От провала до успеха. Как на Физтехе готовят школьников к международным олимпиадам

© Пресс-служба Московского физико-технического института
© Пресс-служба Московского физико-технического института

О тех, кто побеждает в соревнованиях, и о том, что помогает им одерживать победы, — в репортаже ТАСС

TACC

8 сен­тяб­ря в Япо­нии завер­ши­лась меж­ду­на­род­ная олим­пи­а­да по инфор­ма­ти­ке (International Olympiad in Informatics — IOI). Рос­сию на ней пред­став­ля­ли четы­ре школь­ни­ка: Миха­ил Ано­п­рен­ко из Санкт-Петер­бур­га, Рама­зан Рах­ма­тул­лин из Татар­ста­на, Вла­ди­мир Рома­нов и Егор Лифарь из Моск­вы. Ребя­та взя­ли две золо­тые и две сереб­ря­ные меда­ли, сорев­ну­ясь более чем с 900 школь­ни­ка­ми из 85 стран мира.

Гото­ви­лись к это­му собы­тию они целый год на базе Мос­ков­ско­го физи­ко-тех­ни­че­ско­го инсти­ту­та (МФТИ). На Физ­те­хе, поми­мо сбор­ной по инфор­ма­ти­ке, к состя­за­ни­ям гото­вят наци­о­наль­ные коман­ды по мате­ма­ти­ке, физи­ке и есте­ство­зна­нию. Тра­ди­ци­он­но ребя­та при­во­зят с тур­ни­ров сра­зу несколь­ко золо­тых меда­лей. Напри­мер, с про­шед­шей с 21 по 29 июля меж­ду­на­род­ной олим­пи­а­ды по физи­ке (IPhO) в Пор­ту­га­лии рос­сий­ские школь­ни­ки при­вез­ли домой одну сереб­ря­ную и четы­ре золо­тые меда­ли.

Егор Лифарь на сборах в МФТИ Пресс-служба Московского физико-технического института

Егор Лифарь на сбо­рах в МФТИ
© Пресс-служ­ба Мос­ков­ско­го физи­ко-тех­ни­че­ско­го инсти­ту­та

Одна­ко под­го­тов­ка к тур­ни­ру тре­бу­ет не толь­ко повы­шен­ной тру­до­спо­соб­но­сти и усид­чи­во­сти от школь­ни­ка, но и уме­ния справ­лять­ся с пси­хо­ло­ги­че­ской нагруз­кой.

Кор­ре­спон­дент ТАСС пооб­щал­ся с пре­по­да­ва­те­ля­ми, кото­рые гото­вят юных гени­ев к состя­за­ни­ям, а так­же со школь­ни­ка­ми, кото­рые уже участ­во­ва­ли в олим­пи­а­дах, и узнал, поче­му одно­го талан­та для побе­ды на олим­пиа­де все-таки мало.

Учителя обещали поставить двойку

В этом году в МФТИ по про­грам­мам бака­лаври­а­та и маги­стра­ту­ры посту­пи­ло боль­ше 2 тыс. чело­век. Сре­ди них — 17-лет­ний пер­во­курс­ник Вяче­слав Куз­не­цов, кото­рый будет учить­ся на факуль­те­те общей и при­клад­ной физи­ки. За пле­ча­ми — уча­стие в меж­ду­на­род­ной олим­пиа­де по физи­ке, отку­да он при­вез золо­тую медаль. Одна­ко и у него воз­ни­ка­ли про­бле­мы.

«Я не очень вни­ма­те­лен, из-за это­го про­пус­кал какие-то очень про­стые реше­ния. Допус­кал кучу неточ­но­стей, поэто­му бал­лы умень­ша­лись, — рас­ска­зал Вяче­слав. — Так, на олим­пиа­де была зада­ча, кото­рая пока­за­лась мне слож­ной не пото­му, что ее слож­но решить, а пото­му, что она была очень боль­шой. Ее мало кто успел сде­лать пол­но­стью, я к тому же непра­виль­но рас­счи­тал свое вре­мя, поэто­му ее сде­лал толь­ко напо­ло­ви­ну. Тем не менее при­е­хал с золо­той меда­лью».

Вячеслав Кузнецов Пресс-служба Московского физико-технического института

Вяче­слав Куз­не­цов
© Пресс-служ­ба Мос­ков­ско­го физи­ко-тех­ни­че­ско­го инсти­ту­та

По сло­вам Вяче­сла­ва, на пер­вые сбо­ры его заста­ви­ли поехать учи­те­ля его род­ной мос­ков­ской шко­лы №192. «Ска­за­ли, если я не поеду, то поста­вят два. Это был еще вось­мой класс, поэто­му была силь­ная моти­ва­ция», — улы­ба­ет­ся школь­ник и добав­ля­ет, что физи­кой он зани­ма­ет­ся не пото­му, что надо, а пото­му, что нра­вит­ся.

Путь до меж­ду­на­род­ной олим­пи­а­ды по физи­ке был дол­гий. Сна­ча­ла мно­же­ство сбо­ров и отбо­роч­ных состя­за­ний. Потом — Все­рос­сий­ская олим­пи­а­да, по ито­гам кото­рой он был при­знан одним из 27 уче­ни­ков, хоро­шо зна­ю­щих физи­ку. «А даль­ше нас тре­ни­ро­ва­ли и отби­ра­ли, — про­дол­жа­ет рас­сказ Вяче­слав. — Отбор про­хо­дил на базе МФТИ, было несколь­ко сбо­ров, поло­ви­на из них была учеб­ной. На них нам дава­ли новый мате­ри­ал, гото­ви­ли к олим­пиа­де. А поло­ви­на сбо­ров были отбо­роч­ны­ми, где мы писа­ли туры, наби­ра­ли бал­лы, и в резуль­та­те это­го неко­то­рые поки­да­ли отбор», — отме­тил Куз­не­цов.

Вяче­слав счи­та­ет, что глав­ное в успе­хе не талант, а педа­го­ги, кото­рые тебя тре­ни­ру­ют, и соб­ствен­но сама под­го­тов­ка.

Способствовала гонка вооружений

Про­рек­тор по меж­ду­на­род­ным про­грам­мам и тех­но­ло­ги­че­ско­му пред­при­ни­ма­тель­ству Мос­ков­ско­го физи­ко-тех­ни­че­ско­го инсти­ту­та Алек­сей Мале­ев вме­сте со школь­ни­ка­ми нахо­дил­ся в Япо­нии на олим­пиа­де по инфор­ма­ти­ке.

«Рос­сия — одна из пер­вых стран, где заро­ди­лись пред­мет­ные олим­пи­а­ды. Шко­ла науч­но-есте­ствен­ная и тех­ни­че­ская все­гда были очень силь­ны. Отча­сти это, может быть, свя­за­но с тем, что у нас обра­зо­ва­ние пра­виль­ное, систе­ма базо­вая выстро­е­на. В XX веке гон­ка воору­же­ний спо­соб­ство­ва­ла это­му», — объ­яс­ня­ет он успе­хи уче­ни­ков.

© Пресс-служ­ба Мос­ков­ско­го физи­ко-тех­ни­че­ско­го инсти­ту­та

На олим­пиа­де Рос­сию пред­став­ля­ло боль­ше школь­ни­ков из Москва и Санкт-Петер­бур­га, чем из реги­о­нов. «Навер­ное, это свя­за­но с тем, что в этих горо­дах сей­час собра­но боль­шее чис­ло силь­ных пре­по­да­ва­те­лей, луч­ше выстро­е­на такая орга­ни­за­ци­он­ная маши­на, финан­си­ро­ва­ние допол­ни­тель­ное нахо­дят эти два реги­о­на», — рас­суж­да­ет Мале­ев.

По его сло­вам, на самом деле все олим­пи­а­ды похо­жи друг на дру­га.

«Все сидят реша­ют, а зри­те­ли либо по три­бу­нам, либо по бал­кон­чи­кам про­гу­ли­ва­ют­ся и смот­рят на то, как реша­ют ребя­та зада­чи. Надо не рас­те­рять­ся на этой исто­рии, отвлечь­ся от все­го, сфо­ку­си­ро­вать­ся на зада­чах. Не пере­жи­вать, а если какая зада­ча не полу­ча­ет­ся, то ниче­го страш­но­го, нуж­но уметь ее отло­жить в сто­ро­ну, решать дру­гие зада­чи, потом к ней вер­нуть­ся. Так­ти­ка самих сорев­но­ва­ний очень важ­на», — гово­рит собе­сед­ник агент­ства.

Не смог сразу привыкнуть к калькулятору

16-лет­ний Алек­сей Шиш­кин в этом году пере­шел в 11-й класс мос­ков­ской шко­лы №1589. Он тоже при­ни­мал уча­стие в меж­ду­на­род­ной олим­пиа­де по физи­ке (IPhO) в Пор­ту­га­лии, а до это­го — в олим­пиа­де по физи­ке, кото­рая про­шла в Азии.

«Я еще не смог сра­зу при­вык­нуть к каль­ку­ля­то­ру, выдан­но­му на туре, и сна­ча­ла дол­го искал нуж­ные кноп­ки», — при­знал­ся он.

О пла­нах на буду­щее Алек­сей гово­рит про­стран­но, он толь­ко пере­шел в 11-й класс. Если бы его инте­ре­со­ва­ла толь­ко физи­ка, то посту­пил бы без раз­ду­мий в МФТИ, как дела­ют мно­гие ребя­та с IPhO. «Но я еще непло­хо знаю химию, поэто­му выби­рать слож­но. Хоте­лось бы смеж­ной спе­ци­аль­но­сти, то есть где нуж­но раз­би­рать­ся в обе­их нау­ках», — заклю­чил Шиш­кин.

Сборы с отрезанием хвоста

Руко­во­ди­тель наци­о­наль­ной сбор­ной коман­ды Рос­сии на меж­ду­на­род­ной олим­пиа­де по физи­ке Вале­рий Сло­бо­дя­нин рас­ска­зал, что систе­му под­го­тов­ки школь­ни­ков к меж­ду­на­род­ным олим­пи­а­дам нача­ли выстра­и­вать с 1993 года.

«Во-пер­вых, мы на каж­дом эта­пе, на каж­дых сбо­рах хво­ст отсе­ка­ем. То есть из 30 чело­век после пер­вых сбо­ров мы остав­ля­ем, напри­мер, 18. Вид­но, что 12 чело­век идут сла­бень­ко, мы их отбра­сы­ва­ем. Сле­ду­ю­щие сбо­ры — еще. И на послед­нем эта­пе остав­ля­ли восе­мь чело­век, из них пяте­ро еха­ли на меж­ду­на­род­ную олим­пи­а­ду», — пояс­ня­ет меха­низм отбо­ра школь­ни­ков Сло­бо­дя­нин.

Валерий Слободянин Пресс-служба Московского физико-технического института

Вале­рий Сло­бо­дя­нин
© Пресс-служ­ба Мос­ков­ско­го физи­ко-тех­ни­че­ско­го инсти­ту­та

По его сло­вам, все это созда­ет сре­ди школь­ни­ков кон­ку­рент­ную сре­ду. А на олим­пиа­де ребя­там при­хо­дит­ся решать раз­ные зада­чи, напри­мер по элек­тро­ни­ке, когда они долж­ны сами соби­рать схе­мы на спе­ци­аль­ной макет­ной пла­те, или зада­чи, свя­зан­ные с эффек­том Допле­ра. Каж­дая по-сво­е­му уни­каль­на.

«Это пере­мен­ный кон­ден­са­тор слож­ной фор­мы. Чер­ный ящик меха­ни­че­ский, труб­ка алю­ми­ни­е­вая, с одно­го края там пру­жин­ка и шарик. И надо было опре­де­лить мас­су шари­ка. Дава­лась неко­то­рая уста­нов­ка, ее нуж­но было рас­кру­чи­вать, по момен­ту инер­ции все нахо­дить или коле­ба­ния устра­и­вать», — объ­яс­ня­ет Сло­бо­дя­нин.

Через тернии к почету

Сей­час уча­стие в меж­ду­на­род­ных олим­пи­а­дах счи­та­ет­ся почет­ным, но так было не все­гда. По сло­вам рек­то­ра МФТИ Нико­лая Куд­ряв­це­ва, в 90-х годах даже про­дви­ну­тые педа­го­ги отно­си­лись к таким состя­за­ни­ям как к чему-то неси­стем­но­му. Но со вре­ме­нем инте­рес к уча­стию в олим­пи­а­дах, на кото­рых соби­ра­ет­ся почти весь мир, начал рас­ти.

«Когда я начи­нал как рек­тор, я пом­ню, ко мне ста­ли при­хо­дить кре­а­тив­ные мате­ма­ти­ки, наши физи­ки и гово­рить: «Нико­лай Нико­ла­е­вич, как вы отно­си­тесь к наше­му уча­стию вот в этом олим­пи­ад­ном дви­же­нии — во все­рос­сий­ской олим­пиа­де, име­ли в виду — и то, что мы там вре­мя тра­тим, вкла­ды­ва­ем­ся?» Я ска­зал: на мой взгляд, это очень хоро­шо и это надо под­дер­жи­вать вся­че­ским обра­зом», — рас­ска­зал Куд­ряв­цев.

Сборы в МФТИ Пресс-служба Московского физико-технического института

Сбо­ры в МФТИ
© Пресс-служ­ба Мос­ков­ско­го физи­ко-тех­ни­че­ско­го инсти­ту­та

Он отме­тил, что сей­час в про­цесс под­го­тов­ки школь­ни­ков к олим­пи­а­дам вклю­ча­ет­ся мно­го моло­дых пре­по­да­ва­те­лей, кото­рые рань­ше сами участ­во­ва­ли в состя­за­ни­ях.

«Артем Воро­нов, наш про­рек­тор, он в 1998 году наш меда­ли­ст олим­пи­а­ды по физи­ке, кото­рая была в Кана­де, — гово­рит рек­тор. — Ему не надо ниче­го объ­яс­нять, он сам про­шел через все эти тер­нии, пре­крас­но пони­ма­ет, что нуж­но улуч­шать, и он это дела­ет. Сле­ду­ю­щий, кото­рый идет за ним, смот­рит, что нуж­но еще улуч­шить после того, как Воро­нов улуч­шил, и даль­ше улуч­ша­ет. В этом и сек­рет».

Кирилл Бори­с­кин