Россия: хроники импортозамещения

Россия впервые задумалась об импортозамещении в 2009 году. Тогда она осознала, что зависимость от импортной продукции в таких сферах, как военная промышленность, представляет прямую угрозу национальной безопасности. Изначально импортозамещение происходило «стихийно», но России удалось превратить его в стратегическую политику.

После крым­ско­го кри­зи­са 2014 года США и Евро­па вве­ли жест­кие санк­ции про­тив Рос­сии и обви­ни­ли ее в нару­ше­нии неко­то­рых пра­вил Все­мир­ной тор­го­вой орга­ни­за­ции (ВТО) из-за поли­ти­ки импор­то­за­ме­ще­ния. Подоб­ные обви­не­ния со сто­ро­ны Запа­да, несо­мнен­но, явля­ют­ся поли­ти­за­ци­ей пра­вил ВТО и меж­ду­на­род­ной поли­ти­че­ской спе­ку­ля­ци­ей на тему «исполь­зуй то, что мож­но, а что нель­зя — брось».
Импор­то­за­ме­ще­ние име­ет два основ­ных вида. Пер­вый — когда валю­та стра­ны рез­ко обес­це­ни­ва­ет­ся и импорт ста­но­вит­ся доро­гим, внут­рен­ние потре­би­те­ли и инве­сто­ры вынуж­де­ны сокра­щать и заме­нять его ана­ло­гич­ны­ми про­дук­та­ми оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства. Вто­рой отно­сит­ся к опре­де­лен­ной про­мыш­лен­ной поли­ти­ке или стра­те­гии, кото­рую доб­ро­воль­но ини­ци­и­ру­ет стра­на. Тако­го рода поли­ти­ка или стра­те­гия огра­ни­чи­ва­ет импорт посред­ством тамо­жен­ных пошлин или нета­риф­ных барье­ров, поощ­ря­ет или даже суб­си­ди­ру­ет внут­рен­нее про­из­вод­ство и внут­рен­ние закуп­ки для того, что­бы содей­ство­вать раз­ви­тию опре­де­лен­ных отрас­лей в стра­не (обыч­но это про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство). Стра­ны Латин­ской Аме­ри­ки про­во­ди­ли подоб­ную​стра­те­ги­че­скую поли­ти­ку в 1960-х и 1970-х годах.

Начали с пассивной защиты

Рос­сия нача­ла свою рыноч­ную эко­но­ми­че­скую транс­фор­ма­цию в 1992 году с либе­ра­ли­за­ции внут­рен­них цен и либе­ра­ли­за­ции внеш­ней тор­гов­ли на меж­ду­на­род­ном уров­не. Несмот­ря на то, что после это­го в Рос­сии про­изо­шла быст­рая деин­ду­стри­а­ли­за­ция, до 2008 года стра­на не при­бе­га­ла к актив­но­му вме­ша­тель­ству и огра­ни­че­ни­ям в отно­ше­нии того, исполь­зу­ют ли внут­рен­ние потре­би­те­ли и про­из­во­ди­те­ли импорт­ные или оте­че­ствен­ные това­ры. Осо­бен­но после 1999 года, когда из-за рез­ко­го роста цен на энер­го­но­си­те­ли экс­порт неф­ти и при­род­но­го газа при­нес Рос­сии боль­шую при­быль, и ей раци­о­наль­нее было импор­ти­ро­вать потре­би­тель­ские това­ры и меха­ни­че­ское обо­ру­до­ва­ние на день­ги от про­да­жи неф­ти и при­род­но­го газа, чем про­из­во­дить их само­сто­я­тель­но. Поэто­му к 2008 году рос­сий­ский рынок был навод­нен одеж­дой, обу­вью, нос­ка­ми, моло­ком, яйца­ми и авто­тех­ни­кой из-за рубе­жа. Рос­сий­ские раке­ты, воен­ные кораб­ли, паро­хо­ды и тан­ки так­же содер­жа­ли боль­шое коли­че­ство ракет­ных дви­га­те­лей, газо­вых тур­бин и дру­гих клю­че­вых ком­по­нен­тов укра­ин­ско­го про­из­вод­ства.

С 2008 года Укра­и­на нача­ла актив­но раз­ви­вать отно­ше­ния с НАТО и Евро­пей­ским сою­зом. В это вре­мя Рос­сия обна­ру­жи­ла, что ее соб­ствен­ная обо­рон­ная про­мыш­лен­но­сть, а так­же авиа­стро­е­ние, судо­стро­е­ние, аэро­кос­ми­че­ская про­мыш­лен­но­сть по-преж­не­му силь­но зави­сят от клю­че­вых ком­плек­ту­ю­щих, постав­ля­е­мых Укра­и­ной, и из-за это­го суще­ству­ют скры­тые угро­зы для наци­о­наль­ной без­опас­но­сти. Поэто­му в 2009 году Рос­сия впер­вые выдви­ну­ла план поли­ти­ки импор­то­за­ме­ще­ния, тре­бу­ю­щий от обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти и про­из­вод­ства про­дук­тов пита­ния обес­пе­че­ния само­за­щи­ты. После это­го, хотя импор­то­за­ме­ще­ние на уров­не стра­те­ги­че­ско­го пла­ни­ро­ва­ния по-преж­не­му реа­ли­зо­вы­ва­лось, тем­пы его про­дви­же­ния были доволь­но мед­лен­ны­ми. Одна­ко во вто­рой поло­ви­не 2013 года «цвет­ная рево­лю­ция» на Укра­и­не неожи­дан­но уско­ри­лась, и в ней рез­ко воз­рос­ли анти­рос­сий­ские настро­е­ния. На этом фоне рос­сий­ские лиде­ры силь­но забес­по­ко­и­лись и ста­ли все­сто­рон­не про­дви­гать само­обес­пе­че­ние в про­из­вод­стве обо­рон­ной про­дук­ции. В то вре­мя появил­ся пер­вый в новей­шей эко­но­ми­че­ской исто­рии Рос­сии доку­мент об импор­то­за­ме­ще­нии, запре­ща­ю­щий и огра­ни­чи­ва­ю­щий импорт – Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ «Об уста­нов­ле­нии запре­та и огра­ни­че­ний на допуск това­ров, про­ис­хо­дя­щих из ино­стран­ных госу­дар­ств, работ (услуг), выпол­ня­е­мых ино­стран­ны­ми лица­ми, для целей осу­ществ­ле­ния заку­пок това­ров, работ (услуг) для нужд обо­ро­ны стра­ны и без­опас­но­сти госу­дар­ства».

С 2014 года США и Евро­па вве­ли мно­го­чис­лен­ные санк­ции про­тив Рос­сии. Соеди­нен­ные Шта­ты осу­ще­стви­ли тех­ни­че­скую бло­ка­ду про­тив Рос­сии, Евро­пей­ский союз при­со­еди­нил­ся к ним в осу­ществ­ле­нии финан­со­вой и меж­ду­на­род­ной бло­ка­ды рос­сий­ско­го капи­та­ла, а Поль­ша, Чехия, Лит­ва и Лат­вия пере­кры­ли гра­ни­цы и тран­зит­ные пути. В ответ на это Рос­сия вве­ла кон­тр­санк­ции, запре­ща­ю­щие импорт. Сре­ди них гла­вен­ству­ю­щую роль сыг­ра­ло огра­ни­че­ние на ввоз сель­хоз­про­дук­ции из США и стран Евро­пы. Боль­ше все­го от кон­тр­санк­ций постра­да­ли моло­ко и сопут­ству­ю­щие това­ры из Поль­ши, а так­же запад­ные фрук­ты и ово­щи, пти­цу и яич­ные про­дук­ты.

Постепенное превращение в активную стратегию

Под жест­ки­ми санк­ци­я­ми со сто­ро­ны США и Евро­пы не толь­ко Рос­сия не смо­гла полу­чить воен­ные тех­но­ло­гии и меж­ду­на­род­ные финан­со­вые ресур­сы с Запа­да, но так­же были забло­ки­ро­ва­ны неко­то­рые наи­бо­лее чув­стви­тель­ные граж­дан­ские тех­но­ло­гии и рос­сий­ские стра­те­ги­че­ские ком­па­нии на меж­ду­на­род­ном рын­ке. В кон­тек­с­те это­го Рос­сия еще боль­ше укре­пи­ла содер­жа­ние и ста­тус поли­ти­ки импор­то­за­ме­ще­ния как стра­те­гии наци­о­наль­ной без­опас­но­сти. В «Стра­те­гии наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Рос­сий­ской Феде­ра­ции», запу­щен­ной 31 декаб­ря 2015 года, тре­бу­ет­ся сле­ду­ю­щее: «Осу­ществ­ле­ние раци­о­наль­но­го импор­то­за­ме­ще­ния, сни­же­ние кри­ти­че­ской зави­си­мо­сти от зару­беж­ных тех­но­ло­гий и про­мыш­лен­ной про­дук­ции, уско­рен­ное раз­ви­тие агро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са и фар­ма­цев­ти­че­ской про­мыш­лен­но­сти; раз­ви­тие новых высо­ко­тех­но­ло­гич­ных отрас­лей, укреп­ле­ние пози­ций в обла­сти осво­е­ния кос­мо­са, ядер­ной энер­ге­ти­ки, воз­вра­ще­ние лидер­ства в тра­ди­ци­он­ных про­мыш­лен­ных отрас­лях (тяже­лое маши­но­стро­е­ние, авиа- и при­бо­ро­стро­е­ние); обнов­ле­ние про­из­вод­ствен­ной базы орга­ни­за­ций обо­рон­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са на новой тех­но­ло­ги­че­ской осно­ве».

Как упо­ми­на­лось ранее, импор­то­за­ме­ще­ние по суще­ству отно­сит­ся к поли­ти­ке и стра­те­ги­ям инду­стри­а­ли­за­ции раз­ви­ва­ю­щих­ся стран. Но импор­то­за­ме­ще­ние в Рос­сии — не обыч­ное дело. С одной сто­ро­ны, Рос­сия пере­жи­ла в XX веке этап быст­рой инду­стри­а­ли­за­ции, с дру­гой, — она уде­ля­ла боль­ше вни­ма­ния раз­ви­тию новей­шей нау­ко­ем­кой инду­стри­а­ли­за­ции, чем транс­фор­ма­ции тра­ди­ци­он­ных капи­та­ло­ем­ких про­мыш­лен­ных отрас­лей. Поэто­му при раз­ра­бот­ке рос­сий­ской поли­ти­ки импор­то­за­ме­ще­ния мно­го­чис­лен­ные эта­пы стра­те­гии были свя­за­ны со сфе­рой атом­ной энер­ге­ти­кой и с пище­вой, обо­рон­ной и фар­ма­цев­ти­че­ской про­мыш­лен­но­стью, име­ю­щие клю­че­вое зна­че­ние для наци­о­наль­ной без­опас­но­сти, а так­же с инфор­ма­ци­он­ной, аэро­кос­ми­че­ской, био­тех­но­ло­ги­че­ской отрас­ля­ми, име­ю­щие стра­те­ги­че­ское зна­че­ние. Импор­то­за­ме­ще­ние здесь опре­де­ля­ет­ся как «новая инду­стри­а­ли­за­ция».

Кро­ме того, рос­сий­ская стра­те­гия импор­то­за­ме­ще­ния пред­став­ля­ет собой сме­шан­ную стра­те­гию лока­ли­за­ции про­из­вод­ства и экс­пор­то­ори­ен­ти­ро­ван­но­сти. В рос­сий­ских инстру­мен­тах поли­ти­ки импор­то­за­ме­ще­ния тра­ди­ци­он­ные сред­ства защи­ты оте­че­ствен­ной тор­го­вой дея­тель­но­сти, такие как кво­ты, тариф­ная защи­та и систе­ма двой­но­го валют­но­го кур­са, прак­ти­че­ски не задей­ство­ва­ны. Хотя рос­сий­ское пра­ви­тель­ство ока­зы­ва­ет бан­ков­скую и финан­со­вую под­держ­ку клю­че­вым отрас­лям импор­то­за­ме­ще­ния, оно по-преж­не­му при­дер­жи­ва­ет­ся поли­ти­ки, осно­ван­ной на рыноч­ной логи­ке. Такая поли­ти­че­ская логи­ка глав­ным обра­зом поз­во­ля­ет избе­жать иска­же­ний сти­му­лов поощ­ре­ния, при­дер­жи­ва­ет­ся прин­ци­па оди­на­ко­во­го вни­ма­ния на защи­ту и кон­ку­рен­цию и исполь­зу­ет меха­низм вос­ста­нов­ле­ния кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти, вызван­ный деваль­ва­ци­ей руб­ля.

Насколько это эффективно

В поли­ти­ке импор­то­за­ме­ще­ния в Рос­сии в тече­ние опре­де­лен­но­го пери­о­да вре­ме­ни преду­смот­ре­на доля оте­че­ствен­ных поста­вок на рынок раз­лич­ной про­дук­ции, такой как воен­ная тех­ни­ка, зер­но, мясо, яйца, пти­ца и молоч­ные про­дук­ты, хими­че­ское обо­ру­до­ва­ние, транс­пор­ти­ро­воч­ные меха­низ­мы и фар­ма­цев­ти­че­ская про­дук­ция. В целом почти пол­ная авто­ном­но­сть и без­опас­но­сть воен­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са была достиг­ну­та после 2018 года, а уро­вень само­обес­пе­чен­но­сти зер­ном и про­дук­та­ми пита­ния пре­вы­сил 98%. Так­же был достиг­нут зна­чи­тель­ный про­гресс в импор­то­за­ме­ще­нии в таких обла­стях слож­но­го и высо­ко­точ­но­го про­из­вод­ства, как лекар­ства и меди­цин­ское обо­ру­до­ва­ние, элек­тро­обо­ру­до­ва­ние, хими­че­ское обо­ру­до­ва­ние, стан­ки и лабо­ра­тор­ное обо­ру­до­ва­ние, но до дости­же­ния конеч­ной цели, постав­лен­ной стра­те­ги­ей, еще дале­ко.

С 2018 года рос­сий­ское пра­ви­тель­ство запу­сти­ло 13 наци­о­наль­ных про­ек­тов, а новые инве­сти­ции в наци­о­наль­ную инфра­струк­ту­ру, про­мыш­лен­ное раз­ви­тие и науч­но-тех­но­ло­ги­че­ские инно­ва­ции, мате­ри­аль­ное обес­пе­че­ние насе­ле­ния, окру­жа­ю­щую сре­ду, обра­зо­ва­ние и дру­гие отрас­ли вклю­ча­ют в себя закуп­ки оте­че­ствен­ной про­дук­ции. Посколь­ку эти инве­сти­ции в основ­ном посту­па­ют из госу­дар­ствен­ных финан­сов и соот­вет­ству­ю­щих фон­дов раз­ви­тия, более 30% госу­дар­ствен­ных заку­пок в наци­о­наль­ных про­ек­тах долж­ны быть обес­пе­че­ны оте­че­ствен­ным обо­ру­до­ва­ни­ем и това­ра­ми, и соот­вет­ствие этим тре­бо­ва­ни­ям может регу­ли­ро­вать­ся даже на уров­не юри­ди­че­ско­го при­нуж­де­ния. Одна­ко эти тре­бо­ва­ния зача­стую слож­но выпол­нить, или же их с тру­дом «при­тя­ги­ва­ют за уши» в послед­ние момен­ты про­ве­рок. Основ­ная при­чи­на заклю­ча­ет­ся в том, что оте­че­ствен­ное обо­ру­до­ва­ние или про­дук­ция, заме­ня­ю­щая импорт­ные това­ры, пло­хо соот­вет­ству­ет экс­плу­а­та­ци­он­ным и тех­ни­че­ским пока­за­те­лям: либо каче­ство усту­па­ет, а цена слиш­ком высо­кая, либо срок служ­бы корот­кий, а после­ду­ю­щие затра­ты на тех­ни­че­ское обслу­жи­ва­ние непо­мер­но высо­кие.

Под­во­дя итог, пере­ход импор­то­за­ме­ще­ния в Рос­сии от сти­хий­но­го про­цес­са к стра­те­ги­че­ской поли­ти­ке явля­ет­ся резуль­та­том сово­куп­но­го воз­дей­ствия внеш­не­го дав­ле­ния и внут­рен­них струк­тур­ных про­ти­во­ре­чий. Во-пер­вых, рос­сий­ское импор­то­за­ме­ще­ние изна­чаль­но явля­лось пас­сив­ной защи­той на уров­не наци­о­наль­ной без­опас­но­сти. Во-вто­рых, в усло­ви­ях укра­ин­ско­го кри­зи­са и эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са 2015 года лока­ли­за­ция про­из­вод­ства сама по себе явля­лась анти­кри­зис­ной поли­ти­кой. В усло­ви­ях рез­ко­го паде­ния руб­ля в 2015 году поощ­ре­ние потреб­ле­ния и инве­сти­ци­он­ных заку­пок оте­че­ствен­ной про­дук­ции было необ­хо­ди­мо для борь­бы с кри­зи­сом. В-тре­тьих, импор­то­за­ме­ще­ние — это попыт­ка само­спа­се­ния Рос­сии после дли­тель­но­го пери­о­да деин­ду­стри­а­ли­за­ции.

Для такой боль­шой стра­ны, как Рос­сия, про­мыш­лен­ная авто­но­мия и эко­но­ми­че­ская неза­ви­си­мо­сть явля­ют­ся неотъ­ем­ле­мой частью наци­о­наль­ной без­опас­но­сти. В пла­не импор­то­за­ме­ще­ния основ­ной упор дела­ет­ся на рост новых про­из­вод­ств, осно­ван­ных на пере­до­вых тех­но­ло­ги­ях. В про­цес­се реа­ли­за­ции этой поли­ти­ки Рос­сия фак­ти­че­ски отка­за­лась от мер тор­го­вой защи­ты, таких как тамо­жен­ные пошли­ны и кво­ты стран Латин­ской Аме­ри­ки в 1960-е годы, а так­же от воз­мож­ных «сти­му­ли­ру­ю­щих иска­же­ний», таких как систе­ма двой­но­го валют­но­го кур­са и финан­со­вый кон­троль. Сфе­ра при­ме­не­ния импорт­ных огра­ни­че­ний и гос­за­ку­пок в основ­ном сво­дит­ся к уров­ню обо­рон­но­го ком­плек­са и наци­о­наль­ных про­ек­тов. Совсем дру­гой раз­го­вор, конеч­но, — это огра­ни­че­ния на ввоз про­дук­тов пита­ния в ответ на санк­ции, вве­ден­ные Поль­шей, Чехи­ей и Лит­вой.

Сюй Полин (徐坡岭)
— заве­ду­ю­щий и науч­ный сотруд­ник Рос­сий­ско­го отде­ла эко­но­ми­че­ских иссле­до­ва­ний
Инсти­ту­та Рос­сии, Восточ­ной Евро­пы и Цен­траль­ной Азии Китай­ской ака­де­мии обще­ствен­ных наук