Дорогие друзья, нам периодически пишут, что в эти дни нашей с вами Федерации как никогда необходима чётко сформулированная и озвученная национальная идеология (или национальная идея), чтобы сплотить народ, потому что надо.
[Орда] – родная, злобная, твоя
Пишут, что нет, идеи патриотизма и умеренного консерватизма, озвученные руководством страны, на официальную государственную идеологию не тянут, нужно что-то другое.
Феномен русской (или шире – российской) национальной идеи мы уже как-то подробно разбирали в прошлом, но с тех пор состав подписчиков заметно обновился, поэтому давайте попробуем размотать эту историю ещё раз.
Для начала немного нудного вступления: феномен русской национальной идеи – это скорее наша с вами локальная мулька. К примеру, у тех же американцев никакой внятной национальной идеи нет, вместо неё есть расплывчатые (и часто не бьющиеся с реальностью) представления об американской мечте и американской исключительности. Во многих других странах то же самое: если спросить у местного, какова национальная идея его государства – в ответ в лучшем случае услышишь что-нибудь о равенстве и прогрессе, потому что на понятийном уровне национальная идея многим неведома как самостоятельный термин. В той же википедии статья о национальной идее существует только на пяти языках: русском, казахском, татарском, украинском и таджикском.
В общем и целом, при этом, понятия «национальная идея» и «идеология» во многом синонимичны. Каждое определяется через некое систематизированное обобщение представлений о себе той или иной социальной группы, её целей, смыслов и культурного наполнения. Основная разница между двумя терминами в том, что «национальная идея» оперирует понятиями народов, наций и этносов, а идеология охватывает куда более широкий спектр всевозможных групп – классов, политических партий, общественных движений, всего общества (в виде той же нации или этноса).
Отсюда ещё одно принципиальное различие между ними: «национальная идея» по умолчанию предполагает достигнутый между обществом и властью консенсус по поводу дальнейшего вектора развития. А идеология такой симбиотичности сама по себе не предполагает. Проще говоря, национальная идея – это идеология в конкретной государственной локации, возведённая в абсолют.
Поэтому в этом разборе национальную идею мы с чистой совестью заменим на контекстуально синонимичную «национальную идеологию», чтобы дальше себя не сильно путать.
Теперь, когда вы уснули, погнали, попробуем доразмотать про нас с вами.
Русская идеология – она как суслик из ДМБ, её не видно, но она, при этом, несомненно есть. Она, конечно, не прописана тщательно и не летит вам в голову изо всех теле- и радиоутюгов, но отрицать её наличие сегодня было бы нелепо. Отрицают её наличие в основном люди, повёрнутые на прошлом, для которых современная идеология обязательно должна внешне косплеить какой-нибудь государственно-исторический этап. К примеру, левые скачут по комментариям и требуют обязательно раздрапировать ленинский мавзолей. А правые скачут по комментариям и требуют вернуть хруст французской булки и причислить всех российских императоров к лику святых.
Оценку подобному поведению сейчас давать не будем. В конце концов, мы хотим обсудить национальную идеологию, а не литературно-исторические фан-клубы, дорогие друзья.
Так вот.
Хоть официальная российская идеология и не горит буквами в небе над Россией, о её присутствии в нашей жизни отчётливо свидетельствуют все основные признаки работающей в государстве идеологии.
Вас это, может, немного оскорбит, но официальная государственная идеология в своей основе будет иметь обвес, аналогичный обвесу любого локального культа, отличия будут исключительно в масштабе применения и распространения его влияния.
Любая идеология имеет ключевую фигуру, своего основного действующего актора, с которым та или иная социальная группа себя ассоциирует. Угадайте, какая российская фигура сегодня имеет рейтинг одобрения в 81%. А также ряд второстепенных фигур, тесно ассоциирующихся со становлением государства и национальной идеологии во времени. Причём, речь идёт не только о политиках, но и об учёных, конструкторах и деятелях культуры – например, о Менделееве, Достоевском, Попове, Калашникове, Ломоносове, Циолковском, Пушкине и так далее.
Любая идеология имеет собственную актуальную символику, меметику, атрибутику и якорные образы. Хотите? Знамя Победы, «вежливые люди», «Темнейший», Z, O, V, георгиевские ленты – там довольно долгий список.
Любая идеология имеет под собой историческую основу и памятные даты, уважение к которым со стороны участников социальной группы неоспоримо. Хотите? Великая Отечественная Война, первый полёт в космос, война с Наполеоном, конец Татаро-монгольского ига и многократные денацификации шведов, поляков и кто там ещё за тысячу с гаком лет сюда прибегал об нас самоутвердиться.
Наконец, любая работающая идеология фиксируется в первую очередь не на собственном прошлом, а на собственном будущем – и в этом вопросе наша с вами Федерация ушла чуть дальше многих соседей по планете, потому что образ будущего у нас строится теперь не из абстракций, а из вполне конкретных национальных проектов (безопасность, образование, медицина, наука, инфраструктура), имеющих определённые сроки реализации и ключевые показатели оценки успеха.
Повторимся: говорить о том, что в России отсутствует национальная идеология невозможно, потому что все основные признаки наличия национальной идеологии у нас с вами сегодня есть.
Вопрос, таким образом, упирается исключительно в формулировку. В одно ёмкое слово или предложение, на которое абсолютное большинство нас с вами утвердительно кивнули бы: да, так и есть, это и есть наша национальная идея-идеология-культ, вокруг которого мы отстраивали, отстраиваем и продолжим отстраивать собственную цивилизацию.
И это ёмкое определение, кстати, тоже существует, мы о нём уже писали.
Российская национальная идея, национальная идеология или национальный культ (в хорошем смысле этого слова) строится вокруг нашего представления о Победе.
Вектор нашего с вами развития задаёт культ Победы – и это хорошо видно по главным фигурам нашей истории, которые до сих пор остаются в нашей исторической памяти. Мы возносим на пьедесталы тех наших сограждан, которые дарят государству победы. Причём, не индивидуальные, а коллективные. Именно поэтому мы с вами до сих пор помним Сталина, Кутузова, Суворова, Александра Невского и Дмитрия Донского. Помним Менделеева, Ломоносова, Циолковского, Королёва и Гагарина. Помним Пушкина, Толстого и Достоевского, выведших российскую литературу на вершины мировой культуры.
Не верите? Главный российский праздник – День Победы. Не Новый год, не Пасха – День Победы.
Мы не забываем трагичные даты нашей истории, но покуда жива русская-российская идеология, они никогда не станут для нас ключевыми событиями, мы не будем бегать на коленях, вымаливая себе прощения у кого попало. Современники, прилюдно пытающиеся извиниться за нашу историю и за наше с вами поведение, в российском обществе моментально становятся идеологическими изгоями, потому что мы – не про это. Мы не про душное нытьё и перманентное покаяние. Мы – про коллективные победы во времени.
Причём, удивительной особенностью русского культа Победы является именно непрекращающееся коллекционирование триумфов из разных эпох, которые затем органично вписываются в общее историческое полотно. Именно поэтому мы не валим статуи и памятники своим предшественникам, а просто с ходу отбираем те лица, которые на разных исторических отрезках дарили нашему народу победы. По прошествии времени это позволяет создать один сплошной идеологический и культурный монолит, который может оперировать под разными вывесками: что под флагом царской Империи, что под знаменем СССР, что под триколором Российской Федерации. Наша история цельна и неделима. Форма политического устройства меняется, начинка остаётся той же – и так на протяжении тысячи лет. Какими бы угловатыми ни были политические зиг-заги истории нашей страны, со временем народ выбирает из них крупицы коллективных побед и несёт их дальше в будущее.
Эти победы у нас не ассоциируются с культом потребления, не ассоциируются с импортной жрачкой, с айфонами, дорогими стиральными машинами или автомобилями премиум-класса, они не ассоциируются с абстрактным и утопичным равенством всех и вся, потому что мы с вами понимаем: все не могут быть победителями.
Стремление и достижение коллективных побед для нас является доказательством того, что в эволюционном забеге конкретно наши племена объединились не зря, что вместе они способны проецировать коллективную волю вовне, жить так, как считают нужным и успешно отстаивать собственные представления о прекрасном.
У нас культ Победы, дорогие друзья.
На театрах военных действий, в спорте, в школьных математических Олимпиадах, в космосе, в производстве пшеницы, в изобретении первой вакцины от ковида – вообще во всём. Наш интерес к другим геополитическим игрокам обусловлен лишь необходимостью понимания, выигрываем ли мы у них сейчас, и что нам необходимо сделать, чтобы выиграть у них в будущем. В остальном – пусть упарываются как им заблагорассудится.
Любой наш правитель, который эту народную установку по умолчанию не понимает и считает, что пора бы успокоиться, побед уже и так достаточно – надолго у руля не задерживается, потому что любая невнятная геополитическая парадигма с ходу идёт в разрез с нашим главным национальным культом.
Культом Победы.
Современный российский народ – народ победителей. Точно таким же до него был народ советский, а до него – народ Российской Империи. Именно поэтому, дорогие друзья, нашу историю вы знаете по людям и событиям, которые принесли нам коллективные победы. Именно поэтому из нашей истории в будущем сотрётся алкоголик Ельцин и его период будет восприниматься как «были какие-то непонятки» – точно так же, как сегодня нами воспринимается Смутное время. Были какие-то непонятки, давайте лучше про Минина и Пожарского, которые сшибли рога польским интервентам, за что им потомки поставили памятник на Красной Площади.
Вот это представление о Победе у нас красной нитью проходит и по истории, и по современности – и к нему же мы будем стремиться в будущем. Потому что по прошествии тысячи лет Победа – это уже часть нашего генетического кода, она и есть наша национальная идея, национальная идеология и национальный культ, дорогие друзья.
Все попытки придумать себе вечный коммунизм или вечную французскую булку будут заведомо обречены на провал, но мы не против феерии в секции комментариев на тему драпировки мавзолея или канонизации всех подряд. Культурный код нашей цивилизации во времени и так сам по себе расставляет все эти рассуждения на места вокруг знаковых государственных триумфов.