По окончании в ноябре 1918 года Первой мировой войны под Парижем, в первой половине 1919 года прошла конференция с целью переустройства послевоенного мира. Рухнули четыре империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская.
Главное – победителям надо было определить способы обуздать навсегда германскую агрессивность. И вроде бы набор разнообразных действий был разработан. Германия фактически лишалась права на полноценные вооруженные силы (ни танков, ни самолетов, ни тяжелой артиллерии, ни полноценного флота), должна была выплатить колоссальные репарации (порядка 100.000 т золотом!!!), много чего другого, в частности, страна лишилась 1⁄8 своей территории, а на ее границах появились новые «неприятные» соседи Польша и Чехословакия с приграничными и внутренними районами компактного проживания немцев. Извечный враг Франция получила назад богатые Эльзас и Лотарингию и право эксплуатации в течении 15 лет Саарского угольного бассейна. Из разряда великих держав Германия, казалось, была выведена. История показала вскоре, что вся совокупность мер оказалась ошибочной или недостаточной. Фашизм возродит Германию, и всем недоброжелателям достанется за фатальные просчеты.
Но у Германии в Первую мировую были союзники. С ними, вслед за Версальскими решениями, были заключены соответствующие договоры, резко снижающие их жизненный потенциал. Венгрия, Болгария, Австрия теряли территории и население и многократно сокращали свои вооруженные силы. Отметим, что во Вторую мировую войну они вновь встанут на сторону Германии, надеясь с ее помощью вернуть утраченное.
Особый случай – Турция. Она не сразу вступила в Первую мировую войну. За ее участие на стороне той или другой коалиции шла ожесточенная дипломатическая борьба. Антанта проиграла эту борьбу. В итоге турки предпочли Германию и Австро-Венгрию. И это был весомый довесок к мощи центральных держав. Географическое положение Турции уникально, население достаточно многочисленное и агрессивное. «Больной человек» Европы, как называли Турцию, еще мог изрядно потрепать нервы, особенно, если учесть, что встречались командиры типа Мустафы Кемаля, в будущем Ататюрка. России пришлось открыть Кавказский фронт. Генерал Юденич подтвердил превосходство России в этом районе, разгромив турецкую армию. А вот на Балканах турки не уступали англо-французам. Но в итоге Турция оказалась в числе побежденных. Уже поздней осенью 1918 года на ее территорию вводились войска Антанты (французы, англичане, итальянцы, греки и армянские добровольцы), занявшие ключевые точки, в том числе и Стамбул.
Надо сделать одно уточнение. Турция еще оставалась монархией. И сопротивление оккупации зародилось вне официальной государственности. Национально-освободительное движение возглавил тот самый Мустафа Кемаль. Счастье Турции было в том, что в критический момент нашелся яркий лидер. Некоторое время его слабая армия, составленная из остатков султанских вооруженных сил, отступала, оставляя оккупантам все новые районы. Там, где население состояло преимущественно из греков, Антанту встречали с радостью. Франция оккупировала Киликию и юго-восток Турции. Претендующая на независимость Армения, пользуясь покровительством США и Великобритании, поднимает вопрос о пересмотре своих границ.
Основные боевые действия ведет греческая армия. Греки одержимы планами восстановления византийских масштабов. Но ресурсы их ограничены, а союзники по Антанте ненадежны и ведут свою игру.
В Турции фактическое двоевластие. В Стамбуле остается султан, а Мустафа Кемаль создает 23 апреля 1920 года Великое Национальное собрание Турции, иначе говоря, парламент и становится его председателем и главой правительства.
Пока никто не признает эту власть. Через три дня Кемаль обращается за помощью к другой непризнанной власти – Советской. И большевистская Россия признает новую турецкую власть, а главное – оказывает масштабную помощь вооружением и финансами, фактически спасая армию Кемаля. Далекие геополитические последствия такой помощи и дипломатического признания, похоже, не волновали советских лидеров.
В августе 1920 года султанское правительство подписывает Севрский (Франция) мирный договор. Условия его очень тяжелы. Турция фактически расчленялась. Армения получала большие территориальные приращения и выход к Черному морю. Создавалось государство курдов. Многие земли отходили грекам, кое-что Албании и Италии. Константинополь и черноморские проливы объявлялись демилитаризованной зоной и передавались под международное управление; Арабские территории или становились независимыми, как Аравия, или подмандатными территориями. Армия сокращалась до 50 тысяч человек.
Но кемалистское Великое Национальное собрание Турции отказалось ратифицировать этот договор и развернуло масштабные боевые действия, известные как греко-турецкая война. Греция потерпела поражение. Турция вторглась в Армению и разгромила ее. Вскоре Италия и Франция признали новую власть, фактически предав греков и армян. И начали вооружать турков.
К октябрю 1922 года турецкая армия выходит к Стамбулу и вскоре захватывает его. Султан сбежал в Великобританию. Власть перешла к Великому национальному собранию. Султана лишили и духовной власти халифа. Провозглашается республика. Лидер очевиден – Кемаль Ататюрк.
29 декабря 1923 года указом парламента ликвидированы султанат и халифат, Турция становится светским государством, а Мустафа Кемаль первым президентом Турецкой республики. Следом он приступает к реформам.
В создавшихся условиях на Лозаннской конференции в 1923 году был подготовлен и подписан новый мирный договор вчерашних победителей с Турцией, отменявший все положения Севрского договора.
Турция лишалась имперских владений, но оставалась в рамках национального государства. Предусматривался обмен населением. Турки из Греции выезжали на историческую родину, а греки покидали Турцию. Речь шла о 1,5 миллионах греков и 0, 5 млн. турок. Армяне теряли лаже право на автономию внутри турецкого государства.
Смягчался режим прохода судов через проливы, а сама зона подлежала демилитаризации.
Таким образом, ситуация радикально изменилась за три года. Благодаря энергичным действиям Мустафы Кемаля и фактическому бездействию англо-французов, близкому к предательству, греческая армия не смогла охватить большую территорию, серьезно уступая в численности возрожденной турецкой армии.
Многие исследователи считают, что критический момент связан с решением Советской власти предоставить Кемалю военную помощь. Несколько цифр и фактов. Поставлено всего: винтовок 37 812 штук, пулемётов — 324, патронов — 44 587 ящиков (63 млн); орудий — 66 штук, снарядов — 141 173 штук. два миноносца — «Живой» и «Жуткий». Советская Россия поставила также оборудование и сырье для строительства двух пороховых фабрик в Турции. Были направлены военные инструкторы. Немецкие самолеты доставлялись через Россию. То есть армия Кемаля была полностью вооружена Советской властью.
По современным оценкам, помощь, оказанная Советской Россией Турции, превышала вдвое ее собственный годовой военный бюджет в начале 1920-х.
Казалось, что враг один – мировой империализм, а мы почти братья. И изнуренная Первой мировой и Гражданской войной страна Россия передала Кемалю огромные объемы вооружения и финансов (620 кг золота). Сами были без штанов и голодали.
Сейчас у нас есть мощный, слабо предсказуемый сосед, Турция. У ее лидера амбиции такого масштаба, что все время надо быть настороже. Многие немалые территории России рассматриваются им как исконно турецкие. А началось все сто лет назад с акта солидарности в борьбе с империализмом. Зададимся вопросом: что все-таки важнее, национальные интересы или идеологические установки?