­пе­ра­то­ров, с декаб­ря 2015 нача­ли актив­но давать рекла­му, а в янва­ре уже при­ня­ли тури­стов. Мы ста­ли пер­вой офи­ци­аль­ной при­ни­ма­ю­щей ком­па­ни­ей на Иту­ру­пе. Сей­час, прав­да, идет пере­ре­ги­стра­ция: «Гид­ро­строй» выде­ля­ет нашу фир­му в дочер­нее пред­при­я­тие, но уже в нояб­ре мы полу­чим новые доку­мен­ты. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ем гидам: выбра­ли увле­чен­ных, доб­ро­со­вест­ных и ответ­ствен­ных людей, под­го­то­ви­ли их и сер­ти­фи­ци­ро­ва­ли в феде­ра­ции спор­тив­но­го туриз­ма. И сде­ла­ли сайт www.travel.gidrostroj.ru.

 

 

- То есть кон­ку­рен­ции совсем нет?

- Поче­му же. Есть еще две ком­па­нии на Саха­ли­не, кото­рые отправ­ля­ют тури­стов на Иту­руп. Но мы един­ствен­ный опе­ра­тор на самом ост­ро­ве.

 

- Как оце­ни­ва­е­те пер­вый год рабо­ты?

- Мы при­ня­ли око­ло 200 чело­век, но до кон­ца года будут еще груп­пы. Это немно­го, пла­ни­ро­ва­ли боль­ше. Но в про­шед­шем сезо­не око­ло тре­ти тури­стов поте­ря­ли из-за про­блем с транс­пор­том, в первую оче­редь, из-за дефи­ци­та биле­тов на само­лет. Мно­гие пере­нес­ли поезд­ки на 2017 год. Наде­юсь, они все-таки добе­рут­ся до нас, и, хочет­ся верить, в сле­ду­ю­щем году про­бле­мы раз­ре­шат­ся.

 

 

- Со сто­ро­ны кажет­ся, что транс­порт­ная доступ­но­сть Курил – глав­ный камень пре­ткно­ве­ния для раз­ви­тия туриз­ма на ост­ро­вах.

- И это так. В минув­шем сезо­не про­бле­мы были с мор­ским транс­пор­том. С Саха­ли­на на Куриль­ские ост­ро­ва по коль­цу Куна­шир – Шико­тан – Иту­руп кур­си­ру­ют два теп­ло­хо­да. У ком­па­нии, кото­рая зани­ма­ет­ся пере­воз­кой, летом сло­ма­лось одно суд­но, из-за чего при­шлось несколь­ко раз менять рас­пи­са­ние. Пас­са­жи­ров прак­ти­че­ски ста­ви­ли перед фак­том, руши­лись пла­ны, постро­ен­ные два-три меся­ца назад. Плюс к это­му, по необъ­яс­ни­мой логи­ке, реше­ни­ем пра­ви­тель­ства обла­сти биле­ты с Саха­ли­на на Куриль­ские ост­ро­ва про­да­ют толь­ко в одну сто­ро­ну. Купить сра­зу туда-обрат­но невоз­мож­но! То есть люди едут на ост­ро­ва, но не зна­ют, когда смо­гут вер­нуть­ся. Ну и все­гда вно­сит кор­рек­ти­вы пого­да: из-за штор­ма суд­но может не попасть на какой-либо ост­ров, при­хо­дит­ся ждать у моря пого­ды в самом пря­мом смысле. Конеч­но, тури­стам, кото­рые при­ле­та­ют впер­вые, я реко­мен­до­ва­ла хотя бы в одну сто­ро­ну взять мор­ской кру­из – на Иту­руп или обрат­но. Но сей­час мы всех ори­ен­ти­ро­ва­ли на само­лет: бла­го­да­ря появ­ле­нию на Иту­ру­пе ново­го аэро­пор­та попасть к нам ста­ло намно­го про­ще.

 

 

Ста­рый аэро­порт «Буре­вест­ник» нахо­дил­ся на оке­ан­ской сто­ро­не ост­ро­ва, там слож­ные погод­ные усло­вия, силь­ные тума­ны и вет­ра. Новый аэро­порт постро­и­ли в более под­хо­дя­щем месте, неда­ле­ко от горо­да Куриль­ска. Он открыл­ся в сен­тяб­ре 2014 года. В тече­ние сезо­на я отсле­жи­ва­ла каж­дый рейс – риск невы­ле­та сни­зил­ся на 80%!

 

А вот с биле­та­ми слож­но. Лета­ет авиа­ком­па­ния «Авро­ра», рей­сы очень вос­тре­бо­ва­ны, это очень удоб­но – 1 час 20 минут, и ты на Иту­ру­пе. Летом каж­дый день лета­ли само­ле­ты на 47 мест. Зимой – четы­ре рей­са в неде­лю, воз­мож­но, будут допол­ни­тель­ные. Вопрос о раз­ви­тии пере­во­зок сто­ит очень остро: что­бы удо­вле­тво­рить рас­ту­щий спрос, необ­хо­ди­мо либо уве­ли­чи­вать часто­ту, либо исполь­зо­вать само­ле­ты поболь­ше. И вооб­ще будет здо­ро­во, если появят­ся пря­мые рей­сы из Вла­ди­во­сто­ка и Хаба­ров­ска.

 

- О каких рас­сто­я­ни­ях идет речь, и сколь­ко сто­ят авиа­би­ле­ты?

- От Моск­вы до Саха­ли­на – око­ло 10 тыс. км, 8,5–9 часов в поле­те. Билет туда-обрат­но, если поку­пать зара­нее, сто­ит око­ло 24 тыс. руб­лей, в высо­кий сезон силь­но доро­же. До Иту­ру­па еще око­ло 400 км. Если доби­рать­ся само­ле­том, это 5,1 тыс. руб­лей в одну сто­ро­ну. Морем – от 3,5 тыс. в зави­си­мо­сти от клас­са каю­ты.

 

 

- А как на ост­ро­ве с гости­ни­ца­ми?

- В 15 мину­тах езды от аэро­пор­та, в цен­тре Куриль­ска нахо­дит­ся наша гости­ни­ца «Иту­руп» на 35 номе­ров, там мы и при­ни­ма­ем боль­шую часть тури­стов. Есть вип-отель «Янки­то», рас­по­ло­жен­ный на бере­гу бух­ты, в нем еще 9 номе­ров. Еще в Куриль­ске есть част­ная семей­ная гости­ни­ца на 11 номе­ров. В прин­ци­пе, это­го доста­точ­но, но в высо­кий сезон вопро­сы по раз­ме­ще­нию тури­стов все же воз­ни­ка­ют. На этот слу­чай есть госте­вые дома и част­ный сек­тор – мно­гие жите­ли Куриль­ска сда­ют квар­ти­ры.

 

 

- Надол­го ли при­ез­жа­ют тури­сты и что вы успе­ва­е­те им пока­зать?

- Стан­дарт­ный тур по Иту­ру­пу, на кото­ром мы сосре­до­то­чи­лись в пер­вый год рабо­ты, – четы­ре дня и три ночи. В пер­вый день тури­сты отправ­ля­ют­ся на обзор­ную экс­кур­сию по Куриль­ску, селу Кито­во­му. Посе­ща­ют смот­ро­вые пло­щад­ки, доез­жа­ют до под­но­жья вул­ка­на Бог­дан Хмель­ниц­кий, где были обна­ру­же­ны сто­ян­ки древ­них людей. Любу­ют­ся лаво­вы­ми ска­ла­ми при­чуд­ли­вой фор­мы – это, надо ска­зать, неза­бы­ва­е­мое зре­ли­ще, осо­бен­но на зака­те.

 

 

Вече­ром – посе­ще­ние ком­плек­са горя­чих источ­ни­ков «Ван­ноч­ки» неда­ле­ко от гости­ни­цы «Иту­руп». Он пол­но­стью бла­го­устро­ен, кра­си­вая тер­ри­то­рия, есть откры­тые и закры­тые ван­ны, боль­шой бас­сейн с мор­ской водой.

 

 

Вто­рой день – поезд­ка на побе­ре­жье Тихо­го оке­а­на, к зали­ву Касат­ка. Пеще­ры, доты, остав­ши­е­ся от япон­цев, осмотр ста­ро­го аэро­пор­та «Буре­вест­ник». Доро­га идет через живо­пис­ный пере­вал, пере­се­ка­ет Иту­руп попе­рек, а часть ее про­хо­дит пря­мо вдоль при­боя. Воз­вра­ща­ем­ся по верх­ней части ост­ро­ва – и опять любу­ем­ся потря­са­ю­щи­ми пей­за­жа­ми.

 

Тре­тий день – поезд­ка в бух­ту Оля с шикар­ной смот­ро­вой пло­щад­кой, а отту­да – к Белым ска­лам. В бух­те Оля рас­по­ло­жен рыбо­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щий завод ком­па­нии «Гид­ро­строй», один из круп­ней­ших в стра­не. Мы водим туда тури­стов, кото­рые, поми­мо все­го про­че­го, поку­па­ют крас­ную икру – све­жай­шую и отлич­но­го каче­ства. На завод­ской тер­ри­то­рии есть парк, а там очень инте­рес­ное, где пря­мо из сере­ди­ны ска­лы выры­ва­ет­ся кас­кад воды – это неве­ро­ят­но кра­си­во! Даль­ше, если нет тума­на, доез­жа­ем до Вет­ро­во­го пере­шей­ка. Это самое узкое место ост­ро­ва Иту­руп: поло­са зем­ли меж­ду Охот­ским морем и Тихим оке­а­ном все­го 6,5 км.

 

 

В день выле­та еще успе­ва­ем по очень живо­пис­ной доро­ге довез­ти тури­стов до под­но­жия вул­ка­на Баран­ский в 20 км от Куриль­ска. А там Кипя­щие озе­ра: на поверх­но­сть выхо­дит вода, тем­пе­ра­ту­ра кото­рой дости­га­ет 100 гра­ду­сов. Для купа­ния обо­ру­до­ва­на бла­го­устро­ен­ная зона на бере­гу реки Кипя­щей, вода в ней око­ло 40 гра­ду­сов.

 

 

Все объ­ек­ты марш­ру­та не про­сто уни­каль­ные и достой­ны вос­хи­ще­ния, но и доступ­ны для посе­ще­ния. Зимой закры­ва­ют­ся толь­ко Белые ска­лы.

- А на чем вози­те тури­стов?

- Если груп­па боль­ше 10 чело­век, летом пере­дви­га­ем­ся на «вах­тов­ках», если мень­ше – на джи­пах. Для транс­фе­ров и обзор­ной экс­кур­сии есть мик­ро­ав­то­бу­сы. На марш­ру­тах при­мер­но две тре­ти вре­ме­ни мы ездим, еще треть – ходим, это по силам для тури­стов с любой физи­че­ской под­го­тов­кой. Зимой до лаво­вых скал доби­ра­ем­ся на сне­го­сту­пах, до сте­ны водо­па­дов – на лыжах. Для поез­док к вул­ка­ну Баран­ский исполь­зу­ем сне­го­хо­ды.

 

Этот тур у нас запра­ши­ва­ют чаще все­го, он и по сто­и­мо­сти досту­пен – 27,5 тыс. с чело­ве­ка, но без уче­та авиа­пе­ре­ле­тов. В тур­па­кет вхо­дит про­жи­ва­ние в гости­ни­це уров­ня 3*, трех­ра­зо­вое пита­ние, экс­кур­сии и посе­ще­ние ком­плек­са «Ван­ноч­ки» каж­дый вечер. Тур полу­ча­ет­ся насы­щен­ным, люди уез­жа­ют с ощу­ще­ни­ем, что были на Иту­ру­пе неде­лю.

 

 

- Отку­да были ваши пер­вые тури­сты?

- В этом году рекла­му мы дава­ли толь­ко на Саха­ли­не. Но о нас как-то узна­ва­ли тури­сты из Моск­вы, Петер­бур­га, Воро­не­жа, Бла­го­ве­щен­ска, Хаба­ров­ска. Были гости из Казах­ста­на и даже из Фран­ции и Ита­лии. Мно­гие где уже толь­ко ни быва­ли, им инте­рес­ны новые места. Все не толь­ко вос­хи­ща­лись при­ро­дой, но и удив­ля­лись, насколь­ко на Иту­ру­пе все гото­во для при­е­ма тури­стов.

 

- А с чем они мож­но сов­ме­стить посе­ще­ние Иту­ру­па? Для поезд­ки на «край све­та» тури­сты навер­ня­ка выде­ля­ют боль­ше четы­рех дней. 

- Да, таких было мно­го. Мы пред­ла­га­ем ком­плекс­ные про­грам­мы с посе­ще­ни­ем Саха­ли­на – до или после Иту­ру­па. Есть инте­рес­ные экс­кур­сии на мыс Куз­не­цо­ва, полу­ост­ров Кри­льон, «южное коль­цо» Саха­ли­на, ост­ров Моне­рон и т.д. Про­бо­ва­ли сов­ме­щать Иту­руп с дру­ги­ми Куриль­ски­ми ост­ро­ва­ми, но инди­ви­ду­аль­но, посколь­ку логи­сти­ка слож­ная: мор­ской транс­порт нена­де­жен, а само­ле­ты меж­ду ними не лета­ют.

 

Были тури­сты, кото­рые запра­ши­ва­ли боль­ше четы­рех дней на Иту­ру­пе. Тогда мы добав­ля­ли к основ­ной про­грам­ме мор­скую или реч­ную рыбал­ку, кому-то – вос­хож­де­ния, кому-то – ночев­ки в палат­ках у озе­ра.

 

 

Кста­ти, о мор­ской рыбал­ке. Иту­руп в этом смысле уни­ка­лен и для про­фес­си­о­на­лов, и для люби­те­лей. Реки пол­ны форе­ли, в море отлич­но клю­ет гор­бу­ша, кета, кун­джа, пал­тус, кам­ба­ла, трес­ка, оку­нь, зубат­ка, кото­ры­ми даже Саха­лин уже не столь богат. Пол­ную кор­зи­ну тер­пу­гов мож­но нало­вить за два-три часа. Пал­тус попа­да­ет­ся весом от 15 до 100 кг, трес­ка – дли­ной до мет­ра. Запо­ми­на­ет­ся надол­го!

 

- У вас за этот год появи­лось люби­мое место на Иту­ру­пе?

- Слож­но выде­лить что-то одно. Но, навер­ное, меня боль­ше все­го вос­хи­ща­ют Белые ска­лы. Уни­каль­ный пей­заж: чистей­ший белый песок, изу­мруд­ная вода. И все это на фоне полу­ост­ро­ва Чирип с дву­мя вул­ка­на­ми. Один из них – Бог­дан Хмель­ниц­кий – визит­ная кар­точ­ка ост­ро­ва. Когда выхо­дишь из само­ле­та в аэро­пор­ту Иту­ру­па, пер­вое, что видишь – этот вул­кан.

- Ну если уж есть бело­снеж­ные пля­жи на Иту­ру­пе, мож­но ли там летом купать­ся?

- Да! В июле и авгу­сте купа­ние впол­не ком­форт­ное и в Охот­ском море, и в Тихом оке­а­не. Тури­сты, кото­рые отды­ха­ли у нас в послед­нюю неде­лю октяб­ря, умуд­ри­лись иску­пать­ся в Тихом оке­а­не – и счаст­ли­вы!

 

- Есть ощу­ще­ние, что вы живе­те на краю све­та?

- Наобо­рот. Мы же пер­вы­ми в стра­не встре­ча­ем вос­ход солн­ца. А зна­чит, здесь Рос­сия не закан­чи­ва­ет­ся, а начи­на­ет­ся.

Анна Валь­це­ва, RATA-news