Светлана КАЛЬНИК, «Деловой Мир»
Вначале коротко об истории фестивалей.
… В ноябре 1945 года в Лондоне на Всемирную конференцию собрались представители молодежи пяти континентов. Именно тогда была создана Всемирная Федерация демократической молодежи. Делегаты конференции, представлявшие 40 миллионов юношей и девушек разных государств, разных национальностей и политических убеждений, все как один заявили о своем стремление к единству, о своей решимости отстоять на нашей планете Мир и Свободу. И фестивали, предложенные на Конференции, должны были способствовать достижению этой цели.
Сразу же началась подготовка к первому международному фестивалю.
Первым этапом его стали Эстафеты дружбы. Они начинались сразу в трех точках Европы: во Франции, в Скандинавских странах и на Балканах. Конечным пунктом всех трех маршрутов стала чешская деревня Лидице, которую гитлеровские фашисты сожгли дотла во время оккупации Чехии. Самим фактом проведения этих эстафет демократическая молодежь хотела заявить: трагедия Лидице не должна повториться.
Вслед за участниками Эстафет в Чехию, ее столицу Прагу, стали съезжаться делегаты I фестиваля, который сумели подготовить за полтора года. Еще не зажили раны нанесенные целым народам второй Мировой войной. Еще свежи были в памяти гитлеровские газовые камеры, уничтожившие миллионы людей разных стран. Еще клокотал гнев против американской атомной бомбардировки японских городов… И призыв Всемирной Федерации молодежи не допустить новой войны был услышан юношами и девушками всей земли. Тогда, в 1947 году в Праге, впервые прозвучал лозунг: «Молодежь, объединяйся в борьбе за прочный мир!» С ним делегаты I Фестиваля обратились к юным гражданам планеты.
Почти месяц – с 20 июля по 17 августа – Прага была «столицей молодежи мира»! 17 тысяч девушек и юношей из 72 стран приехали, сюда, выразить свою волю. Тогда они выступили с протестом против «Доктрины Трумэна» внешнеполитической программы правительства США. Под видом оказания помощи Греции и Турции планировалось вмешательство в их внутренние дела и использование территорий этих государств в качестве военного плацдарма против СССР и других социалистических стран. Делегаты фестиваля также поддержали справедливую борьбу молодежи многих стран за национальную независимость.
На Пражском фестивале впервые прозвучал гимн демократической молодежи, слова которого разнеслись по всему миру.
«Дети разных народов,
Мы мечтою о мире живем.
В эти грозные годы
Мы за счастье бороться идем,
В разных землях и странах,
На морях – океанах
Каждый, кто молод,
Дайте нам руки
В наши ряды, друзья!..»
Спустя два года, делегатов II фестиваля молодежи разных стран принимал Будапешт. Это был август 1949 года. В нем участвовали уже 82 страны, хотя власти некоторых государств Южной Америки, а также Италии начали репрессии против активистов молодежного движения.
В 1951 году стремительно развивалась «холодная война» США против нашей страны и других социалистических стран. К тому же США развязали войну в Корее. Над планетой нависла угроза новой войны. Всемирный Совет Мира обратился ко всем людям Земли с предложением подписать Пакт мира между пятью державами.
В Берлине еще чернели остовы разрушенных зданий, напоминая о недавней трагедии. А в мире снова пылал пожар войны. Фашиствующие молодчики из Западного Берлина (зона оккупации американскими и английскими войсками) пытались сорвать фестиваль. И министр иностранных дел Англии Моррисон с трибуны парламента, еще задолго до фестиваля «не рекомендовал» молодежи своей страны ехать в Берлин. Тем же, кто не прислушается к рекомендации, угрожал неприятностями. Но молодые англичане приехали в Берлин, потому что считали борьбу за мир на Земле своим первейшим долгом. Враги фестиваля не успокоились. В Инсбруке американские солдаты попытались задержать две тысячи делегатов из Франции, Англии, Италии и Швейцарии. Они потребовали от них вернуться домой. Ответ делегатов был единодушен: «Мы готовы вернуться домой, но через Берлин». Их пытались насильно погрузить в вагоны поезда, пуская в ход приклады, но справиться с делегатами не смогли…
О трагических событиях в Инсбруке узнали молодежные организации Австрии. Их гневные выступления заставили американские оккупационные власти пропустить делегатов в Берлин.
12 августа два миллиона молодых немцев приняли участие в Марше протеста против ремилитаризации Западной Германии, за объединение и создание новой Германии. В марше приняли участие и делегаты III фестиваля, который проходил с 5 по 20 августа. Несмотря на то, что граница была закрыта с англо–американской стороны, 45 тысяч юношей и девушек из Западного Берлина сумели приехать на Фестиваль.
В те дни в Германской Демократической республике прозвучали на весь мир слова клятвы делегатов Берлинского фестиваля: отдать все силы в борьбе за то, чтобы воспрепятствовать развязыванию новой войны, срывать и разоблачать планы врагов мира и человечества, бороться против гонки вооружений и выступать за улучшение жизни молодежи, укреплять дружбу и мирное сотрудничество народов и молодежи всех стран, сохранять, укреплять и расширять единство, нашедшее свое прекрасное выражение в дни Фестиваля.
…А затем были IV и V Фестивали, соответственно в Бухаресте и Варшаве. И с каждым разом приезжало все больше делегатов. И список стран, откуда прибывали их посланцы, становился все длиннее. В Бухаресте были представлены 111 стран, в Варшаве 114. На V Фестивале в Варшаве делегаты из стран Европы приняли Обращение к молодежи, чтобы Европа из очага войны превратилась в оплот мира…
Прощаясь в Варшаве, делегаты говорили друг другу: «До встречи в Советском Союзе!»
И вот он наступил – 1957 год. VI Международный фестиваль молодежи и студентов.
Интерес к нему был настолько велик, что установленные в период его подготовки нормы представительства для многих стран оказались малы. Чтобы поехать в Москву, среди заявок устраивали конкурс. В Аргентине, например, на каждое место делегата приходилось по 100 заявок. Международный подготовительный Комитет вынужден был увеличить число посланцев разных стран до 34 тысяч.
У нас в стране подготовка к VI Фестивалю началась за несколько лет. К приему зарубежных гостей готовились все. Задолго до него был объявлен конкурс на создание Эмблемы Фестиваля.
Каким хотели видеть ее организаторы Фестиваля? Мнение было такое: это должен быть простой, но яркий и запоминающийся рисунок, четко выражающий суть события и его замысел.
И полетели письма – предложения. Конкурсная комиссия получала их ежедневно мешками. Радовались каждому новому посланию. Но вот беда: оригинальных работ было до обидного мало. Чаще всего повторы – голубь, то летящий, то сидящий. Впрочем, это было объяснимо. Первым нарисовал голубя как символ мира Пабло Пикассо. Его рисунок нашел такой живой отклик в душах людей, что они и в своих рисунках невольно склонялись к тому же. Были работы интересные, но трудно выполнимые, с множеством мелких деталей.
Время шло, письма приходили. А нужного все еще не было. И вот однажды… Когда увидели рисунок, все в молчаливом изумлении замолкли. А потом радостно выдохнули: «Есть! Ура!» На белом листе был нарисован цветок, просто цветок с пятью разноцветными лепестками. Вот оно, о чем мечтали: лаконично, четко и ярко. Каждый лепесток – символ континента. Их, как известно, пять. А в центре цветка как сердце – голубой шар Земли. Автором эмблемы VI Международного Московского фестиваля оказался художник Константин Михайлович Кузелков.
За короткое время Эмблема московского фестиваля стала самым популярным изображением. Фестивальный цветок, как его стали называть, появлялся повсюду: на косынках и шарфиках, мужских галстуках и коробках конфет. Он восхищал москвичей всюду, радуя глаз и вызывая улыбку…
Наступил конец июля 1957 года. Москва принимала гостей. Они приехали из 131 страны. Свыше тысячи национальных, молодежных, студенческих, профсоюзных, культурных, скаутских, спортивных, религиозных и других организаций. Многие юноши и девушки с величайшими трудностями добирались до Москвы. Нередко они встречали многочисленные противодействия властей. На них обрушивали потоки клеветы на нашу страну, буржуазные газеты называли Московский фестиваль «коммунистической пропагандистской затеей». Клевета не помогла.
На Фестиваль в нашу столицу приехали молодые люди самых разных убеждений, взглядов, национальностей, рас и вероисповеданий. Кроме делегатов, в Советскую столицу приехали 450 видных государственных деятелей, известных ученых, писателей, артистов из многих стран мира. Эти уважаемые люди были не только почетными гостями. Они с удовольствием работали в составе жюри многочисленных международных конкурсов.
VI Международный фестиваль в Москве поддержали 22 Международные организации. Чтобы освещать это знаменательное событие. из 62 стран мира прибыло более двух тысяч журналистов, работающих в газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении, радио, в документальном кино.
На Фестивале царила теплая атмосфера дружбы, сердечности и взаимопонимания с первого до последнего дня.
28 июля, это было воскресенье, – первый день, открытия Фестиваля. Шествие делегаций. Яркая, красочная колонна, украшенная национальными флагами, цветами. Делегаты в национальных костюмах. Свой путь колонна начинала у Всесоюзной сельскохозяйственной выставки на Ярославском шоссе. Затем – Первая Мещанская. У Колхозной площади колонна выходила на Садовое кольцо и двигалась в сторону Фрунзенской набережной…
Никакими словами невозможно передать то счастливое ликованье, которое царило в Москве. Казалось, вся Москва вышла на улицы. А те, кто жили в домах по пути следования делегатов Фестиваля, наблюдали из окон, с балконов, приветствовали гостей столицы. А на стадионе имени Ленина в Лужниках их встречали те, кому посчастливилось получить пригласительные билеты на открытие. Всю чашу стадиона занимали молодые рабочие, студенты, колхозники, ученые, приехавшие со всех концов нашей великой Родины. Рассказать о том, как проходило это торжество, словами почти невозможно. Но телевизионные и кино-камеры навсегда запечатлели эти волнующие часы.
«Программа VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов за мир и дружбу (Москва, 1957)»– так называется книжка, сохранившая память о каждом дне, а дней этих было 15. Уже на второй день состоялось открытие Международных художественных конкурсов. Одновременно музыканты состязались в Большом зале Консерватории имени Чайковского и Колонном зале Дома Союзов.
В библиотеке имени Ленина открылась филателистическая выставка.
В выставочных залах на Кузнецком мосту – фотовыставка.
На Пушечной, 4 – Международный клуб встреч.
И по всей Москве – национальные концерты: на площади Маяковского, в парке культуры и отдыха имени Горького, в парке Останкино, в парке Советской армии, на эстрадах Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, в филиале МХАТа.
По вечерам – концерты международные, в которых на сцене перед зрителями корейцы сменяли венгров, киприоты – латиноамериканцев, японцы – поляков… Вся планета демонстрировала свои таланты на московских сценах.
На танцевальных площадках разучивали танцы разных стран, пели песни.
В цирке выступали мастера циркового искусства.
Румыны давали спектакли кукольного театра. Польша – студенческого сатирического театра.
В кинотеатрах и вечером под открытым небом можно было смотреть фильмы разных стран.
В МГУ имени Ломоносова на Ленинских горах работал Международный студенческий клуб.
Самодеятельные художественные коллективы московских вузов, заводов, фабрик подготовили свои концертные программы, которые показывали своим сверстникам из-за рубежа.
На художественной выставке демонстрировалось 4500 полотен, работ художников разных континентов.
Несколько интересных цифр:
В дни фестиваля состоялось около 800 концертов и спектаклей, на которых присутствовало почти 10 миллионов человек.
Каждое утро москвичи и гости столицы из всех республик СССР по радио слышали приглашение посетить театры, пойти на концерты или встречи.
…Но фестивальные дни были не только празднично-развлекательными. Большое внимание организаторы VI Фестиваля уделяли встречам – между делегациями, по профессиям, по интересам, а также дискуссиям на самые разные темы.
Именно в Москве впервые начал работать Студенческий клуб, в котором состоялось около 500 встреч.
Насколько он был необходим, говорят даже цифры. Только в 24 встречах по профессиям и 15 – по интересам принимали участие более 12 тысяч человек. А всего этот клуб посетило за все фестивальные дни 40 тысяч человек.
Прошло несколько региональных встреч молодежи Европы, Азии, Латинской Америки, Арабского Востока и стран бассейна Балтийского моря.
Делегаты фестиваля хотели узнать как можно больше о Москве. Их интересовало все – как мы учимся, отдыхаем, что читаем, какую музыку любим. С помощью переводчиков они беседовали с кем хотели на улицах, иногда бывали гостями в семьях москвичей.
Одних только экскурсий по просьбе делегатов было организовано около семи тысяч. А советские студенты с удовольствием практиковались в иностранных языках. Разговоры были откровенные и, как правило, очень доброжелательные. Иногда они говорили почти как француз Пишу: «Вы еще недостаточно цените условия жизни в вашей стране, потому что они у вас слишком хороши, и вы к ним привыкли. Вы даже не представляете, в какой замечательной стране вы живете…»
VI Всемирный фестиваль стал новым этапом в развитии фестивального движения. Интересно, что на московской встрече стало больше различных мнений на диспутах, семинарах, чем на предыдущих. Но не потому, что среди молодежи появились разногласия. А потому, что состав участников стал значительно шире.
В главном же – в стремлении к дружбе, миру, в твердом намерении сохранить его все были по-прежнему едины.
Видный деятель аграрной партии Греции, депутат парламента Лимбридис, оценивая значение Московского фестиваля, сказал, что политическое значение фестиваля состоит в том, что, пригласив зарубежную молодежь на фестиваль, Советский Союз сделал гораздо больше, чем любые дипломаты, что «молодежь многих стран принесет в свои края правду о Советском Союзе, о его миролюбивой политике, о его достижениях».