Экспорт демократии с примесью убийства или почему Париж не желает окончания войны на Украине?

Официально французское «летальное вооружение» на Украину не продавалось. Однако уже известно о нескольких состоявшихся поставках снаряжения и техники, оставшихся незамеченными из-за антироссийских санкций и шумихи, которую вокруг них организовали западные СМИ.

Сабо­ти­ро­ва­ние Аме­ри­кой, а вме­сте с ней и ее евро­пей­ски­ми парт­не­ра­ми по НАТО, всех уси­лий по уста­нов­ле­нию мира на тер­ри­то­рии Укра­и­ны с успе­хом про­дол­жа­ет­ся. Поезд­ка бри­тан­ско­го пре­мье­ра Бори­са Джон­со­на в Киев, мораль­ное вооду­шев­ле­ние укра­ин­ских вла­стей на про­дол­же­ние сопро­тив­ле­ния Рос­сии, но и не толь­ко мораль­ная под­держ­ка, а так­же дру­гие дей­ствия, как-то мас­штаб­ные постав­ки Запа­дом ору­жия, обыч­но­го и новей­ше­го, на Укра­и­ну, обыч­но назы­ва­ют основ­ны­ми при­ме­ра­ми тех уси­лий, кото­рые при­ме­ня­ют­ся Запа­дом для предот­вра­ще­ния уста­нов­ле­ния проч­но­го мира на Укра­и­не. Более того, ряд ком­мен­та­то­ров и экс­пер­тов убеж­де­ны, что одной из основ­ных при­чин край­не мед­лен­но­го тече­ния мир­ных пере­го­во­ров меж­ду гла­ва­ми и деле­га­ци­я­ми МИДов враж­ду­ю­щих сто­рон, малой их эффек­тив­но­сти, явля­ют­ся неглас­ные уси­лия Вашинг­то­на, Лон­до­на и Пари­жа, направ­лен­ные на про­дол­же­ние кон­флик­та любой ценой. Во вся­ком слу­чае, мир на усло­ви­ях Рос­сии или даже осно­ван­ный на неко­ем ком­про­мис­се, для запад­ных дер­жав кате­го­ри­че­ски непри­ем­лем. Кро­ме того, поми­мо сооб­ра­же­ний поли­ти­че­ских и стра­те­ги­че­ских, испо­ве­ду­е­мых бло­ком НАТО, нель­зя не видеть и фак­то­ров, осно­ван­ных на эко­но­ми­ке, то есть извле­че­ния колос­саль­ных дохо­дов и при­бы­лей от поста­вок воору­же­ний как госу­дар­ствам-сто­ро­нам кон­флик­та (чаще, без­услов­но, одной из сто­рон), а так­же тем госу­дар­ствам, кото­рые боят­ся ока­зать­ся втя­ну­ты­ми в кон­фликт.
Пер­вый тур пре­зи­дент­ских выбо­ров во Фран­ции про­хо­дил как раз в то вре­мя, когда имя этой стра­ны про­дол­жа­ло зву­чать в свя­зи с раз­но­го рода сооб­ще­ни­я­ми о раз­лич­ных меж­ду­на­род­ных кон­трак­тах, неко­то­рых из них – на очень боль­шие сум­мы, кото­рые эта стран под­пи­са­ла или соби­ра­лась под­пи­сы­вать в обла­сти про­да­жи сво­е­го воору­же­ния. Дан­ные извест­но­го меж­ду­на­род­но­го Инсти­ту­та по изу­че­нию про­блем мира в Сток­голь­ме (SIPRI) при этом пока­зы­ва­ли, что за послед­ние три года, в пери­од с 2018 по 2021 год, стра­на зани­ма­ла тре­тье место по объ­е­мам экс­пор­та сво­е­го воору­же­ния. Доля в 11% экс­пор­та все­го воору­же­ния при­хо­ди­лась как раз на Фран­цию. При этом неко­то­рые дру­гие дан­ные так­же пока­зы­ва­ют, что эта стра­на при­кла­ды­ва­ла в послед­ние годы чрез­вы­чай­но мно­го уси­лий, направ­лен­ных на под­пи­са­ние кон­трак­тов имен­но в этой сфе­ре. Так, экс­порт фран­цуз­ско­го воору­же­ния за упо­мя­ну­тый пери­од 2018–2021 года, по срав­не­нию с преды­ду­щим трех­лет­ним пери­о­дом, соот­вет­ствен­но, 2014–2017 гг., воз­рос на 59%. То есть, рост наблю­дал­ся почти в 1,5 раза(!). Теле­ка­нал «Евро­ньюс» недав­но сооб­щал, что экс­порт фран­цуз­ско­го воору­же­ния име­ет доволь­но дли­тель­ную исто­рию, и круп­ные меж­ду­на­род­ные согла­ше­ния, кото­рые Пятая Рес­пуб­ли­ка под­пи­са­ла в дан­ной сфе­ре, отню­дь не отно­сит­ся к сро­ку пре­бы­ва­ния на посту лишь пре­зи­ден­та Эмма­ну­э­ля Мак­ро­на. Еще начи­ная с 50-х годов ХХ сто­ле­тия имя Фран­ции прак­ти­че­ски неиз­мен­но при­сут­ство­ва­ло в числе пер­вой пятер­ки тех стран, кото­рые име­ют самые боль­шие объ­е­мы экс­пор­та воору­же­ний и воен­ной тех­ни­ки. В то же вре­мя вид­но, что рез­кий ска­чок в дан­ной обла­сти при­шел­ся как раз на пери­од пре­бы­ва­ния во гла­ве стра­ны имен­но дей­ству­ю­ще­го пре­зи­ден­та Эмма­ну­э­ля Мак­ро­на. И это невоз­мож­но отри­цать. Лишь за один 2021 год Пятая Рес­пуб­ли­ка полу­чи­ла дохо­дов от экс­пор­та воору­же­ния на общую сум­му око­ло 28 мил­ли­ар­дов евро. Прак­ти­че­ски это новый рекорд, кото­рый стра­на дости­гла по про­да­же сво­их воору­же­ний, и он побил преды­ду­щий рекорд, кото­рый был уста­нов­лен в 2015 году. При столь впе­чат­ля­ю­щем росте есть дру­гой весь­ма инте­рес­ный вопрос – в какие имен­но стра­ны за дан­ный пери­од Фран­ция пре­иму­ще­ствен­но экс­пор­ти­ро­ва­ла свое ору­жие и воен­ные тех­но­ло­гии.
Какие госу­дар­ства были поку­па­те­ля­ми фран­цуз­ско­го воору­же­ния?
Дан­ные уже упо­мя­ну­то­го Инсти­ту­та мира в Сток­голь­ме пока­зы­ва­ли, что прак­ти­че­ски посто­ян­ны­ми и неиз­мен­ны­ми стра­на­ми-поку­па­те­ля­ми фран­цуз­ско­го воору­же­ния были такие госу­дар­ства, как Катар, Еги­пет и Индия. На долю этих трех стран раз­ви­ва­ю­ще­го­ся мира при­хо­дит­ся при­мер­но 60% все­го фран­цуз­ско­го ору­жия, кото­рое экс­пор­ти­ро­ва­лось в послед­ние годы. При этом еще одно госу­дар­ство Азии, Коро­лев­ство Сау­дов­ская Ара­вия, так­же за послед­нее деся­ти­ле­тие проч­ное место заня­ло в спис­ке стран, кото­рые ори­ен­ти­ро­ва­лись на импорт воору­же­ний имен­но из Фран­ции. И за послед­нее деся­ти­ле­тие, с 2011 по 2020 год, это госу­дар­ство даже вытес­ни­ло Еги­пет из числа тех круп­ней­ших стран, кото­рые поку­па­ли фран­цуз­ское воору­же­ние. А это как раз те годы, когда коро­лев­ство вело посто­ян­ную вой­ну с режи­мом хуси­тов в Йеме­не. Зна­чи­тель­ное место сре­ди видов воору­же­ния и тех­ни­ки, кото­рую экс­пор­ти­ро­ва­ла Фран­ция, все­гда зани­ма­ла авиа­ция. Вот и послед­ний год пока­зал рост про­даж имен­но дан­но­го вида тех­ни­ки: наи­бо­лее круп­ные кон­трак­ты были под­пи­са­ны на про­да­жу истре­би­те­лей Rafale от ком­па­нии Dassault Aviation («Дасу Авиа­сьон»). За 2021 год Фран­ция под­пи­са­ла все­го четы­ре круп­ных меж­ду­на­род­ных кон­трак­та по про­да­же сво­их истре­би­те­лей: это были кон­трак­ты с таки­ми стра­на­ми, как Еги­пет (на общую сум­му почти 4 мил­ли­ар­да евро), Хор­ва­тия (почти один мил­ли­ард евро), Гре­ция (на общую сум­му 2,5 мил­ли­ар­да евро) и ОАЭ (общая сум­ма соста­ви­ла 16 мил­ли­ар­дов евро). Из-за весь­ма впе­чат­ля­ю­щей сум­мы послед­не­го кон­трак­та на про­да­жу истре­би­те­лей Rafale в дан­ном спис­ке, кон­тракт с ОАЭ назва­ли даже «кон­трак­том века».
«Любо­вь» фран­цу­зов к воен­но­му делу
Наи­боль­шие дохо­ды от упо­мя­ну­тых кон­трак­тов полу­чи­ли такие фран­цуз­ские ком­па­нии в обла­сти авиа­стро­е­ния и аэро­кос­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти, как Dassault, MBDA (ком­па­ния-раз­ра­бот­чик ракет­ных систем, – прим. перев.), хол­динг Safran и про­мыш­лен­ная груп­па Thales. Наря­ду с эти­ми ком­па­ни­я­ми, высо­кие дохо­ды от про­грам­мы по экс­пор­ту воору­же­ния Фран­ции полу­ча­ют еще 400 ком­па­ний-под­ряд­чи­ков. И хотя, несо­мнен­но, цен­траль­ное место в под­пи­сан­ных фран­цуз­ской воен­ной и авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­стью кон­трак­тах зани­ма­ют истре­би­те­ли Rafale, фран­цуз­ский экс­порт дале­ко не огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко эти­ми воен­ны­ми само­ле­та­ми. К при­ме­ру, “Airbus Helicopter”, фили­ал зна­ме­ни­той авиа­стро­и­тель­ной ком­па­нии Airbus, сосре­до­то­чен­ный на про­из­вод­стве бое­вых вер­то­ле­тов, под­пи­сал весь­ма круп­ный кон­тракт по постав­ке вер­то­ле­тов с Объ­еди­нен­ны­ми Араб­ски­ми Эми­ра­та­ми. Общая сто­и­мо­сть кон­трак­та оце­ни­ва­ет­ся на общую сум­му в пре­де­лах от 750 до 800 мил­ли­о­нов евро. В то же вре­мя ком­па­ния MBDA поста­ви­ла Егип­ту воору­же­ний на общую сум­му 300 мил­ли­о­нов дол­ла­ров, сре­ди кото­рых зна­чи­тель­ную долю состав­ля­ют систе­мы ПВО. А ком­па­ния Nexter под­пи­са­ла кон­трак­ты на постав­ку артил­ле­рий­ских систем с таки­ми госу­дар­ства­ми, как Чеш­ская Рес­пуб­ли­ка, Сау­дов­ская Ара­вия, Дания, Индо­не­зия, Марок­ко и Таи­ланд.
Но в самые послед­ние годы весь­ма боль­шой инте­рес и фран­цуз­ские ком­па­нии, и фран­цуз­ское пра­ви­тель­ство испы­ты­ва­ют к мили­та­ри­за­ции Укра­и­ны, госу­дар­ства, кото­рое фак­ти­че­ски нахо­дит­ся под меж­ду­на­род­ным управ­ле­ни­ем. И сей­час, к тому же, на этом про­стран­стве про­ис­хо­дит воен­ный кон­фликт, что, несо­мнен­но, при­не­сет всем, кто постав­ля­ет туда ору­жие, выго­ды, как в крат­ко­сроч­ной, так и сред­не­сроч­ной пер­спек­ти­ве. Собы­тия на Укра­и­не – весь­ма удач­ная наход­ка для Фран­ции, кото­рая остро нуж­да­ет­ся сей­час в том, что­бы латать дыры в сво­ем бюд­же­те для реше­ния раз­но­го рода про­блем, свя­зан­ных с мигран­та­ми, без­ра­бо­ти­цей, послед­стви­я­ми пан­де­мии и пр. Опыт сви­де­тель­ству­ет, что после оже­сто­чен­ных воору­жен­ных кон­флик­тов у круп­ней­ших экс­пор­те­ров воору­же­ний все­гда появ­ля­ют­ся весь­ма боль­шие воз­мож­но­сти для про­да­жи как обыч­но­го, так и высо­ко­тех­но­ло­гич­но­го воору­же­ния. Конеч­но, в сто­и­мост­ном выра­же­нии постав­ки на Укра­и­ну будут выгля­деть куда скром­нее тех кон­трак­тов, кото­рые Фран­ция заклю­чи­ла, напри­мер, с Егип­том или Сау­дов­ской Ара­ви­ей. Но при этом нуж­но учи­ты­вать, что зна­чи­тель­ная часть этих кон­трак­тов под­пи­са­на «неофи­ци­аль­но», и, кро­ме того, попро­сту неза­кон­но, в обход раз­ных поло­же­ний меж­ду­на­род­но­го пра­ва, запре­ща­ю­ще­го экс­порт ору­жия в вою­ю­щие стра­ны. И один из круп­ных скан­да­лов как раз воз­ник в свя­зи с экс­пор­том фран­цуз­ско­го воору­же­ния вско­ре после нача­ла воен­ной опе­ра­ции Рос­сии на Укра­и­не. Сра­зу несколь­ко репор­та­жей раз­ных СМИ сооб­щи­ли о том, что Фран­ция после про­шед­ше­го на полу­ост­ро­ве Крым рефе­рен­ду­ма, с после­ду­ю­щим при­со­еди­не­ни­ем его к Рос­сии в 2014 году, при­бли­зи­тель­но до 2020 года посто­ян­но нара­щи­ва­ла постав­ки воору­же­ний на Укра­и­ну. Все эти репор­та­жи тоже появ­ля­лись в опре­де­лен­ное вре­мя: после нача­ла воен­ной опе­ра­ции Рос­сии на Укра­и­не, в ходе кам­па­нии по выбо­рам пре­зи­ден­та Пятой Рес­пуб­ли­ки, и так­же за пери­од пред­се­да­тель­ства Фран­ции в ЕС. Понят­но, что все это неслу­чай­ные сов­па­де­ния, но при этом оче­вид­но, что дан­ная тема ста­ла «жаре­ной» имен­но с нача­лом воен­но­го кон­флик­та на Укра­и­не, посколь­ку все кон­трак­ты, под­пи­сан­ные боль­шей частью неза­кон­ным путем, сра­зу ока­за­лись под угро­зой сры­ва. Мини­стер­ство Воору­жен­ных сил и обо­ро­ны Фран­ции в ито­ге было вынуж­де­но под­твер­дить все опуб­ли­ко­ван­ные репор­та­жи, но в доволь­но удач­ный для дей­ству­ю­ще­го фран­цуз­ско­го пра­ви­тель­ства момент, когда все вни­ма­ние в Евро­со­ю­зе было при­ко­ва­но не к неза­кон­ным кон­трак­там, кото­рые под­пи­са­ла одна из цен­траль­ных дер­жав ЕС, а к необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния санк­ций про­тив Моск­вы и уре­гу­ли­ро­ва­нию свя­зан­ных с этим про­ти­во­ре­чий.
Поли­ти­ка цен­зу­ры при про­да­же ору­жия
Фран­цуз­ско­му пра­ви­тель­ству в весь­ма тяже­лой эко­но­ми­че­ской ситу­а­ции, кото­рая сло­жи­лась в стра­не за послед­ние 5 лет, ниче­го не оста­ет­ся, как одоб­рять заклю­че­ние кон­трак­тов сра­зу с дву­мя сто­ро­на­ми, кото­рые нахо­дят­ся в кон­флик­те. При­чем в дан­ном слу­чае не явля­ют­ся пре­пят­стви­ем даже уста­нов­ле­ния, пра­ви­ла и нор­мы Евро­со­ю­за! Фран­цу­за­ми при­хо­дит­ся при­вет­ство­вать мас­со­вый обо­рот воору­же­ния, при этом совер­шен­но вне зави­си­мо­сти от того, кто будет поги­бать, а кто – уби­вать, в резуль­та­те экс­пор­та воору­же­ний. При этом пра­во­за­щит­ные орга­ни­за­ции неод­но­крат­но кри­ти­ко­ва­ли дей­ствие фран­цуз­ско­го пра­ви­тель­ства за постав­ки воору­же­ний в те стра­ны, где нару­ша­ют­ся пра­ва чело­ве­ка. Сау­дов­скую Ара­вию и Еги­пет, как было ука­за­но, двух основ­ных поку­па­те­лей фран­цуз­ско­го воору­же­ния, неод­но­крат­но обви­ня­ли в нару­ше­нии прав чело­ве­ка. Кри­ти­ки про­грамм экс­пор­та фран­цуз­ских воору­же­ний при этом неод­но­крат­но высту­па­ли про­тив пра­ви­тель­ства из-за отсут­ствия про­зрач­но­сти при под­пи­са­нии дан­ных кон­трак­тов или же из-за отсут­ствия широ­ко­го обсуж­де­ния дан­ных кон­трак­тов обще­ствен­но­стью. Из-за того, что неко­то­рые кон­трак­ты (неслож­но дога­дать­ся, какие) про­сто явля­ют­ся темой, нефор­маль­но закры­той офи­ци­аль­ным Пари­жем для прес­сы. Это отсут­ствие про­зрач­но­сти было все­гда, есть и сей­час, и будет даль­ше, при­чем неза­ви­си­мо от того, побе­дит ли на выбо­рах Мак­рон, сто­рон­ник «соблю­де­ния прав чело­ве­ка», или же «наци­о­на­ли­сты» во гла­ве с Марин Ле Пен. Одна­ко в «демо­кра­ти­че­ских» стра­нах ЕС пра­во­за­щит­ное дви­же­ние тоже нахо­дит­ся под руч­ным управ­ле­ни­ем. Про­стой при­мер: если кри­ти­ко­вать пра­ви­тель­ство за под­пи­са­ние кон­трак­тов с ОАЭ, Егип­том или Садов­ской Ара­ви­ей «нель­зя, но все же мож­но», то за кон­трак­ты с Кие­вом – кате­го­ри­че­ски нель­зя. Нель­зя имен­но пото­му, что стра­на нахо­дит­ся в состо­я­нии вой­ны с Рос­си­ей: оче­вид­но, какие кон­трак­ты, выгод­ные не сколь­ко в сию­ми­нут­ном денеж­ном выра­же­нии, сколь­ко выгод­ные на пер­спек­ти­ву, могут ока­зать­ся сек­ве­стри­ро­ван­ны­ми из-за подоб­ной кри­ти­ки.
Фахрад­дин Аса­ди, спе­ци­а­ли­ст в обла­сти циф­ро­вых тех­но­ло­гий, поли­то­лог, посто­ян­ный автор-обо­зре­ва­тель Resalat