«Гидроавиасалон-2018» принес России контракты с США и Чили

Самолет-амфибия Бе-200 ЧС на выставке "Гидроавиасалон-2018" © Марина Лысцева/ТАСС
Самолет-амфибия Бе-200 ЧС на выставке "Гидроавиасалон-2018" © Марина Лысцева/ТАСС

Соглашение на поставку 150 медицинских вертолетов также заключили «Вертолеты России», Национальная служба санитарной авиации и ООО «Авиакапитал-Сервис»

Меж­ду­на­род­ная выстав­ка и науч­ная кон­фе­рен­ция по гид­ро­авиа­ции «Гид­ро­авиа­са­лон – 2018» ока­за­лась очень содер­жа­тель­ной с точ­ки зре­ния под­пи­сан­ных кон­трак­тов и озву­чен­ных пла­нов как в воен­ной, так и в граж­дан­ской отрас­ли. Одним из глав­ных собы­тий ста­ло согла­ше­ние о постав­ке в Соеди­нен­ные Шта­ты Аме­ри­ки четы­рех само­ле­тов-амфи­бий Бе-200 и опци­он еще на шесть таких машин.

Контракты

На пред­при­я­тии име­ни Бери­е­ва уточ­ни­ли, что «пер­вые два само­ле­та будут осна­ще­ны укра­ин­ски­ми дви­га­те­ля­ми Д-436ТП, осталь­ные – рос­сий­ско-фран­цуз­ски­ми дви­га­те­ля­ми SaM146».

Каче­ства зна­ме­ни­той лета­ю­щей амфи­бии оце­ни­ли и чилий­ские спе­ци­а­ли­сты. Резуль­та­том это­го стал кон­тракт, так­же под­пи­сан­ный 8 сен­тяб­ря на «Гид­ро­авиа­са­ло­не». Согла­ше­ние преду­смат­ри­ва­ет постав­ку двух само­ле­тов-амфи­бий Бе-200ЧС и опци­он еще на три таких само­ле­та.

Еще одна гром­кая ново­сть – под­пи­са­ние кон­трак­та на постав­ку наци­о­наль­но­му опе­ра­то­ру сани­тар­ной авиа­ции 150 меди­цин­ских вер­то­ле­тов. Соот­вет­ству­ю­щее согла­ше­ние заклю­чи­ли «Вер­то­ле­ты Рос­сии», Наци­о­наль­ная служ­ба сани­тар­ной авиа­ции (НССА) и ООО «Авиа­ка­пи­тал-Сер­вис». Речь идет о постав­ках 104 вер­то­ле­тов «Ансат» и 46 вер­то­ле­тов Ми-8АМТ в меди­цин­ском осна­ще­нии. Так­же был под­пи­сан доку­мент о после­про­даж­ном обслу­жи­ва­нии вер­то­лет­ной тех­ни­ки.

«Млад­ше­го бра­та» Бе-200 – лег­кий само­лет-амфи­бия Бе-103 – пла­ни­ру­ет­ся про­из­во­дить в Китае. Как рас­ска­зал гене­раль­ный кон­струк­тор ТАНТК Юрий Гру­ди­нин, в насто­я­щее вре­мя уже под­пи­са­но согла­ше­ние с китай­ской сто­ро­ной на лицен­зи­он­ную сбор­ку это­го само­ле­та. На тер­ри­то­рии КНР пла­ни­ру­ет­ся постро­ить до 1 тыс. этих машин. Так­же Китай заин­те­ре­со­ван в созда­нии на сво­ей тер­ри­то­рии про­из­вод­ства само­ле­та Бе-101.

Еще один доку­мент каса­ет­ся рос­сий­ско­го само­ле­та Sukhoi SuperJet. «Авиа­пред­при­я­тие «Север­сталь» и Госу­дар­ствен­ная транс­порт­ная лизин­го­вая ком­па­ния (ГТЛК) под­пи­са­ли в Гелен­джи­ке согла­ше­ние о наме­ре­ни­ях по пере­да­че в финан­со­вый лизинг четы­рех воз­душ­ных судов SSJ-100 в 2018 – 2019 годах.

Оборона

До кон­ца это­го года Таган­рог­ский авиа­ци­он­ный науч­но-тех­ни­че­ский ком­плекс им. Г. М. Бери­е­ва (ТАНТК) пла­ни­ру­ет под­пи­сать кон­тракт на постав­ку трех само­ле­тов-амфи­бий Бе-200 и с Мино­бо­ро­ны Рос­сии. По сло­вам Гру­ди­ни­на, обо­рон­ное ведом­ство полу­чит пар­тию из трех само­ле­тов Бе-200ЧС в поис­ко­во-спа­са­тель­ном вари­ан­те с дви­га­те­ля­ми Д-436. Постав­ка пер­во­го само­ле­та запла­ни­ро­ва­на на 2019 год. В даль­ней­шем, с 2021 года, завод смо­жет созда­вать для Мино­бо­ро­ны ремо­то­ри­зи­ро­ван­ные Бе-200, осна­щен­ные сило­вы­ми уста­нов­ка­ми SaM146.

В свою оче­редь, гла­ва Объ­еди­нен­ной авиа­стро­и­тель­ной кор­по­ра­ции (ОАК) Юрий Слю­сарь рас­ска­зал жур­на­ли­стам, что в кон­це 2018 – нача­ле 2019 года пла­ни­ру­ет­ся заклю­чить кон­тракт с Мино­бо­ро­ны РФ на серий­ное про­из­вод­ство мно­го­функ­ци­о­наль­но­го авиа­ци­он­но­го ком­плек­са даль­не­го радио­ло­ка­ци­он­но­го дозо­ра и наве­де­ния А-100. Гла­ва ОАК уточ­нил, что пред­мет­ное обсуж­де­ние кон­трак­та на лета­ю­щий «радар» А-100 пой­дет «на эта­пе нача­ла госис­пы­та­ний».

Так­же ОАК обсуж­да­ет с Мино­бо­ро­ны пара­мет­ры само­ле­та с вер­ти­каль­ным взле­том. «[Про­ект] на эта­пе обще­ния с заказ­чи­ком в лице Мини­стер­ства обо­ро­ны, кото­рое отве­ча­ет за тре­бо­ва­ния к это­му само­ле­ту. Такая тема суще­ству­ет, мы сей­час интен­сив­но обща­ем­ся, какой само­лет нужен, с каки­ми харак­те­ри­сти­ка­ми», – ска­зал Слю­сарь на выстав­ке «Гид­ро­авиа­са­лон-2018».

Гла­ва кор­по­ра­ции не уточ­нил сро­ков созда­ния тако­го само­ле­та, отме­тив, что до полу­че­ния тех­за­да­ния от заказ­чи­ка гово­рить об этом преж­де­вре­мен­но.

Планы

Ком­плекс име­ни Г. М. Бери­е­ва так­же ведет пер­спек­тив­ные раз­ра­бот­ки в обла­сти экра­но­пла­но­стро­е­ния. В ини­ци­а­тив­ном поряд­ке фир­ма Бери­е­ва рабо­та­ет над тяже­лы­ми транс­порт­ны­ми плат­фор­ма­ми Бе-1000 и Бе-2500, спо­соб­ны­ми выхо­дить на режим «экра­на». Пока, прав­да, воз­мож­но­сти созда­ния таких уни­каль­ных машин лишь про­ра­ба­ты­ва­ют­ся.

Один из самых зна­чи­мых про­ек­тов рос­сий­ско­го дви­га­те­ле­стро­е­ния – созда­ние пер­спек­тив­ной сило­вой уста­нов­ки ПД-35 – так­же идет сво­им чере­дом. Как рас­ска­за­ли в пресс-служ­бе Объ­еди­нен­ной дви­га­те­ле­стро­и­тель­ной кор­по­ра­ции (ОДК, вхо­дит в Ростех), завер­ше­ние опыт­но- кон­струк­тор­ской рабо­ты (ОКР) по созда­нию ПД-35 пла­ни­ру­ет­ся в 2025 году. Дви­га­тель-демон­стра­тор боль­шой тяги будет создан уже к 2023 году.

Базо­вый дви­га­тель боль­шой тяги ПД-35 будет пред­на­зна­чен для пер­спек­тив­ных широ­ко­фю­зе­ляж­ных даль­не­ма­ги­страль­ных само­ле­тов. На базе газо­ге­не­ра­то­ра ПД-35 под кон­крет­ные тре­бо­ва­ния заказ­чи­ков – как рос­сий­ских, так и зару­беж­ных – будет воз­мож­на раз­ра­бот­ка новых дви­га­те­лей боль­шой тяги для пас­са­жир­ских и транс­порт­ных само­ле­тов боль­шой гру­зо­подъ­ем­но­сти.

Как сооб­щил ТАСС заме­сти­тель гене­раль­но­го дирек­то­ра – заме­сти­тель по НИОКР АО «Кор­по­ра­ция «Так­ти­че­ское ракет­ное воору­же­ние» Вла­ди­мир Ярмо­люк, раз­ра­бот­ка рос­сий­ско­го гипер­зву­ко­во­го лета­тель­но­го аппа­ра­та нахо­дит­ся на ста­дии изго­тов­ле­ния опыт­ных образ­цов и про­ве­де­ния назем­ных испы­та­ний.

Еще в 2014 году ген­ди­рек­тор КТРВ Борис Обно­сов гово­рил о созда­нии пер­во­го образ­ца гипер­зву­ко­вой раке­ты, кото­рую пла­ни­ро­ва­лось полу­чить «в желе­зе» к 2020 году. Тогда сооб­ща­лось, что в Рос­сии завер­ше­на раз­ра­бот­ка про­грам­мы созда­ния гипер­зву­ко­вых ракет­ных тех­но­ло­гий, доку­мент уже одоб­рен Мино­бо­ро­ны и Мин­пром­тор­гом РФ.

Одним из важ­ней­ших науч­ных про­ры­вов сало­на мож­но назвать согла­ше­ние меж­ду Цен­траль­ным инсти­ту­том авиа­ци­он­но­го мото­ро­стро­е­ния име­ни П. И. Бара­но­ва (ЦИАМ) и Ураль­ским заво­дом граж­дан­ской авиа­ции (УЗГА), кото­рое фак­ти­че­ски зна­ме­ну­ет воз­рож­де­ние в Рос­сии про­из­вод­ства порш­не­вых дви­га­те­лей для малой авиа­ции. Доку­мент преду­смат­ри­ва­ет раз­вер­ты­ва­ние мас­штаб­ных работ по воз­рож­де­нию про­из­вод­ства порш­не­вых дви­га­те­лей для само­лет­ных и вер­то­лет­ных, пило­ти­ру­е­мых и бес­пи­лот­ных лета­тель­ных аппа­ра­тов.

Заявления

Гла­ва Мин­пром­тор­га Денис Ман­ту­ров в суб­бо­ту поде­лил­ся с жур­на­ли­ста­ми даль­ней­ши­ми пла­на­ми ведом­ства по раз­ви­тию отрас­ли граж­дан­ских пере­во­зок. По его сло­вам, для раз­ви­тия мор­ских марш­ру­тов на Даль­нем Восто­ке и Бал­ти­ке в Рос­сии созда­дут новое ско­рост­ное суд­но на под­вод­ных кры­льях «Цик­лон». Ман­ту­ров напом­нил, что недав­но в серию было запу­ще­но дви­же­ние судов «Коме­та-120» по марш­ру­ту Сева­сто­поль – Ялта. Сле­ду­ю­щий этап, по сло­вам мини­стра, – «это «Цик­лон» на 300 чело­век». Мини­стер­ство под­дер­жит созда­ние пер­во­го опыт­но­го образ­ца и най­дет инду­стри­аль­ных парт­не­ров, кото­рые будут про­из­во­дить «Цик­ло­ны» серий­но. Нема­ло­важ­ным явля­ет­ся то, что эти суда будут осна­щать­ся рос­сий­ски­ми сило­вы­ми уста­нов­ка­ми М70ФРУ про­из­вод­ства «НПО «Сатурн».

Кро­ме того, Ман­ту­ров рас­ска­зал жур­на­ли­стам, что пер­вый ледо­кол «Лидер» мощ­но­стью 120 МВт, веро­ят­нее все­го, будет стро­ить даль­не­во­сточ­ная вер­фь «Звез­да». Он напом­нил, что атом­ные ледо­ко­лы могут стро­ить две санкт-петер­бург­ские вер­фи: «Бал­тий­ский завод» и «Север­ная вер­фь».