Аппараты могут быстро установить причину аварии подлодки, так как обладают «лучшей информатикой, чем аппараты-спасатели», отметил Владимир Соколов, начальник экспедиции «Арктика 2007»
«Первый спуск состоялся 29 июля Северо-Восточнее архипелага Земля Франца-Иосифа», – рассказал корреспонденту ТАСС Владимир Соколов. Он был начальником экспедиции «Арктика 2007», составной частью которой была Высокоширотная глубоководная экспедиция во главе с Артуром Чилингаровым, в рамках которой дважды были осуществлены подледные спуски «Миров». В его задачи входило позиционирование, обеспечение безопасности и гидрометеорологическое обеспечение рейса, в период самого спуска «Миров» – постановка маяков и ледовое сопровождение спуска.
По словам Соколова, технология подледного погружения обитаемых аппаратов нужна для двух основных целей. «В рамках операций по спасению потерпевшей аварию подводной лодки аппарат может оперативно обследовать и установить причину происшедшего, так как обладает лучшей информатикой, чем аппараты-спасатели, хотя из-за герметичности корпуса спасти экипаж подлодки «Мир» не может», – уточнил эксперт. Также «Миры» незаменимы при «разработке полезных ископаемых в шельфовых и глубоководных районах мирового океана».
Пять лет на приколе
Пилот «Мира-1» Анатолий Сагалевич, руководитель лаборатории по эксплуатации «Миров», рассказал корреспонденту ТАСС, что уже пять лет «Миры» не погружались. «Мир-1» стал экспонатом выставок в Музее мирового океана в Калининграде, «Мир-2» стоит, в Калининграде же, в ангаре. Между тем, чтобы выйти в новый рейс, по словам Сагалевича, нужно лишь «заменить на аппаратах аккумуляторы, они исправны и готовы к продолжению работ».
Он рассказал, что готовит для «Миров» новые проекты. «Говорить о них пока рано, но они есть», – отметил Сагалевич. Он также убежден, что «развитие Арктической зоны потребует использовать на практике технологию подледного погружения, созданную на «Мирах» 10 лет назад». «Верю, что она обязательно будет востребована», – сказал Сагалевич.
Комментируя тему, в Главном командовании ВМФ корреспонденту ТАСС сказали, что «традиции отечественной школы подледного плавания не утеряны». «Подводные лодки ВМФ России совершают подледные походы, в том числе в приполярных областях Арктики. Вместе с институтами Академии наук ВМФ осуществляет несколько проектов исследования арктических глубин, и создание технологии подледного погружения «Миров» – один из таких примеров», – сказал собеседник агентства.
Генеральный директор Музея мирового океана Светлана Сивкова сообщила, что «аппарат «Мир-1» является одним из самых востребованных экспонатов в музее». «В последние годы резко возрос поток желающих учиться в аспирантуре при Институте океанологии, изучать морские глубины с помощью глубоководных аппаратов. Думаю, что этому способствовала возможность увидеть «Мир-1» на выставках нашего музея. Гениальность отечественных инженеров играет образовательную роль, у них появляются последователи», – полагает Сивкова.
О «Мирах»
«Мир-1» и «Мир-2» были построены в 1987 году по проекту Игоря Михальцева в Финляндии, в основе конструкции – герметичная капсула с пилотами, имеются внешние манипуляторы. Судном базирования стало судно Института океанологии РАН «Академик Мстислав Келдыш». С 1987 по 1991 годы «Миры» участвовали в 35 экспедициях в Атлантический, Тихий, Индийский океаны. В 1989–1998 годах с помощью аппаратов была проведена серия экспедиций к месту гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» в Норвежском море, в сентябре 2000 года благодаря погружениям «Миров» была установлена причина гибели атомной подводной лодки «Курск».