Такие резонансные автомобили, как Trabant и «Лада» — лишь вершина айсберга автомобильной истории Восточной Европы и России, пишет Yahoo News Japan. Издание предлагает подробный и увлекательный обзор лучших автомобилей, созданных за «железным занавесом». От хэтчбеков с итальянскими генами до экспериментальных среднемоторных купе — некоторые хиты, неудачи и странности восточноевропейского и российского автопрома.
За железным занавесом
Такие резонансные автомобили, как Trabant и «Лада», — лишь вершина айсберга автомобильной истории Восточной Европы и России.
Государственные автопроизводители использовали свои ограниченные ресурсы, чтобы обеспечить миллионы водителей транспортными средствами — небольшими легковыми машинами, внедорожниками и бизнес-фургонами.
От хэтчбеков с итальянскими генами до экспериментальных среднемоторных купе — в этой статье представлены некоторые хиты, неудачи и странности восточноевропейского и российского автопрома.
ГАЗ-21 (ГАЗ-М-21) «Волга» (1954 год)
Первая Волга, ГАЗ М-21 – автомобиль, по сей день вызывающий теплые чувства и приятные воспоминания одним своим видом. Харизматичный дизайн с характерной «осанкой», просторный салон с парой комфортабельных диванов и репутация по-настоящему «неубиваемой» машины сделали своё дело – сегодня «двадцать первая» в околозаводском состоянии является мечтой многих автомобилистов самого разного возраста.
Прототип №1 собрали в первом квартале 1954 года, а ходовые испытания прототипов начались летом 1954-го.
Звучит удивительно, но это факт: Волгу действительно выпускали за рубежом! Сборку (а точнее, досборку) автомобилей под названием Scaldia-Volga в 1960 году начал бельгийский импортёр – фирма Scaldia-Volga S.A., которая импортировала в Европу советские машины. Волга бельгийской сборки отличалась от советской машины «сердцем»: под капотом вместо обычных 4-цилиндровых двигателей ЗМЗ стояли более экономичные дизели нескольких марок – Indenor-Peugeot, Perkins и Rover.
Около 600 Волг первого поколения на заводе оснащались… V-образной «восьмеркой»! Правда, не массово и серийно, а в рамках подготовки машин для спецслужб. Выполняя заказ КГБ СССР, в Горьком установили под капотом «двадцать первой» двигатель V8 от ГАЗ-13 Чайка, развивавший внушительные 195 л.с. Благодаря этому горьковская «догонялка» разгонялась до 100 км/ч за 17 секунд (против 34 с у стандартной Волги), а её максимальная скорость достигала 170 км/ч.
С октября 1956 года по июль 1970-го было выпущено 639 478 экземпляров семейства 21 трёх серий, общее количество модификаций которых достигало шестидесяти! Последний экземпляр «двадцать первой» ГАЗ-21УС антрацитового цвета официально покинул конвейер 15 июля 1970 года, полностью уступив место в производственной гамме Волге второго поколения.
«Застава 750» (1955 год)
Сотрудничество между «Застава» из бывшей Югославии и Fiat из Италии началось в 1954 году, когда компания приступила к производству модели 1400. У относительно большой и дорогой 1400 было мало покупателей в Югославии. Поэтому «Застава» получила лицензию на производство только что вышедшего Fiat 600 и начала продавать его на местном рынке. Первые модели производились с использованием деталей, импортированных из Италии, но вскоре «Застава» начала строить с нуля, чтобы удовлетворить местный спрос на более дешевые и простые автомобили.
В «Заставе» несколько раз модифицировали модель 600, но им не пришло в голову сконструировать четырехдверный кузов, который создала испанская компания SEAT.
В итоге эта модель получила четырехцилиндровый двигатель объемом 848 кубических сантиметров мощностью 32 лошадиные силы, который разгонял авто от 0 до 100 километров в час за 29,4 секунды. Для сравнения, оригинальной модели 600 мощностью 21.5 лошадиных силы требовалось более минуты для разгона до сотни.
«Татра 603» (1956 год)
Чешская «Татра» оставила свой след в истории автомобильного дизайна. Модель 603, выпущенная в 1956 году, была одним из самых передовых автомобилей за всю историю компании. У нее хорошая даже по сегодняшним меркам аэродинамика и двигатель V8 с воздушным охлаждением, установленный сзади.
В Восточной Европе вы бы не хотели увидеть «Татру 603» перед своим домом рано утром. Дело в том, что ей в основном пользовались государственные служащие. «Татра» экспортировалась в некоторые страны. По слухам, Фидель Кастро приобрел белую модель, оснащенную кондиционером.
«Шкода 1000МВ» (1964 год)
Именно с прицелом на западноевропейский рынок чешский производитель автомобилей «Шкода» начал разработку модели 1000MB. У многих популярных в Западной Европе автомобилях, например, Volkswagen Beetle, Renault 8 или Fiat 600, двигатель установлен сзади.
«Шкода» пробовала варианты с переднемоторной компоновкой и с передним или задним приводом, но в итоге остановилась на заднемоторной компоновке и заднем приводе. Дело в том, что в то время передний привод был слишком новаторским.
Производство 1000MB прекратилось в 1969 году. «Шкода» продолжала выпускать автомобили с задним расположением двигателя до 1990 года.
Trabant 601 (1964 год)
В 1964 году восточногерманская компания Trabant на замену модели 600 выпустила автомобиль экономкласса 601, который могли позволить себе даже рабочие завода. В нем не было ничего революционного. Двухтактный двухцилиндровый двигатель был позаимствован у предшественника, а кузов изготавливался из дюропласта.
Тем не менее, после воссоединения Германии в 1989 году ценность и имидж 601 резко упали. Восточногерманские водители отказались от своих 601, как только получили доступ к быстрым и современным автомобилям Западной Германии.
В результате возникла неожиданная проблема, связанная с необходимостью утилизации тысяч брошенных Trabant по всей Восточной Германии. Поскольку кузов сделан не из металла, пункты металлолома их не принимали.
Одна компания разработала бактерию, которая поедала Trabant всего за 20 дней.
Wartburg 353 (1966 год)
Это также марка из Восточной Германии. С точки зрения дизайна Wartburg 353 был большим шагом вперед по сравнению со старым 312. У него угловатый дизайн, который был популярен в конце 1960-х годов. Однако, если заглянуть под капот, выясняется, что все было не так, как изначально рекламировалось: двухтактный трехцилиндровый двигатель, устанавливавшийся на 353, изначально должен был выдавать 45 лошадиных сил, но мощность снизили для уменьшения стоимости разработки.
Это затрудняло продажи 353 в Западной Европе, но, несмотря на это, Wartburg экспортировал не менее 20 тысяч праворульных автомобилей в период с 1968 по 1976 год.
Он также был популярен в качестве такси в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург). Кроме того, небольшое количество было продано в Западной Германии.
Позже добавились другие вариации, например, фургон и пикап. Модель 353 несколько раз меняла свой внешний вид в течение долгого времени производства, но ее двухтактный двигатель сохранился дольше, чем Берлинская стена. В 1989 году был выпущен последний автомобиль с двухтактным двигателем компании Wartburg.
ЗАЗ 966 (1966 год)
Говорят, что украинский ЗАЗ 965 был настолько несовершенен, что вместо того, чтобы вносить постепенные улучшения на протяжении десятилетий, завод решил разработать преемника с нуля.
В результате появилась модель 966, которую выпустили в 1966 году. Она была удобной, вместительной и с улучшенной системой охлаждения. 966 был заднемоторным двухдверным седаном, и его дизайн напоминал NSU Prinz и Chevrolet Corvair.
В 1971 году вышла модель 968, и именно к такому дизайну стремился ЗАЗ. Она оставалась в производстве до 1994 года, претерпев незначительные изменения. 968 запомнился как последний автомобиль, серийно выпускавшийся с двигателем V4.
Dacia 1300 (1969 год)
В 1960-х годах правительство Румынии искало западный автомобиль, который можно было бы производить у себя в стране. После рассмотрения предложений от Alfa Romeo, Austin и Fiat был выбран Renault 12.
Ранние модели были построены с использованием деталей, поставляемых из Франции, поэтому они мало чем отличались от 12, но вскоре завод Dacia в Румынии начал собирать 1300 с нуля. Позже выпускалось полноценное семейство, включающее четырехдверные модели, пикапы и купе.
Последний преемник 12-й модели были выпущен в 2004 году. На смену ему пришло первое поколение Logan. 1300 стал отправной точкой на пути к приобретению Dacia компанией Renault в 1999 году. Сегодня это успешный народный бренд, продавший в 2017 году 655228 автомобилей, что почти в три раза больше, чем десять лет назад.
«Лада-2101» (1970 год)
Первый серийный автомобиль «Лада», модель 2101, дебютировал в 1970 году. Он был создан на базе хорошо зарекомендовавшего себя Fiat 124, но конструкция была несколько изменена для соответствия российским дорожным условиям.
Установили новый двигатель, кузовные панели сделали толще, чтобы предотвратить коррозию, и улучшили детали подвески.
В одночасье 2101 стал народным автомобилем в России. Производство было прекращено в 1988 году. Это произошло после того, как Fiat снял с производства модель 124.
На смену пришли усовершенствованные модели под названием 2105 и 2107, которые продолжали выпускаться до начала 2010-х годов. В 2012 году была выпущена последняя модель на базе 124 — 2104 «Эстет».
«Шкода 110R» (1970 год)
«Шкода» переделала 1000MB в купе, но продажи не росли отчасти из-за недостаточной жесткости, вызванной отсутствием центральных стоек. Тем не менее в 1970 году компания вновь вышла на рынок купе с моделью 110R.
Созданная на базе седана 110, она отличалась крышей «фастбэк», что придавало авто более спортивный вид. Автомобильные критики того времени ласково окрестили эту модель «коммунистическим Порше».
Некоторые модели оснащались колпаками, напоминающими диски Fuchs. К 1980 году было произведено около 57 тысяч штук. 110R наиболее известна благодаря созданию модели 130RS, динамичного купе, разработанного для гонок.
130RS победила на Чемпионате Европы по шоссейно-кольцевым гонкам в 1981 году, опередив таких производителей, как BMW и Alfa Romeo.
«Застава Скала» (1971 год)
В 1971 году, в результате сотрудничества между Fiat и «Застава», был выпущен четырехдверный седан 128. Во второй половине того же года модельный ряд был расширен хэтчбеком, вдохновленным моделью Simca 1100. Хэтчбек получил маркировку 101, но на разных рынках для автомобиля использовались различные названия (например, «Скала»).
Вариации 128 оставались в производстве до 2008 года. В том же году на автосалоне в Белграде «Застава» представила новую модель, привлекшую немалое внимание. Последняя модель Scala получила алюминиевый радиатор, усиленные компоненты привода и современную панель приборов.
Изменения были небольшими, но важными. В них прослеживаются корни модели, получившей награду «Европейский автомобиль года» в 1970 году.
Polski Fiat 126p (1973 год)
В поисках дальнейшей прибыли Fiat начал активно завоевывать восточноевропейский рынок. Компания начала производство модели 125p в Польше, предоставила «Ладе» проектную документацию на 124, помогла «Заставе» построить модель 128, а затем продала лицензию на производство 126 польской компании Fabryka Samochodow Malolitrazowych (FSM).
Производство модели 126 (названной Maluch, что в переводе с польского означает «маленький») началось в 1973 году, и она стала одним из самых популярных автомобилей в Польше благодаря своей низкой цене и простому дизайну.
FSM потребовалось менее десяти лет, чтобы достичь производства в один миллион единиц продукции. В 1991 году в Западной Европе модель Cinquecento заменила 126-ю, но в Польше ее производство продолжалось до 2000 года. Из 4,6 миллиона выпущенных 126-х около 3,3 миллиона были сделаны в Польше.
«Лада Нива» (1977 год)
«Renault 5 на шасси Land Rover» — такую установку получили дизайнеры «Лада Нива». Миссия была выполнена. Тщательно протестированная в пустынях Узбекистана «Нива» была запущена в производство в России в 1977 году как недорогой, простой в обслуживании внедорожник на каждый день.
«Лада» испытывала прототип с открытым верхом, похожий на Jeep, но разумно предпочла закрытую крышу, учитывая суровые условия сибирской зимы.
«Нива» повидала весь мир и прошла через все на свете. «Лада» экспортировала эту модель практически во все страны (даже некоторое время в Канаду) и отправила ее на остров Кинг-Джордж в Антарктиде. «Нива» до сих пор продается хорошо, особенно в России, но ее планируют снять с производства в конце 2023 года.
Oltcit (1981 год)
Oltosit выглядит как двухдверный Citroen Viza. На самом деле, возможно, это и была Visa. Получив заказ от румынского правительства на небольшой и доступный автомобиль, Citroen предложил проект под названием Y, который был разработан совместно с Fiat в начале 1970-х годов как преемник Ami8.
Базовая модель оснащалась рядным двухцилиндровым двигателем объемом 652 кубических сантиметра, но у Oltosit не было общих с Viza узлов. Более дорогие модели оснащались рядной четверкой GSA.
Citroen продавал эту румынскую модель на некоторых европейских рынках под названием Axel, но она не оправдала ожиданий. В 1990 году, через год после падения правительства Николае Чаушеску, Citroen прекратил сотрудничество с румынским правительством. Однако производство продолжалось до 1995 года.
Dacia Sport (1983 год)
Dacia превратила модель 12 в полноценное семейство. В дополнение к седанам и универсалам в середине 1970-х годов появились двухдверные и четырехдверные пикапы.
Из них наиболее интересной моделью, которую Renault так и не выпустила, была Sport, выпущенная в 1983 году. Переделать 12-ю модель в купе было проще, чем получить у Renault лицензию на местное производство 15⁄17.
Двухдверный кузов, разработанный собственными силами, выглядел не очень пропорционально, как и следовало ожидать от бюджетной модели, созданной на скорую руку. Самой мощной вариацией Sport была модель 1410 с 1,4-литровым двигателем мощностью 65 лошадиных сил.
«Лада Спутник/Самара» (1984 год)
В России «Лада Самара» была известна под названием «Спутник». Она оказалась намного лучше одноименного космического аппарата, который, проведя три недели на орбите Земли, исчерпал заряд батарей и вернулся на Землю (сгорел в атмосфере).
В России эта модель стала лидером продаж. «Спутник/Самара» — это также первый автомобиль, разработанный «Лада» без участия Fiat (говорят, что Fiat не понравилась идея создания переднеприводной модели).
Вместо этого при поддержке Porsche был разработан угловатый хэтчбек с прицелом на международные продажи, при создании которого инженеры вдохновились рядом моделей, включая популярный Volkswagen Golf.
Автомобиль производился в России до 2012 года. Он также продавался в Западной Европе, но те, кто его купил его, называли автомобиль слишком заурядным.
Yugo (1985 год)
Автомобиль, который американцы называют Yugo, появился в 1977 году как «Застава Корал». Он был эволюцией модели Fiat 127 с угловатым дизайном. Его разрабатывали для местного рынка и некоторых зарубежных стран, где предпочтение отдавалось восточноевропейским автомобилям, но продажи в США не планировались.
Между тем бизнесмен Малкольм Бруклин, основавший Subaru of America в 1968 году, увидел в «Корал» потенциал. Он считал его эквивалентом Subaru 360, который импортировался в 1980-х годах в качестве альтернативы европейским экономичным автомобилям.
Но времена меняются, и охотник превращается в цель. «Корал» должен был конкурировать с японскими экономичными автомобилями. Бруклин помог разработать автомобиль для американского рынка под названием Yugo и начал импортировать его в 1985 году. Однако успех был недолгим. Были проблемы с качеством, и в США над этим авто смеялись. Продажи прекратились в 1992 году, когда Yugo America подала заявление о банкротстве.
Dacia MD87 (1987 год)
Пытаясь превзойти 1410 Sport, Dacia смело бросила вызов недорогим спортивным автомобилям, в частности, FiatX1/9. В 1987 году был разработан среднемоторный прототип под названием MD87 с двигателем, заимствованным у Renault 12. Подробностей мало, но на фотографиях авто выглядит как гибрид Toyota MR2 и Lancia 007. MD87 Evo, эволюция MD87, был разработан с целью улучшения аэродинамики с обтекаемой передней частью и поднимающимися фарами. Компания Dacia выпускала обе эти модели, но они исчезли в конце 1980-х годов. Что с ними произошло — неизвестно.
«Шкода Фаворит» (1987 год)
Модель «Фаворит» ознаменовала начало новой эры «Шкода». Ее кузов в стиле Bertone скрывал переднемоторную, переднеприводную архитектуру, разработанную для экспорта.
Более того, авто был разработан собственными силами, а не по лицензии западного автопроизводителя. «Фаворит» развеял имидж автомобиля, сделанного за железным занавесом, и показал, что «Шкода» способна конкурировать на мировой арене. Модельный ряд состоял из четырехдверного хэтчбека, универсала и пикапа. Также рассматривались варианты купе, седана и горячего хэтчбека, но они так и не увидели свет.
Wartburg 1,3 (1988 год)
Как и Trabant 601, Wartburg 353 производился дольше, чем предполагалось. Эта модель также получила двигатель с водяным охлаждением от Volkswagen. 1,3-литровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 58 лошадиных сил, использовавшийся в некоторых Golf второго поколения, продлил жизнь 353 до апреля 1991 года. Четырехтактная модель отличалась более современной передней частью, соответствующей двигателю с увеличенной мощностью.
Trabant 1,1 (1990 год)
Правительство Восточной Германии отклоняло все просьбы инженеров и руководителей компании о модернизации Trabant 601. Одним из предложений была замена двухтактного двигателя на роторный.
Trabant назвал модель 1.1 и выпускал ее с 1990 по 1991 год. Но было уже слишком поздно. Trabant, как и создавшее его коммунистическое правительство, был уже обречен.
«Лада 111 Тарзан-2» (1999 год)
Внедорожник «Лада Тарзан-2» изначально был обычным универсалом 111. Он получил рамную конструкцию, позаимствованную у бессмертной «Нивы» полный привод и надежные внедорожные шины.
В результате получился прочный, проходимый и вместительный универсал не хуже Toyota RAV4 и Suzuki Jimny.
«Лада» не раскрывает количество выпущенных автомобилей, но большинство экспертов уверено, что их было произведено менее тысячи. Сейчас, когда 2021 год подходит к концу, «Тарзан-2» остается таким же малоизвестным, как будто его никогда и не было.