По сценарию, корабль с экипажем летит на Луну. В ходе эксперимента предусмотрена нештатная ситуация, предполагающая депривацию сна
МОСКВА, 7 ноября. /Корр. ТАСС Алексей Песляк/
На территории Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП) во вторник стартует изоляционный эксперимент SIRIUS. Он открывает серию совместных российско-американских экспериментов по изоляции, которые продлятся до 2021 года. Об особенностях эксперимента корреспонденту ТАСС рассказали сотрудники ИМБП.
SIRIUS – самый короткий эксперимент из серии, его длительность 17 суток. Остальные исследования будут запланированы на срок от четырех месяцев до года. По сценарию эксперимента, «корабль» с шестью членами экипажа совершит «полет к Луне».
Гендерный паритет
Как рассказал ТАСС заведующий лабораторией ИМБП Вадим Гущин, в проекте участвуют «член отряда космонавтов ЦПК Анна Кикина, сотрудник РКК «Энергия» и бывший член отряда космонавтов Марк Серов, работник европейской космической отрасли Виктор Феттер (Германия), а также три специалиста ИМБП достаточно высокого класса плюс три дублера. Все девять человек прошли полную программу подготовки.
По его словам, в экипаже будет трое мужчин и три женщины. На Международной космической станции все чаще работают смешанные экипажи, и одна из фундаментальных задач в эксперименте SIRIUS – посмотреть, как гендерный паритет скажется на взаимоотношениях и взаимодействии в группе.
Специалистам интересно, насколько это отразится на поведении, использовании пространства, общем состоянии самочувствия экипажа. Эти вопросы не изучались ни российскими, ни американскими специалистами, и в рамках SIRIUS это делается впервые, отметил ученый.
По словам Гущина, в 1999 году в ИМБП, проходил эксперимент «Сфинкс», в котором участвовала женщина из Канады, и возникли проблемы, связанные с межгрупповым и кросс-гендерным взаимодействием. Это, в частности, привело к созданию кодекса поведения на МКС.
Автономность экипажа
В отличие от МКС, на корабле будут индивидуальные каюты, которые выберут себе члены экипажа, а также кают-компания.
«Нам интересно, будет ли как-то сказываться компоновка на размещении участников. Ведь в любом помещении есть некие «фокусные» места, например, место сбора. Вот ты хочешь быть рядом с местом сбора или подальше? Есть кухня – ты хочешь быть подальше от нее или поближе? Есть соседи – ты с кем хочешь быть рядом?», – отметил заведующий лабораторией.
Один из главных факторов эксперимента – автономность. У экипажа будет связь «с Землей», но с 5-минутной задержкой, то есть невозможно будет спросить совет и быстро получить ответ, а при необходимости придется принимать самостоятельные решения. В частности, участники будут сами проводить многие эксперименты на «корабле».
Как рассказала один из членов экипажа Наталья Лысова, в ходе «полета» также не будет прямой связи с родственниками, а электронные письма сначала будут попадать в Цент связи, а потом рассылаться родным. Соцсетями на борту тоже нельзя пользоваться из-за отсутствия интернета. «Но мы можем попросить через ЦУП, чтобы они что-то опубликовали в соцсетях – на странице проекта SIRIUS», – рассказала Лысова.
В качестве психологической поддержки экипажа в кают- компании создана оранжерея, где можно выращивать цветы. Специалисты будут вести видеонаблюдение – какое время члены экипажа проводят за этим занятием и как оно на них влияет. «В эксперименте участвуют три женщины и мы предполагаем, что им это будет более интересно, чем мужчинам. Но это только гипотеза», – отметил Гущин.
График экипажа состоит из 8 часов работы, 8 часов свободного времени и столько же часов сна. Физических тренировок – тренажеров, беговой дорожки – у экипажа не будет, потому что нельзя ожидать, что недостаток физической активности за 17 суток как-то скажется.
Виртуальная Луна
Участники проекта SIRIUS «летят на Луну», поэтому средствами виртуальной реальности будет смоделирована часть поверхности искусственного спутника Земли. В задачи экипажа входит наблюдение за объектами на лунной поверхности, управление роботом-луноходом. Кроме того, членам экипажа предстоит работать по программе NASA с роботизированной рукой, которой они будут «захватывать спутники».
«Эти виртуальные модели – основа будущих тренажеров, например, для реального полета на Марс», – отметил Гущин.
Все операции экипаж будет проводить, не выходя на «поверхность корабля». Ученый добавил, что если все технологии сработают, то специалисты смогут их использовать и в 4-месячных, и в 8-месячных экспериментах.
38 часов без сна
В эксперименте предусмотрена нештатная ситуация, предполагающая депривацию сна. Экипажу придется бодрствовать и непрерывно работать 38 часов, реагируя на трудности и опасности, связанные со стыковкой и расстыковкой. Специалисты будут изучать не только реакции испытуемых, но и состояние их организма. Например, исследовать уровень кортизола в крови, отражающий степень стресса.
Гущин уточнил, что депривация сна – инициатива коллег из NASA. «Мы их прекрасно понимаем, потому что очень много ночных работ у реального экипажа на МКС, в частности, выходы в открытый космос, стыковки», – отметил ученый.
Другие эксперименты
Всего в рамках «полета» планируется провести около 60 экспериментов. «Примерно 60% – это российские эксперименты, 40% – американские», – уточнил Гущин.
Завотделом ИМБП, научный руководитель проекта SIRIUS Александр Суворов сообщил, что в ходе программы, в частности, будет уточняться система медицинского наблюдения за экипажем. Критерии отбора, критерии подготовки человека, показатели контроля за состоянием здоровья, то есть за чем именно следить – только за пульсом и давлением или за целым комплексом данных, в какие периоды – выборочно или непрерывно.
Также, отметил Суворов, запланированы санитарно- гигиенические исследования, так как экипаж в замкнутом пространстве очень быстро обменивается микрофлорой. И если для одного эта флора безвредна, то для другого может проявить свою патогенность. Причем, уточнил ученый, в комплексе на территории ИМБП, где пройдет SIRIUS, отсутствует душ, как и на МКС, и экипажу придется обходится влажными салфетками и одноразовыми полотенцами.
Состав Центра связи
Суворов рассказал, что в ИМБП создан Центр связи с наземным экипажем. Его дежурная бригада состоит из четырех человек – врач, инженер, техник и лаборант. Наблюдение и коммуникация будут двусторонними и непрерывными.
От NASA в Центре связи будут постоянно находится два представителя, которые смогут активно участвовать в исследованиях. Им предоставлена циклограмма-расписание, где отмечено, что в определенное время определенный испытатель будет проводить такой-то эксперимент NASA.
По словам ученого, на членах экипажа будут специальные датчики – устройства вроде наручных часов, которые регистрируют двигательную активность и положение человека в пространстве (режим 3D).
Питание «на борту»
Начальник отдела питания ИМБП Александр Агуреев рассказал, что рацион членов экипажа проекта SIRIUS должен быть максимально идентичен набору питания, используемому на МКС. То есть перед едой потребуется только разогрев или восстановление сублимированных продуктов горячей или холодной водой.
«На каждого члена экипажа дневной рацион будет составлять до 2 кг в день. Готовить все шестеро будут себе сами, на борту «корабля» есть две микроволновые печи, плиты там нет», – уточнил Агуреев.
Специалисты использовали продукты сублимационной сушки, но не для космонавтов, а для питания в походных условиях – это первые, вторые блюда, соки. Также заложен запас продуктов в тюбиках – молочные продукты, яблоки двух сортов, соки, компоты, овощные блюда, в частности, кабачковая икра, закуска из моркови. Мясо будет в составе вторых блюд, свежих овощей не будет.
Итоги эксперимента, следующий «полет»
Как сообщил Суворов, итоги «полета» станут известны примерно через полгода. Затем специалисты приступят к подготовке следующего четырехмесячного эксперимента, запланированного на октябрь 2018 года. Новый эксперимент уже будет двуязычным – в отличие от нынешнего, где говорить будут только по-русски.
Суворов также отметил, что кооперацию предполагается расширить и российские специалисты рассчитывают на участие в будущих экспериментах немецких, японских ученых, французов, итальянцев. В перспективе, рассказал ученый, могут появиться и чисто зарубежные эксперименты, внедренные в программу.