Пять легендарных советских внедорожников, ставших символами эпохи

Продукция советского и российского автопрома в нашем сознании совсем не ассоциируется с героическим покорением пересеченной местности. Тем не менее именно благодаря советской инженерной мысли у человечества появилось немало машин, способных дать фору всяческим Ленд-Роверам и Гелендвагенам. Итак — самые популярные советские внедорожники.

dnpmag.com

ГАЗ-67. Он же Иван-Виллис, он же Отец

Неза­дол­го до вой­ны в вели­ких совет­ских умах заскреб­лась мысль о необ­хо­ди­мо­сти созда­ния каче­ствен­но­го вне­до­рож­ни­ка для воен­ных целей. Все пере­до­вые воен­ные дер­жа­вы в то вре­мя уже име­ли нала­жен­ную систе­му про­из­вод­ства вез­де­хо­дов, и за осно­ву для оте­че­ствен­ной раз­ра­бот­ки реше­но было взять аме­ри­кан­ский Willys МВ Jеер. Как извест­но, досто­па­мят­ный Вил­лис по пра­ву счи­та­ет­ся отцом всех джи­пов, выпус­ка­е­мых сей­час миро­вым авто­про­мом. С неболь­ши­ми изме­не­ни­я­ми он выпус­кал­ся до 2004 года, под мар­кой Jеер Wrangler. Совет­ская вари­а­ция Вил­ли­са полу­чи­ла наиме­но­ва­ние ГАЗ-67. На авто­мо­би­ле был уста­нов­лен четы­рех­ци­лин­дро­вый дви­га­тель, объ­е­мом 3280 куби­че­ских сан­ти­мет­ров, раз­ви­ва­ю­щий мощ­но­сть в 54 лоша­ди­ных силы. Сра­зу нуж­но ого­во­рить­ся, что вплоть до рас­па­да СССР вне­до­рож­ни­ки про­ек­ти­ро­ва­лись не толь­ко для пере­дви­же­ния вне дорог, но и как тяга­чи для лег­ких артил­ле­рий­ский уста­но­вок. ГАЗ-67 с этой зада­чей справ­лял­ся вели­ко­леп­но и мог бук­си­ро­вать при­цеп весом до одной тон­ны. Успеш­но потру­див­шись во вре­мя вели­кой оте­че­ствен­ной, ГАЗ-67 нема­ло помог и дру­же­ствен­ным дер­жа­вам СССР. В огром­ных коли­че­ствах авто­мо­би­ли постав­ля­ли в Север­ную Корею, где маши­на широ­ко исполь­зо­ва­лась во вре­мя вой­ны 50-х годов.

ГАЗ-69. Он же «козёл»

Вско­ре после вой­ны нача­лись изыс­ка­ния, посвя­щен­ные новой моде­ли вне­до­рож­ни­ка, при­зван­ной заме­нить надеж­ный, но уста­рев­ший ГАЗ-67. Пер­вые опыт­ные моде­ли были выпу­ще­ны ещё в 1948 году, а серий­ное про­из­вод­ство ГАЗ-69 нача­лось в 1953, на заво­де ГАЗа в Улья­нов­ске, ранее зани­мав­шим­ся выпус­ком леген­дар­ных «полу­то­рок». С само­го нача­ла «козел» стал выхо­дить в двух моди­фи­ка­ци­ях. Пер­вая име­ла две две­ри и кузов на восе­мь мест, а вто­рая, выхо­див­шая под назва­ни­ем ГАЗ-69А, име­ла пять две­рей и пять поса­доч­ных мест. Сило­вой агре­гат мощ­но­стью 50 ло-шади­ных сил был поза­им­ство­ван у толь­ко что осво­ен­ной «Побе­ды».

Прав­да, по тяго­ви­то­сти он немно­го усту­пал мото­ру Ива­на-Вил­ли­са, но в усло­ви­ях мир­но­го вре­ме­ни на это ник­то не обра­щал вни­ма­ния. Авто­мо­биль актив­но импор­ти­ро­вал­ся во все стра­ны мира. В Румы­нии и в Китае он даже само­сто­я­тель­но про­из­во­дил­ся мест­ны­ми заво­да­ми, прав­да, без лицен­зии и под мест­ным брен­дом. Осо­бую попу­ляр­но­сть ГАЗ-б9 при­об­рел в жар­ких стра­нах Афри­ки и Латин­ской Аме­ри­ки. «Тро­пи­че­ское» испол­не­ние вне­до­рож­ни­ка снис­ка­ло неж­ную любо­вь воен­ных, план­та­то­ров и рабо­вла­дель­цев из стран тре­тье­го мира. До сих пор по дож­де­вым лесам ездят рус­ские «коз­лы», хотя и несколь­ко видо­из­ме­нен­ные ста­ра­ни­я­ми мест­ных умель­цев.

УАЗ-469

Вдох­нов­ля­ясь гром­ким лозун­гом «Догнать и пере­гнать Аме­ри­ку», совет­ские авто­мо­би­ле­стро­и­те­ли реши­ли пере­гнать все стра­ны вме­сте взя­тые. Желая уте­реть нос и англий­ским Ленд-Рове­рам и аме­ри­кан­ским Хам­ме­рам, кон­струк­то­ры при­ня­лись за про­ек­ти­ро­ва­ние прин­ци­пи­аль­но ново­го вне­до­рож­ни­ка, оди­на­ко­во под­хо­дя­ще­го как для воен­ных, так и для граж­дан­ских нужд. Про­ект был готов уже в 1961 году, но серий­ное про­из­вод­ство нача­лось толь­ко в 72.

Несмот­ря на вялый старт, авто­мо­би­ли УАЗ сей­час счи­та­ют­ся одни­ми из самых попу­ляр­ных в мире. Вы навер­ня­ка не раз заме­ча­ли УАЗи­ки в гол­ли­вуд­ских бое­ви­ках, дей­ствие кото­рых раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на Ближ­нем Восто­ке или в Афри­ке. Все­го наш глав­ный вне­до­рож­ник экс­пор­ти­ро­вал­ся более чем в 100 стран мира и до сих пор про­из­во­дит­ся в Рос­сии в модер­ни­зи­ро­ван­ном виде под мар­кой «Хан­тер».

ЛуАЗ-969

Мне­ния об этом авто­мо­би­ле все­гда были край­не про­ти­во­ре­чи­вы­ми. Неко­то­рые вос­хва­ля­ют «охот­ни­чий Запо­ро­жец», назы­вая его луч­шим народ­ным авто­мо­би­лем, а неко­то­рые брезг­ли­во мор­щат­ся, заме­тив несу­раз­ный силу­эт в авто­мо­биль­ном пото­ке. Тем не менее авто­мо­биль, создан­ный на базе ЗАЗ – 969, зна­ме­ни­то­го «уша­сто­го», в 1978 году на меж­ду­на­род­ном сало­не в Тури­не вошел в десят­ку луч­ших авто­мо­би­лей Евро­пы, а в 1979 на Чехо­сло­вац­кой выстав­ке полу­чил золо­тую медаль как луч­ший авто­мо­биль для села. И дей­стви­тель­но под­лин­ную любо­вь и при­зна­ние ЛуАз снис­кал имен­но у дере­вен­ских жите­лей, а так­же у охот­ни­ков и рыбо­ло­вов.

Нива. Она же Лада-2121

В исто­рии совет­ско­го авто­мо­би­ле­стро­е­ния эта маши­на навсе­гда оста­нет­ся как пер­вый вне­до­рож­ник без воен­но­го про­шло­го, пред­на­зна­чен­ный исклю­чи­тель­но для граж­дан­ско­го поль­зо­ва­ния. Еще пре­бы­вая в зача­точ­ной ста­дии опыт­но­го авто­мо­би­ля, «Нива» при­ня­ла уча­стие в кон­кур­се на про­хо­ди­мо­сть, в кото­ром участ­во­ва­ли опыт­ные моде­ли пол­но­при­вод­ных «Моск­ви­чей», УАЗы, ЛуА­зы и Ленд-Рове­ры. Спе­ци­аль­но для испы­та­ний были выбра­ны такие труд­но­до­ступ­ные места, как паш­ня с рас­та­яв­шим сне­гом, карьер­ный песок, под­мо­чен­ный дождем и про­чие ковар­ные места.

Все масти­тые вез­де­хо­ды немед­лен­но увяз­ли в пло­до­род­ной оте­че­ствен­ной зем­ле, а «Нива» про­дол­жи­ла свое дви­же­ние, ни разу не завяз­нув в постав­лен­ных пре­пят­стви­ях. Ко все­му про­че­му, «Нива» ста­ла един­ствен­ным лег­ко­вым авто­мо­би­лем, кото­рый офи­ци­аль­но экс­пор­ти­ро­вал­ся в Япо­нию. Ходят слу­хи, что один из самых попу­ляр­ных джи­пов в мире «Сузу­ки Вита­ра» про­ек­ти­ро­вал­ся с исполь­зо­ва­ни­ем нара­бо­ток Волж­ско­го авто­за­во­да. Как и вся исто­рия оте­че­ствен­но­го авто­мо­би­ле­стро­е­ния, совет­ский опыт созда­ния был неод­но­знач­ным, но, без­услов­но, удач­ным. Гру­бо­сть сбор­ки оправ­ды­ва­лась форм-фак­то­ром, а кон­струк­тив­ные реше­ния по сей день нахо­дят сво­их цени­те­лей по все­му миру.