Министерство культуры ожидает роста турпотока по расширенному маршруту Золотого кольца

Министерство культуры объявило о начале приема заявок от городов, желающих войти в состав брендового маршрута «Золотое кольцо России».

По сло­вам заме­сти­те­ля мини­стра куль­ту­ры Аллы Мани­ло­вой, край­не важ­ным усло­ви­ем суще­ство­ва­ния про­ек­та ста­нет его стан­дар­ти­за­ция. За обра­зец была взя­та систе­ма вклю­че­ния горо­дов во все­мир­ный спи­сок насле­дия ЮНЕСКО с ее жест­ким отбо­ром пре­тен­ден­тов. Г-жа Мани­ло­ва отме­ти­ла, что тури­сты дове­ря­ют оцен­ке этой орга­ни­за­ции и с инте­ре­сом посе­ща­ют горо­да, где появ­ля­ет­ся памят­ник под охра­ной ЮНЕСКО. «У нас уже создан Совет по стан­дар­ти­за­ции марш­ру­та, в кото­рый вош­ли мэры, экс­пер­ты и пред­ста­ви­те­ли туро­т­рас­ли. Пред­по­ла­га­ет­ся, что в год Золо­тое коль­цо будет попол­нять­ся одним горо­дом. Мы рас­счи­ты­ва­ем, что при­над­леж­но­сть к брен­ду помо­жет уве­ли­чить тур­по­ток в эти горо­да», – счи­та­ет заме­сти­тель мини­стра.

Рабо­чую груп­пу внут­ри сове­та воз­гла­вил пред­се­да­тель коми­те­та по вопро­сам обра­зо­ва­ния, куль­ту­ры и туризм Мос­ков­ской област­ной думы Олег Рож­нов. По его сло­вам, экс­пер­ты груп­пы исхо­ди­ли из клю­че­во­го посы­ла, что в Золо­тое коль­цо могут вхо­дить толь­ко древ­ние горо­да пра­во­слав­ной Руси, сохра­нив­шие исто­ри­че­скую застрой­ку и памят­ни­ки куль­ту­ры. Так­же учи­ты­ва­ет­ся нали­чие раз­ви­той инфра­струк­ту­ры и высо­кий уро­вень обслу­жи­ва­ния тури­стов.

Все­го утвер­жде­но пять групп кри­те­ри­ев, кото­рых совет будет стро­го при­дер­жи­вать­ся: исто­ри­ко-куль­тур­ная, рекре­а­ци­он­но-раз­вле­ка­тель­ная, инфра­струк­тур­ная, турист­ско-инфор­ма­ци­он­ная и транс­порт­но-логи­сти­че­ская.

Мэр Яро­слав­ля Вла­ди­мир Слеп­цов счи­та­ет, что, к при­ме­ру, Углич – достой­ный кан­ди­дат на вклю­че­ние в Золо­тое коль­цо. По его мне­нию, вой­ти в брен­до­вый марш­рут – это честь для любо­го горо­да, но при­дет­ся побо­роть­ся. «В 2012 году в Яро­слав­ле был создан союз горо­дов Золо­то­го коль­ца, у нас рабо­та­ет и штаб-квар­ти­ра про­ек­та. Все восе­мь горо­дов марш­ру­та допол­ня­ют друг дру­га, а не кон­ку­ри­ру­ют», – пола­га­ет г-н Слеп­цов.

В част­но­сти, в Яро­слав­ле рабо­та­ет пас­порт­ный стол, где выда­ют тури­сти­че­ские пас­пор­та, дей­ству­ю­щие по все­му марш­ру­ту, мест­ные ТИЦ про­став­ля­ют тури­стам печать о посе­ще­нии. Такой доку­мент дает пра­во на скид­ки в гости­ни­цах, музе­ях, ресто­ра­нах горо­дов Золо­то­го коль­ца. «Мин­куль­ту­ры сей­час раз­ра­ба­ты­ва­ет для сою­за сайт в еди­ном сти­ле, на нем будет собра­на вся инфор­ма­ция о про­ек­те», – уточ­нил мэр.

Пер­вый заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го сове­та Все­рос­сий­ско­го обще­ства охра­ны памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры (ВООПИК) Артем Деми­дов напом­нил: автор идеи Золо­то­го коль­ца жур­на­ли­ст Юрий Быч­ков утвер­ждал, что без под­держ­ки ВООПИК марш­рут не пере­жил бы сво­ей газет­ной попу­ляр­но­сти. В 1993 году ВООПИК заре­ги­стри­ро­вал товар­ный знак «Золо­тое коль­цо Рос­сии». «Мы пре­сле­ду­ем серьез­ную цель – вовлечь наших граж­дан в сохра­не­ние исто­ри­че­ско­го насле­дия стра­ны, а у ино­стран­ных тури­стов сфор­ми­ро­вать ими­дж Рос­сии как госу­дар­ства, кото­рое ценит свою вели­кую исто­рию и куль­тур­ное насле­дие», – под­черк­нул г-н Деми­дов.

Как заме­ти­ла вице-пре­зи­дент Рос­сий­ско­го сою­за турин­ду­стрии (РСТ) Оль­га Сана­е­ва, вна­ча­ле тур­биз­нес «нерв­но» отре­а­ги­ро­вал на ново­сть о рас­ши­ре­нии усто­яв­ше­го­ся марш­ру­та. «Но поз­же мы поня­ли, что ини­ци­а­ти­ва мини­стер­ства куль­ту­ры несет пози­тив­ные пере­ме­ны для отрас­ли. Самое глав­ное – это стан­дар­ти­за­ция Золо­то­го коль­ца. Сего­дня горо­да марш­ру­та силь­но раз­ли­ча­ют­ся и по инфра­струк­ту­ре, и по инфор­ма­ци­он­но­му насы­ще­нию, а стан­дар­ти­за­ция повы­сит каче­ство тур­про­дук­та, что для нас край­не важ­но. Напри­мер, Ива­но­во и Костро­ма, вхо­дя­щие в Золо­тое коль­цо, силь­но про­иг­ры­ва­ют Яро­слав­лю по состо­я­нию объ­ек­тов пока­за, гости­нич­ной сети и т.д. Им при­дет­ся под­тя­ги­вать­ся к стан­дар­там брен­да», – уве­ре­на г-жа Сана­е­ва.

Вто­рым важ­ным момен­том она счи­та­ет про­дви­же­ние марш­ру­та, кото­рое воз­мож­но, по боль­шо­му сче­ту, толь­ко вме­сте с госу­дар­ством и реги­о­на­ми. По мне­нию вице-пре­зи­ден­та РСТ, пять мил­ли­о­нов тури­стов, кото­рые при­ня­ли эти восе­мь горо­дов в 2017 году – очень мало для Золо­то­го коль­ца. Вес брен­да намно­го солид­нее, но его долж­на под­креп­лять соот­вет­ству­ю­щая инфра­струк­ту­ра, спо­соб­ная при­нять боль­шие тур­по­то­ки.

Г-н Слеп­цов так­же упо­мя­нул о гастро­но­ми­че­ском потен­ци­а­ле горо­дов Золо­то­го коль­ца. К при­ме­ру, толь­ко в Яро­слав­ской обла­сти ново­год­ние ярмар­ки посе­ти­ли свы­ше 50 тысяч чело­век, из них 20 тысяч – тури­сты из дру­гих реги­о­нов, а так­же ино­стран­цы.

Алла Мани­ло­ва сооб­щи­ла, что мини­стер­ство завер­ша­ет рабо­ту над кон­цеп­ци­ей феде­раль­ной целе­вой про­грам­мы раз­ви­тия внут­рен­не­го и въезд­но­го туриз­ма в Рос­сии на 2019–2025 гг. В про­грам­ме, сре­ди про­че­го, преду­смот­ре­ны не толь­ко нынеш­ние меха­низ­мы финан­си­ро­ва­ния, когда за счет бюд­жет­ных сред­ств созда­ет­ся под­во­дя­щая инфра­струк­ту­ра, но и мето­ды под­держ­ки инве­сто­ров, жела­ю­щих вло­жить­ся в рос­сий­ский туризм.

Как рас­ска­за­ла RATA-news Оль­га Сана­е­ва, сей­час ино­стран­ным биз­не­сме­нам не все­гда понят­на инве­сти­ци­он­ная «упа­ков­ка» про­ек­та, реги­о­ны долж­ны ее тща­тель­но под­го­то­вить. «Пред­при­ни­ма­те­ли долж­ны пони­мать, какая зем­ля, инже­нер­ная инфра­струк­ту­ра уже есть и что еще надо сде­лать. И важ­но, что­бы в этих горо­дах все инфра­струк­тур­ные про­ек­ты были согла­со­ва­ны, име­ли общий план», – под­черк­ну­ла она.

Экс­перт дела­ет став­ку на Углич и Колом­ну, не исклю­чая, что оба горо­да могут попол­нить спи­сок марш­ру­та в этом году. Так­же непло­хие шан­сы у Муро­ма и Ель­ца, да и у мно­гих дру­гих исто­ри­че­ских горо­дов. «Тепе­рь уже не так важ­но, что­бы новые горо­да бук­валь­но вхо­ди­ли в коль­це­вой марш­рут, ведь Золо­тое коль­цо – это уже кон­цеп­ция», – счи­та­ет Оль­га Сана­е­ва.

 Ната­лья Пан­фе­ро­ва, RATA-news