Индии, как и другим странам, следует извлечь тяжелые уроки из масштабных последствий украинского кризиса.
Во-первых, доказано, что обладание мощным ядерным арсеналом не приносит желаемого уважения и не гарантирует безопасность сверх определенного предела. Россия была унижена годами, ее безопасности угрожали неумолимое расширение НАТО и подавление ее протестов. Ядерное оружие явно не средство сдерживания экономической войны, для этого нужна настоящая экономическая мускулатура. Урок для политического и предпринимательского класса Индии состоит в том, чтобы лучше понять нашу уязвимость и удвоить ставку на «атманирбхарту» («Атманирбхарта» или « Самодостаточность» было Словом Оксфордского хинди 2020 года.).
Во-вторых, структуры существующего «международного порядка» продолжают разрушаться. ООН снова демонстрирует свою неспособность установить мир, что не то же самое, что страны набирают дипломатические очки друг против друга в Совете Безопасности ООН или Генеральной Ассамблее.
В-третьих, сами европейцы оплакивали упадок многосторонности после прихода к власти Трампа. Теперь европейцы присоединились к американцам, чтобы нанести серьезный удар по мультилатерализму, введя беспрецедентные санкции против России, не объявляя войны, мало заботясь об их разрушительном воздействии на остальной мир.
Структуры Всемирной торговой организации (ВТО) уже подрывались США при Трампе. Теперь, когда США и ЕС лишили Россию статуса наибольшего благоприятствования, правила международной торговли серьезно нарушаются по чисто политическим причинам. Идея исключения России из ВТО и МВФ или, в случае последнего, недопущения ее к SDR — осуществимо это или нет — показывает слабость присущей Западу приверженности многосторонности.
В-четвертых, много делается из аргументов о соблюдении верховенства права и соблюдении международных правил. Односторонние санкции могущественных стран без одобрения ООН — это произвольное применение власти и установление правил сильными, которых другие страны должны придерживаться под страхом наказания. Эти санкции были применены США и ЕС к российским членам парламента за законное голосование по вопросам, представляющим национальный интерес, даже лично против президента Путина и министра иностранных дел Лаврова, членов Совета национальной безопасности России и ближайшего окружения Путина, а также высокопоставленных российских бизнесменов за грех близости к Путину.
Российский Центральный банк и крупные российские банки были подвергнуты санкциям, а Россия исключена из системы Swift. Visa и Mastercard ушли из России, а также крупнейшие нефтяные компании США и Великобритании. США запретили импорт нефти и газа из России. Российским авиакомпаниям закрыто воздушное пространство Америки и Европы. Boeing и Airbus больше не будут обслуживать российские самолеты. Имущество и средства, находящиеся за границей у россиян, были конфискованы без надлежащего судебного разбирательства. Санкционное безумие включает россиян, в том числе инвалидов, из международного спорта. Российских дирижеров уволили с должностей из западных оркестров за то, что они не осудили Путина за вторжение в Украину. России объявленаэкономическая и социальная война. Президент Байден заявил в своем обращении к Конгрессу, что валютные резервы России в размере 630 миллиардов долларов обесценились. Неясно, под какие положения основанного на правилах порядка или верховенства закона подпадают эти шаги. Урок здесь заключается в том, что весь правящий политический, деловой и культурный класс страны может рассматриваться как преступник и подвергаться репрессиям со стороны Запада, если это необходимо.
В-пятых, урок, который следует усвоить, заключается в том, что Запад контролирует мировую финансовую систему до такой степени, что право собственности на любые активы, находящиеся за границей у правительств, частных компаний или частных лиц из других стран, может быть произвольно конфисковано в зависимости от политики. Гегемония доллара США была ярко продемонстрирована в случае с Россией. «Большая семерка» снова задает тон, а «Большая двадцатка» теряет свою роль в стабилизации мировой финансовой системы. Если Китай справедливо критиковали за использование в качестве оружия глобальных цепочек поставок и важнейших сырьевых материалов, а также за то, что он спровоцировал шаги по разъединению, объединению, созданию устойчивых цепочек поставок и т. д., то США и ЕС пошли гораздо дальше в попытке всесторонне вооружить финансы, торговлю, инвестиции и технология. Удар по глобализации и взаимозависимости был глубоким.
Поэтому можно ожидать, что страны разработают альтернативные системы международных банковских переводов и платежных систем, а также средства защиты от гегемонии доллара США, торгуя больше в своих соответствующих валютах.
В-шестых, двойные стандарты Запада стали еще более явными. США и Европа резко реагируют, когда в какой-либо стране, включая Индию, наблюдается ограничение свободы слова и самовыражения, как мы видели в случае с временными ограничениями, введенными в Интернете и социальных сетях в J&K после пересмотра статьи 370 и в некоторых других случаях для сдерживания возможности насилия. Теперь мы видим, что российское телевидение и СМИ были запрещены в Европе на том спорном основании, что они распространяют дезинформацию и фейковые новости. Это явное нарушение свободы слова и представляет собой форму цензуры.
В-седьмых, украинский конфликт демонстрирует способность Запада контролировать нарративы на международном уровне по вопросам, в которых они заинтересованы, и предотвращать развитие любых альтернативных нарративов. Запад контролирует поток информации на международном уровне через свои информационные агентства, основные средства массовой информации, социальные сети и Интернет. Методы информационной войны были разработаны как часть гибридной войны, и они были продемонстрированы в случае украинского кризиса, когда слышна только одна сторона истории даже в Индии, где СМИ передают отчеты и изображения только из западных источников. которые крайне негативно настроены против России. Это противоречит взвешенной позиции правительства в отношении кризиса и умаляет наши более широкие национальные интересы.
В-восьмых, роль контролируемых США социальных сетей в пропагандистской битве против России должна вызывать озабоченность. Meta делает исключение для призывов к насилию в отношении россиян за их вторжение в Украину. Создается опасный прецедент, поскольку однажды сделанное исключение может быть сделано снова. Как бы то ни было, опасения по поводу разжигания ненависти, использования этих платформ для пропаганды насилия и даже терроризма являются реальными, в том числе для таких стран, как Индия. Социальным сетям нельзя разрешить устанавливать свои собственные правила в отношении контента за пределами юрисдикции стран, в которых они работают. Необходимость регулирования работы социальных сетей стала насущной.
Наконец, мы движемся к более разделенному и нестабильному миру в геополитическом и геоэкономическом плане. Существующие глобальные структуры, которые в любом случае нуждались в реформировании, распадаются. Началась новая холодная война. Подрыв мощи России в результате кризиса, к которому стремится Запад, создаст пустоту, которую заполнит Китай. Стремление Европы развить определенную степень стратегической автономии было подавлено омоложением НАТО под американским давлением и внутренними европейскими разногласиями. США обращаются к Китаю, чтобы убедить его не поддерживать Россию в вопросе Украины, и если это удастся, за что Китай получит цену, то будет подготовленапочва для мира G2, к которому стремится Китай. Это может повлиять на концепцию Индо-Тихоокеанского региона и Quad.
Канвал Сибал — бывший министр иностранных дел Индии и посол в России