Наплыв украинских беженцев: тень «кризиса века» над ЕС

С 24 фев­ра­ля, когда Рос­сия нача­ла втор­же­ние в Укра­и­ну после про­во­ка­ций со сто­ро­ны Орга­ни­за­ции Севе­ро­ат­лан­ти­че­ско­го дого­во­ра (НАТО), коли­че­ство пере­ме­щен­ных лиц и бежен­цев, выбрав­ших евро­пей­ские стра­ны для спа­се­ния от кри­зи­са, рас­тет день ото дня.

presstv.ir

Соглас­но отче­ту Вер­хов­но­го комис­са­ра ООН по делам бежен­цев Филип­по Гран­ди, опуб­ли­ко­ван­но­му ранее в этом меся­це, более 1,5 мил­ли­о­на укра­ин­цев поки­ну­ли стра­ну. Гран­ди назвал исход тако­го коли­че­ства жертв вой­ны «самым быст­ро­рас­ту­щим кри­зи­сом в Евро­пе со вре­мен Вто­рой миро­вой вой­ны».

Если кри­зис про­дол­жит­ся и вой­на ста­нет раз­ру­ши­тель­ной, ожи­да­ет­ся, что чис­ло бежен­цев, поки­да­ю­щих евро­пей­скую стра­ну с насе­ле­ни­ем 44 мил­ли­о­на чело­век, пре­вы­сит 10 мил­ли­о­нов. Конеч­но, неко­то­рые госу­дар­ства боль­ше постра­да­ют от пото­ка бежен­цев из-за их гео­гра­фи­че­ской бли­зо­сти к Укра­и­не. Через две неде­ли после нача­ла вой­ны поло­ви­на бежен­цев при­бы­ла в Поль­шу, за ней после­до­ва­ли Сло­ва­кия, Вен­грия, Румы­ния и Мол­до­ва.

Эта вол­на посте­пен­но дой­дет до стран Запад­ной Евро­пы, но Соеди­нен­ные Шта­ты, как глав­ный спон­сор созда­ния и обостре­ния кри­зи­сов в Азии и на Ближ­нем Восто­ке, невос­при­им­чи­вы к пото­ку бежен­цев и его пагуб­ным послед­стви­ям в силу сво­ей уда­лен­но­сти от зоны кон­флик­та. В резуль­та­те груз ответ­ствен­но­сти ляжет на руко­во­ди­те­лей Брюс­се­ля.

Двой­ные стан­дар­ты ЕС в отно­ше­нии бежен­цев

Евро­пей­цы, как дав­ние союз­ни­ки Соеди­нен­ных Шта­тов, сыг­рав­шие зна­чи­тель­ную роль в укра­ин­ском кри­зи­се сво­и­ми дей­стви­я­ми и пози­ци­ей, тепе­рь столк­ну­лись с боль­шим коли­че­ством укра­ин­цев. Им при­хо­дит­ся при­ютить пере­се­лен­цев-укра­ин­цев, несмот­ря на внут­рен­ние эко­но­ми­че­ские про­бле­мы и пан­де­мию коро­на­ви­ру­са.

Ранее Евро­со­юз согла­сил­ся выда­вать укра­ин­ским бежен­цам вре­мен­ный вид на житель­ство на срок до трех лет. Для реа­ли­за­ции сво­е­го пла­на ЕС впер­вые акти­ви­ро­вал один из сво­их меха­низ­мов, поз­во­ля­ю­щий граж­да­нам Укра­и­ны и их семьям про­жи­вать, рабо­тать, учить­ся и поль­зо­вать­ся соци­аль­ным обес­пе­че­ни­ем в рам­ках бло­ка 27 стран.

Эта имми­гра­ци­он­ная поли­ти­ка, при­ня­тая после укра­ин­ско­го кри­зи­са, отра­жа­ет двой­ные стан­дар­ты ЕС в отно­ше­нии пере­ме­щен­ных лиц и бежен­цев. Даже евро­пей­ские орга­ны, кото­рые сле­дят за поло­же­ни­ем бежен­цев в евро­пей­ских стра­нах, обви­ня­ют в том, что они совер­шен­но по-раз­но­му отно­сят­ся к бежен­цам из охва­чен­ных вой­ной рай­о­нов Укра­и­ны и к тем, кто был пере­ме­щен в резуль­та­те войн в Сирии, Ира­ке и Афга­ни­ста­не.

Кро­ме того, укра­ин­ская армия и пра­ви­тель­ство систе­ма­ти­че­ски дис­кри­ми­ни­ру­ют лиц, пере­ме­щен­ных в резуль­та­те вой­ны. Афри­кан­ский союз, напри­мер, заявил, что с афри­кан­ца­ми на гра­ни­це с Укра­и­ной обра­ща­ют­ся «шоки­ру­ю­ще расист­ски и в нару­ше­ние меж­ду­на­род­но­го пра­ва».

Нака­ну­не тре­тье­го тыся­че­ле­тия Запад сво­и­ми напа­де­ни­я­ми в 2001 и 2003 годах вверг Афга­ни­стан и Ирак, а так­же весь реги­он в нище­ту и отсут­ствие без­опас­но­сти. Одна­ко оно раз­ны­ми спо­со­ба­ми укло­ня­лось от ответ­ствен­но­сти за при­ем бежен­цев из этих стран.

В ходе послед­них собы­тий в Афга­ни­ста­не и при­хо­да тали­бов к вла­сти в охва­чен­ной кри­зи­сом стра­не, кото­рые во мно­гом были вызва­ны Запа­дом, США и Евро­па сопро­тив­ля­лись меж­ду­на­род­но­му дав­ле­нию с целью открыть свои гра­ни­цы для пере­ме­щен­ных лиц и жертв вой­ны. . В каче­стве глав­но­го спон­со­ра этой пла­чев­ной ситу­а­ции Соеди­нен­ные Шта­ты при­ня­ли толь­ко 30 000 афган­ских мигран­тов. Кана­да так­же при­ня­ла все­го 20 000 бежен­цев.

Госу­дар­ства-чле­ны ЕС стал­ки­ва­ют­ся с эко­но­ми­че­ски­ми про­бле­ма­ми, осо­бен­но с про­бле­ма­ми без­опас­но­сти и иден­тич­но­сти, и име­ют раз­но­гла­сия в этом отно­ше­нии. Неко­то­рые из них отка­за­лись при­ни­мать бежен­цев, несмот­ря на дав­ле­ние со сто­ро­ны лиде­ров ЕС. При этом доля круп­ных дер­жав ЕС, таких как Гер­ма­ния, счи­та­ю­щих­ся лиде­ра­ми, не пре­вы­ша­ла 10 000 бежен­цев.

Послед­ствия кри­зи­са бежен­цев для гете­ро­ген­но­го сою­за

Евро­пей­ские стра­ны все­гда назы­ва­лись при­ни­ма­ю­щи­ми мигран­тов, а не теми, кото­рые назы­ва­ют­ся мигран­та­ми в первую оче­редь. Это так­же вер­но во вре­мя кри­зи­са, когда пере­ме­щен­ные лица и бежен­цы со все­го мира устрем­ля­ют­ся на зеле­ный кон­ти­нент. Такие вол­ны усу­губ­ля­ют внут­рен­ние про­бле­мы это­го несба­лан­си­ро­ван­но­го сою­за и в конеч­ном ито­ге угро­жа­ют мечте о евро­пей­ской кон­вер­ген­ции и после­ду­ю­щей архи­тек­ту­ре без­опас­но­сти.

Совре­мен­ные взгля­ды в Евро­пе на про­бле­му имми­гра­ции и бежен­цев изме­ни­лись, рас­смат­ри­вая ее как про­бле­му «без­опас­но­сти», кото­рая пред­став­ля­ет собой серьез­ную «угро­зу». Широ­ко рас­про­стра­не­но мне­ние, что мигран­ты, пере­ме­щен­ные лица и бежен­цы ста­вят под угро­зу соци­аль­ную спло­чен­но­сть, воз­мож­но­сти тру­до­устрой­ства, систе­мы соци­аль­но­го обес­пе­че­ния, рели­ги­оз­ную и куль­тур­ную инте­гра­цию, демо­кра­ти­че­ские цен­но­сти и т. д., и поэто­му они рас­смат­ри­ва­ют­ся как пре­пят­ствие для ста­биль­но­сти при­ни­ма­ю­щих стран. Это созда­ет атмо­сфе­ру скеп­ти­циз­ма по отно­ше­нию к мигран­там и ино­стран­цам.

В такой атмо­сфе­ре Евро­па неод­но­крат­но под­вер­га­лась напа­де­ни­ям тер­ро­ри­стов, и была зало­же­на поч­ва для появ­ле­ния и подъ­ема уль­тра­пра­вых пар­тий на кон­ти­нен­те. Экс­тре­мист­ские, анти­им­ми­грант­ские, расист­ские и воин­ству­ю­щие груп­пы стре­мят­ся свя­зать все кри­зи­сы с бежен­ца­ми и повы­сить свою поли­ти­че­скую попу­ляр­но­сть, а так­же сто­рон­ни­ков посред­ством запу­ги­ва­ния ужас­ных послед­ствий при­е­ма мигран­тов.

Соглас­но неко­то­рым опро­сам обще­ствен­но­го мне­ния, уль­тра­пра­вые груп­пы в послед­ние годы при­вет­ство­ва­лись насе­ле­ни­ем, что при­ве­ло к уве­ли­че­нию их доли в пар­ла­мен­тах и​пра­ви­тель­ствах раз­лич­ных стран ЕС. В основ­ном это свя­за­но с дву­мя фак­то­ра­ми: во-пер­вых, боль­шим коли­че­ством мигран­тов и бежен­цев, а во-вто­рых, ухуд­ше­ни­ем эко­но­ми­че­ско­го поло­же­ния и бла­го­со­сто­я­ния граж­дан Евро­пы, вызван­ным финан­со­вы­ми кри­зи­са­ми и вспыш­кой коро­на­ви­ру­са.

Эти про­бле­мы при­ве­ли к манев­ри­ро­ва­нию экс­тре­мист­ских пар­тий в ЕС, подоб­но уси­ли­ям 16 пра­вых пар­тий сфор­ми­ро­вать новый аль­янс в Евро­пей­ском пар­ла­мен­те, состо­я­щем из 705 чле­нов. Еще в июле пра­вые пар­тии в Евро­пей­ском пар­ла­мен­те, в том числе из Вен­грии, Поль­ши, Фран­ции, Испа­нии и Австрии, объ­яви­ли, что они пыта­ют­ся создать фронт для «рефор­ми­ро­ва­ния Евро­пы».

Зву­чат тре­вож­ные зво­ноч­ки в свя­зи с рас­ту­щим экс­тре­миз­мом и ужас­ны­ми послед­стви­я­ми подъ­ема экс­тре­мист­ских груп­пи­ро­вок в Евро­пе. В янва­ре коор­ди­на­тор ЕС по борь­бе с тер­ро­риз­мом Илк­ка Сал­ми предо­сте­рег от эска­ла­ции насиль­ствен­но­го пра­во­го экс­тре­миз­ма на кон­ти­нен­те. Выше­упо­мя­ну­тое явле­ние наря­ду со склон­но­стью части граж­дан к актив­ным экс­тре­мист­ским груп­пи­ров­кам, а так­же кибер­тер­ро­риз­мом назвал угро­за­ми евро­пей­ско­го тер­ро­риз­ма Сал­ми. Эта ситу­а­ция, несо­мнен­но, ухуд­шит­ся, если мил­ли­о­ны укра­ин­ских бежен­цев вой­дут в Евро­со­юз.

Хасан Шоко­хи-насаб — экс­перт по меж­ду­на­род­ным отно­ше­ни­ям.