Официально французское «летальное вооружение» на Украину не продавалось. Однако уже известно о нескольких состоявшихся поставках снаряжения и техники, оставшихся незамеченными из-за антироссийских санкций и шумихи, которую вокруг них организовали западные СМИ.
Саботирование Америкой, а вместе с ней и ее европейскими партнерами по НАТО, всех усилий по установлению мира на территории Украины с успехом продолжается. Поездка британского премьера Бориса Джонсона в Киев, моральное воодушевление украинских властей на продолжение сопротивления России, но и не только моральная поддержка, а также другие действия, как-то масштабные поставки Западом оружия, обычного и новейшего, на Украину, обычно называют основными примерами тех усилий, которые применяются Западом для предотвращения установления прочного мира на Украине. Более того, ряд комментаторов и экспертов убеждены, что одной из основных причин крайне медленного течения мирных переговоров между главами и делегациями МИДов враждующих сторон, малой их эффективности, являются негласные усилия Вашингтона, Лондона и Парижа, направленные на продолжение конфликта любой ценой. Во всяком случае, мир на условиях России или даже основанный на некоем компромиссе, для западных держав категорически неприемлем. Кроме того, помимо соображений политических и стратегических, исповедуемых блоком НАТО, нельзя не видеть и факторов, основанных на экономике, то есть извлечения колоссальных доходов и прибылей от поставок вооружений как государствам-сторонам конфликта (чаще, безусловно, одной из сторон), а также тем государствам, которые боятся оказаться втянутыми в конфликт.
Первый тур президентских выборов во Франции проходил как раз в то время, когда имя этой страны продолжало звучать в связи с разного рода сообщениями о различных международных контрактах, некоторых из них – на очень большие суммы, которые эта стран подписала или собиралась подписывать в области продажи своего вооружения. Данные известного международного Института по изучению проблем мира в Стокгольме (SIPRI) при этом показывали, что за последние три года, в период с 2018 по 2021 год, страна занимала третье место по объемам экспорта своего вооружения. Доля в 11% экспорта всего вооружения приходилась как раз на Францию. При этом некоторые другие данные также показывают, что эта страна прикладывала в последние годы чрезвычайно много усилий, направленных на подписание контрактов именно в этой сфере. Так, экспорт французского вооружения за упомянутый период 2018–2021 года, по сравнению с предыдущим трехлетним периодом, соответственно, 2014–2017 гг., возрос на 59%. То есть, рост наблюдался почти в 1,5 раза(!). Телеканал «Евроньюс» недавно сообщал, что экспорт французского вооружения имеет довольно длительную историю, и крупные международные соглашения, которые Пятая Республика подписала в данной сфере, отнюдь не относится к сроку пребывания на посту лишь президента Эммануэля Макрона. Еще начиная с 50-х годов ХХ столетия имя Франции практически неизменно присутствовало в числе первой пятерки тех стран, которые имеют самые большие объемы экспорта вооружений и военной техники. В то же время видно, что резкий скачок в данной области пришелся как раз на период пребывания во главе страны именно действующего президента Эммануэля Макрона. И это невозможно отрицать. Лишь за один 2021 год Пятая Республика получила доходов от экспорта вооружения на общую сумму около 28 миллиардов евро. Практически это новый рекорд, который страна достигла по продаже своих вооружений, и он побил предыдущий рекорд, который был установлен в 2015 году. При столь впечатляющем росте есть другой весьма интересный вопрос – в какие именно страны за данный период Франция преимущественно экспортировала свое оружие и военные технологии.
Какие государства были покупателями французского вооружения?
Данные уже упомянутого Института мира в Стокгольме показывали, что практически постоянными и неизменными странами-покупателями французского вооружения были такие государства, как Катар, Египет и Индия. На долю этих трех стран развивающегося мира приходится примерно 60% всего французского оружия, которое экспортировалось в последние годы. При этом еще одно государство Азии, Королевство Саудовская Аравия, также за последнее десятилетие прочное место заняло в списке стран, которые ориентировались на импорт вооружений именно из Франции. И за последнее десятилетие, с 2011 по 2020 год, это государство даже вытеснило Египет из числа тех крупнейших стран, которые покупали французское вооружение. А это как раз те годы, когда королевство вело постоянную войну с режимом хуситов в Йемене. Значительное место среди видов вооружения и техники, которую экспортировала Франция, всегда занимала авиация. Вот и последний год показал рост продаж именно данного вида техники: наиболее крупные контракты были подписаны на продажу истребителей Rafale от компании Dassault Aviation («Дасу Авиасьон»). За 2021 год Франция подписала всего четыре крупных международных контракта по продаже своих истребителей: это были контракты с такими странами, как Египет (на общую сумму почти 4 миллиарда евро), Хорватия (почти один миллиард евро), Греция (на общую сумму 2,5 миллиарда евро) и ОАЭ (общая сумма составила 16 миллиардов евро). Из-за весьма впечатляющей суммы последнего контракта на продажу истребителей Rafale в данном списке, контракт с ОАЭ назвали даже «контрактом века».
«Любовь» французов к военному делу
Наибольшие доходы от упомянутых контрактов получили такие французские компании в области авиастроения и аэрокосмической промышленности, как Dassault, MBDA (компания-разработчик ракетных систем, – прим. перев.), холдинг Safran и промышленная группа Thales. Наряду с этими компаниями, высокие доходы от программы по экспорту вооружения Франции получают еще 400 компаний-подрядчиков. И хотя, несомненно, центральное место в подписанных французской военной и авиационной промышленностью контрактах занимают истребители Rafale, французский экспорт далеко не ограничивается только этими военными самолетами. К примеру, “Airbus Helicopter”, филиал знаменитой авиастроительной компании Airbus, сосредоточенный на производстве боевых вертолетов, подписал весьма крупный контракт по поставке вертолетов с Объединенными Арабскими Эмиратами. Общая стоимость контракта оценивается на общую сумму в пределах от 750 до 800 миллионов евро. В то же время компания MBDA поставила Египту вооружений на общую сумму 300 миллионов долларов, среди которых значительную долю составляют системы ПВО. А компания Nexter подписала контракты на поставку артиллерийских систем с такими государствами, как Чешская Республика, Саудовская Аравия, Дания, Индонезия, Марокко и Таиланд.
Но в самые последние годы весьма большой интерес и французские компании, и французское правительство испытывают к милитаризации Украины, государства, которое фактически находится под международным управлением. И сейчас, к тому же, на этом пространстве происходит военный конфликт, что, несомненно, принесет всем, кто поставляет туда оружие, выгоды, как в краткосрочной, так и среднесрочной перспективе. События на Украине – весьма удачная находка для Франции, которая остро нуждается сейчас в том, чтобы латать дыры в своем бюджете для решения разного рода проблем, связанных с мигрантами, безработицей, последствиями пандемии и пр. Опыт свидетельствует, что после ожесточенных вооруженных конфликтов у крупнейших экспортеров вооружений всегда появляются весьма большие возможности для продажи как обычного, так и высокотехнологичного вооружения. Конечно, в стоимостном выражении поставки на Украину будут выглядеть куда скромнее тех контрактов, которые Франция заключила, например, с Египтом или Саудовской Аравией. Но при этом нужно учитывать, что значительная часть этих контрактов подписана «неофициально», и, кроме того, попросту незаконно, в обход разных положений международного права, запрещающего экспорт оружия в воюющие страны. И один из крупных скандалов как раз возник в связи с экспортом французского вооружения вскоре после начала военной операции России на Украине. Сразу несколько репортажей разных СМИ сообщили о том, что Франция после прошедшего на полуострове Крым референдума, с последующим присоединением его к России в 2014 году, приблизительно до 2020 года постоянно наращивала поставки вооружений на Украину. Все эти репортажи тоже появлялись в определенное время: после начала военной операции России на Украине, в ходе кампании по выборам президента Пятой Республики, и также за период председательства Франции в ЕС. Понятно, что все это неслучайные совпадения, но при этом очевидно, что данная тема стала «жареной» именно с началом военного конфликта на Украине, поскольку все контракты, подписанные большей частью незаконным путем, сразу оказались под угрозой срыва. Министерство Вооруженных сил и обороны Франции в итоге было вынуждено подтвердить все опубликованные репортажи, но в довольно удачный для действующего французского правительства момент, когда все внимание в Евросоюзе было приковано не к незаконным контрактам, которые подписала одна из центральных держав ЕС, а к необходимости введения санкций против Москвы и урегулированию связанных с этим противоречий.
Политика цензуры при продаже оружия
Французскому правительству в весьма тяжелой экономической ситуации, которая сложилась в стране за последние 5 лет, ничего не остается, как одобрять заключение контрактов сразу с двумя сторонами, которые находятся в конфликте. Причем в данном случае не являются препятствием даже установления, правила и нормы Евросоюза! Французами приходится приветствовать массовый оборот вооружения, при этом совершенно вне зависимости от того, кто будет погибать, а кто – убивать, в результате экспорта вооружений. При этом правозащитные организации неоднократно критиковали действие французского правительства за поставки вооружений в те страны, где нарушаются права человека. Саудовскую Аравию и Египет, как было указано, двух основных покупателей французского вооружения, неоднократно обвиняли в нарушении прав человека. Критики программ экспорта французских вооружений при этом неоднократно выступали против правительства из-за отсутствия прозрачности при подписании данных контрактов или же из-за отсутствия широкого обсуждения данных контрактов общественностью. Из-за того, что некоторые контракты (несложно догадаться, какие) просто являются темой, неформально закрытой официальным Парижем для прессы. Это отсутствие прозрачности было всегда, есть и сейчас, и будет дальше, причем независимо от того, победит ли на выборах Макрон, сторонник «соблюдения прав человека», или же «националисты» во главе с Марин Ле Пен. Однако в «демократических» странах ЕС правозащитное движение тоже находится под ручным управлением. Простой пример: если критиковать правительство за подписание контрактов с ОАЭ, Египтом или Садовской Аравией «нельзя, но все же можно», то за контракты с Киевом – категорически нельзя. Нельзя именно потому, что страна находится в состоянии войны с Россией: очевидно, какие контракты, выгодные не сколько в сиюминутном денежном выражении, сколько выгодные на перспективу, могут оказаться секвестрированными из-за подобной критики.
Фахраддин Асади, специалист в области цифровых технологий, политолог, постоянный автор-обозреватель Resalat