Современный российский народ – народ победителей

Дорогие друзья, нам периодически пишут, что в эти дни нашей с вами Федерации как никогда необходима чётко сформулированная и озвученная национальная идеология (или национальная идея), чтобы сплотить народ, потому что надо.

[Орда] – род­ная, злоб­ная, твоя

Пишут, что нет, идеи пат­ри­о­тиз­ма и уме­рен­но­го кон­сер­ва­тиз­ма, озву­чен­ные руко­вод­ством стра­ны, на офи­ци­аль­ную госу­дар­ствен­ную идео­ло­гию не тянут, нуж­но что-то дру­гое.

Фено­мен рус­ской (или шире – рос­сий­ской) наци­о­наль­ной идеи мы уже как-то подроб­но раз­би­ра­ли в про­шлом, но с тех пор состав под­пис­чи­ков замет­но обно­вил­ся, поэто­му давай­те попро­бу­ем раз­мо­тать эту исто­рию ещё раз.

Для нача­ла немно­го нуд­но­го вступ­ле­ния: фено­мен рус­ской наци­о­наль­ной идеи – это ско­рее наша с вами локаль­ная муль­ка. К при­ме­ру, у тех же аме­ри­кан­цев ника­кой внят­ной наци­о­наль­ной идеи нет, вме­сто неё есть рас­плыв­ча­тые (и часто не бью­щи­е­ся с реаль­но­стью) пред­став­ле­ния об аме­ри­кан­ской мечте и аме­ри­кан­ской исклю­чи­тель­но­сти. Во мно­гих дру­гих стра­нах то же самое: если спро­сить у мест­но­го, како­ва наци­о­наль­ная идея его госу­дар­ства – в ответ в луч­шем слу­чае услы­шишь что-нибудь о равен­стве и про­грес­се, пото­му что на поня­тий­ном уров­не наци­о­наль­ная идея мно­гим неве­до­ма как само­сто­я­тель­ный тер­мин. В той же вики­пе­дии ста­тья о наци­о­наль­ной идее суще­ству­ет толь­ко на пяти язы­ках: рус­ском, казах­ском, татар­ском, укра­ин­ском и таджик­ском.

В общем и целом, при этом, поня­тия «наци­о­наль­ная идея» и «идео­ло­гия» во мно­гом сино­ни­мич­ны. Каж­дое опре­де­ля­ет­ся через некое систе­ма­ти­зи­ро­ван­ное обоб­ще­ние пред­став­ле­ний о себе той или иной соци­аль­ной груп­пы, её целей, смыс­лов и куль­тур­но­го напол­не­ния. Основ­ная раз­ни­ца меж­ду дву­мя тер­ми­на­ми в том, что «наци­о­наль­ная идея» опе­ри­ру­ет поня­ти­я­ми наро­дов, наций и этно­сов, а идео­ло­гия охва­ты­ва­ет куда более широ­кий спек­тр все­воз­мож­ных групп – клас­сов, поли­ти­че­ских пар­тий, обще­ствен­ных дви­же­ний, все­го обще­ства (в виде той же нации или этно­са).

Отсю­да ещё одно прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие меж­ду ними: «наци­о­наль­ная идея» по умол­ча­нию пред­по­ла­га­ет достиг­ну­тый меж­ду обще­ством и вла­стью кон­сен­сус по пово­ду даль­ней­ше­го век­то­ра раз­ви­тия. А идео­ло­гия такой сим­био­тич­но­сти сама по себе не пред­по­ла­га­ет. Про­ще гово­ря, наци­о­наль­ная идея – это идео­ло­гия в кон­крет­ной госу­дар­ствен­ной лока­ции, воз­ве­дён­ная в абсо­лют.

Поэто­му в этом раз­бо­ре наци­о­наль­ную идею мы с чистой сове­стью заме­ним на кон­тек­сту­аль­но сино­ни­мич­ную «наци­о­наль­ную идео­ло­гию», что­бы даль­ше себя не силь­но путать.

Тепе­рь, когда вы усну­ли, погна­ли, попро­бу­ем дораз­мо­тать про нас с вами.

Рус­ская идео­ло­гия – она как сус­лик из ДМБ, её не вид­но, но она, при этом, несо­мнен­но есть. Она, конеч­но, не про­пи­са­на тща­тель­но и не летит вам в голо­ву изо всех теле- и радио­утю­гов, но отри­цать её нали­чие сего­дня было бы неле­по. Отри­ца­ют её нали­чие в основ­ном люди, повёр­ну­тые на про­шлом, для кото­рых совре­мен­ная идео­ло­гия обя­за­тель­но долж­на внеш­не кос­пле­ить какой-нибудь госу­дар­ствен­но-исто­ри­че­ский этап. К при­ме­ру, левые ска­чут по ком­мен­та­ри­ям и тре­бу­ют обя­за­тель­но раз­дра­пи­ро­вать ленин­ский мав­зо­лей. А пра­вые ска­чут по ком­мен­та­ри­ям и тре­бу­ют вер­нуть хруст фран­цуз­ской бул­ки и при­чис­лить всех рос­сий­ских импе­ра­то­ров к лику свя­тых.

Оцен­ку подоб­но­му пове­де­нию сей­час давать не будем. В кон­це кон­цов, мы хотим обсу­дить наци­о­наль­ную идео­ло­гию, а не лите­ра­тур­но-исто­ри­че­ские фан-клу­бы, доро­гие дру­зья.

Так вот.

Хоть офи­ци­аль­ная рос­сий­ская идео­ло­гия и не горит бук­ва­ми в небе над Рос­си­ей, о её при­сут­ствии в нашей жиз­ни отчёт­ли­во сви­де­тель­ству­ют все основ­ные при­зна­ки рабо­та­ю­щей в госу­дар­стве идео­ло­гии.

Вас это, может, немно­го оскор­бит, но офи­ци­аль­ная госу­дар­ствен­ная идео­ло­гия в сво­ей осно­ве будет иметь обвес, ана­ло­гич­ный обве­су любо­го локаль­но­го куль­та, отли­чия будут исклю­чи­тель­но в мас­шта­бе при­ме­не­ния и рас­про­стра­не­ния его вли­я­ния.

Любая идео­ло­гия име­ет клю­че­вую фигу­ру, сво­е­го основ­но­го дей­ству­ю­ще­го акто­ра, с кото­рым та или иная соци­аль­ная груп­па себя ассо­ци­и­ру­ет. Уга­дай­те, какая рос­сий­ская фигу­ра сего­дня име­ет рей­тинг одоб­ре­ния в 81%. А так­же ряд вто­ро­сте­пен­ных фигур, тес­но ассо­ци­и­ру­ю­щих­ся со ста­нов­ле­ни­ем госу­дар­ства и наци­о­наль­ной идео­ло­гии во вре­ме­ни. При­чём, речь идёт не толь­ко о поли­ти­ках, но и об учё­ных, кон­струк­то­рах и дея­те­лях куль­ту­ры – напри­мер, о Мен­де­ле­е­ве, Досто­ев­ском, Попо­ве, Калаш­ни­ко­ве, Ломо­но­со­ве, Циол­ков­ском, Пуш­ки­не и так далее.

Любая идео­ло­гия име­ет соб­ствен­ную акту­аль­ную сим­во­ли­ку, меме­ти­ку, атри­бу­ти­ку и якор­ные обра­зы. Хоти­те? Зна­мя Побе­ды, «веж­ли­вые люди», «Тем­ней­ший», Z, O, V, геор­ги­ев­ские лен­ты – там доволь­но дол­гий спи­сок.

Любая идео­ло­гия име­ет под собой исто­ри­че­скую осно­ву и памят­ные даты, ува­же­ние к кото­рым со сто­ро­ны участ­ни­ков соци­аль­ной груп­пы неоспо­ри­мо. Хоти­те? Вели­кая Оте­че­ствен­ная Вой­на, пер­вый полёт в кос­мос, вой­на с Напо­лео­ном, конец Тата­ро-мон­голь­ско­го ига и мно­го­крат­ные дена­ци­фи­ка­ции шве­дов, поля­ков и кто там ещё за тыся­чу с гаком лет сюда при­бе­гал об нас само­утвер­дить­ся.

Нако­нец, любая рабо­та­ю­щая идео­ло­гия фик­си­ру­ет­ся в первую оче­редь не на соб­ствен­ном про­шлом, а на соб­ствен­ном буду­щем – и в этом вопро­се наша с вами Феде­ра­ция ушла чуть даль­ше мно­гих сосе­дей по пла­не­те, пото­му что образ буду­ще­го у нас стро­ит­ся тепе­рь не из абстрак­ций, а из впол­не кон­крет­ных наци­о­наль­ных про­ек­тов (без­опас­но­сть, обра­зо­ва­ние, меди­ци­на, нау­ка, инфра­струк­ту­ра), име­ю­щих опре­де­лён­ные сро­ки реа­ли­за­ции и клю­че­вые пока­за­те­ли оцен­ки успе­ха.

Повто­рим­ся: гово­рить о том, что в Рос­сии отсут­ству­ет наци­о­наль­ная идео­ло­гия невоз­мож­но, пото­му что все основ­ные при­зна­ки нали­чия наци­о­наль­ной идео­ло­гии у нас с вами сего­дня есть.

Вопрос, таким обра­зом, упи­ра­ет­ся исклю­чи­тель­но в фор­му­ли­ров­ку. В одно ёмкое сло­во или пред­ло­же­ние, на кото­рое абсо­лют­ное боль­шин­ство нас с вами утвер­ди­тель­но кив­ну­ли бы: да, так и есть, это и есть наша наци­о­наль­ная идея-идео­ло­гия-культ, вокруг кото­ро­го мы отстра­и­ва­ли, отстра­и­ва­ем и про­дол­жим отстра­и­вать соб­ствен­ную циви­ли­за­цию.

И это ёмкое опре­де­ле­ние, кста­ти, тоже суще­ству­ет, мы о нём уже писа­ли.

Рос­сий­ская наци­о­наль­ная идея, наци­о­наль­ная идео­ло­гия или наци­о­наль­ный культ (в хоро­шем смысле это­го сло­ва) стро­ит­ся вокруг наше­го пред­став­ле­ния о Побе­де.

Век­тор наше­го с вами раз­ви­тия зада­ёт культ Побе­ды – и это хоро­шо вид­но по глав­ным фигу­рам нашей исто­рии, кото­рые до сих пор оста­ют­ся в нашей исто­ри­че­ской памя­ти. Мы воз­но­сим на пье­де­ста­лы тех наших сограж­дан, кото­рые дарят госу­дар­ству побе­ды. При­чём, не инди­ви­ду­аль­ные, а кол­лек­тив­ные. Имен­но поэто­му мы с вами до сих пор пом­ним Ста­ли­на, Куту­зо­ва, Суво­ро­ва, Алек­сандра Нев­ско­го и Дмит­рия Дон­ско­го. Пом­ним Мен­де­ле­е­ва, Ломо­но­со­ва, Циол­ков­ско­го, Коро­лё­ва и Гага­ри­на. Пом­ним Пуш­ки­на, Тол­сто­го и Досто­ев­ско­го, вывед­ших рос­сий­скую лите­ра­ту­ру на вер­ши­ны миро­вой куль­ту­ры.

Не вери­те? Глав­ный рос­сий­ский празд­ник – День Побе­ды. Не Новый год, не Пас­ха – День Побе­ды.

Мы не забы­ва­ем тра­гич­ные даты нашей исто­рии, но поку­да жива рус­ская-рос­сий­ская идео­ло­гия, они нико­гда не ста­нут для нас клю­че­вы­ми собы­ти­я­ми, мы не будем бегать на коле­нях, выма­ли­вая себе про­ще­ния у кого попа­ло. Совре­мен­ни­ки, при­люд­но пыта­ю­щи­е­ся изви­нить­ся за нашу исто­рию и за наше с вами пове­де­ние, в рос­сий­ском обще­стве момен­таль­но ста­но­вят­ся идео­ло­ги­че­ски­ми изго­я­ми, пото­му что мы – не про это. Мы не про душ­ное нытьё и пер­ма­нент­ное пока­я­ние. Мы – про кол­лек­тив­ные побе­ды во вре­ме­ни.

При­чём, уди­ви­тель­ной осо­бен­но­стью рус­ско­го куль­та Побе­ды явля­ет­ся имен­но непре­кра­ща­ю­ще­е­ся кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние три­ум­фов из раз­ных эпох, кото­рые затем орга­нич­но впи­сы­ва­ют­ся в общее исто­ри­че­ское полот­но. Имен­но поэто­му мы не валим ста­туи и памят­ни­ки сво­им пред­ше­ствен­ни­кам, а про­сто с ходу отби­ра­ем те лица, кото­рые на раз­ных исто­ри­че­ских отрез­ках дари­ли наше­му наро­ду побе­ды. По про­ше­ствии вре­ме­ни это поз­во­ля­ет создать один сплош­ной идео­ло­ги­че­ский и куль­тур­ный моно­лит, кото­рый может опе­ри­ро­вать под раз­ны­ми вывес­ка­ми: что под фла­гом цар­ской Импе­рии, что под зна­ме­нем СССР, что под три­ко­ло­ром Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Наша исто­рия цель­на и неде­ли­ма. Фор­ма поли­ти­че­ско­го устрой­ства меня­ет­ся, начин­ка оста­ёт­ся той же – и так на про­тя­же­нии тыся­чи лет. Каки­ми бы угло­ва­ты­ми ни были поли­ти­че­ские зиг-заги исто­рии нашей стра­ны, со вре­ме­нем народ выби­ра­ет из них кру­пи­цы кол­лек­тив­ных побед и несёт их даль­ше в буду­щее.

Эти побе­ды у нас не ассо­ци­и­ру­ют­ся с куль­том потреб­ле­ния, не ассо­ци­и­ру­ют­ся с импорт­ной жрач­кой, с айфо­на­ми, доро­ги­ми сти­раль­ны­ми маши­на­ми или авто­мо­би­ля­ми пре­ми­ум-клас­са, они не ассо­ци­и­ру­ют­ся с абстракт­ным и уто­пич­ным равен­ством всех и вся, пото­му что мы с вами пони­ма­ем: все не могут быть побе­ди­те­ля­ми.

Стрем­ле­ние и дости­же­ние кол­лек­тив­ных побед для нас явля­ет­ся дока­за­тель­ством того, что в эво­лю­ци­он­ном забе­ге кон­крет­но наши пле­ме­на объ­еди­ни­лись не зря, что вме­сте они спо­соб­ны про­еци­ро­вать кол­лек­тив­ную волю вовне, жить так, как счи­та­ют нуж­ным и успеш­но отста­и­вать соб­ствен­ные пред­став­ле­ния о пре­крас­ном.

У нас культ Побе­ды, доро­гие дру­зья.

На теат­рах воен­ных дей­ствий, в спор­те, в школь­ных мате­ма­ти­че­ских Олим­пи­а­дах, в кос­мо­се, в про­из­вод­стве пше­ни­цы, в изоб­ре­те­нии пер­вой вак­ци­ны от кови­да – вооб­ще во всём. Наш инте­рес к дру­гим гео­по­ли­ти­че­ским игро­кам обу­слов­лен лишь необ­хо­ди­мо­стью пони­ма­ния, выиг­ры­ва­ем ли мы у них сей­час, и что нам необ­хо­ди­мо сде­лать, что­бы выиг­рать у них в буду­щем. В осталь­ном – пусть упа­ры­ва­ют­ся как им забла­го­рас­су­дит­ся.

Любой наш пра­ви­тель, кото­рый эту народ­ную уста­нов­ку по умол­ча­нию не пони­ма­ет и счи­та­ет, что пора бы успо­ко­ить­ся, побед уже и так доста­точ­но – надол­го у руля не задер­жи­ва­ет­ся, пото­му что любая невнят­ная гео­по­ли­ти­че­ская пара­диг­ма с ходу идёт в раз­рез с нашим глав­ным наци­о­наль­ным куль­том.

Куль­том Побе­ды.

Совре­мен­ный рос­сий­ский народ – народ побе­ди­те­лей. Точ­но таким же до него был народ совет­ский, а до него – народ Рос­сий­ской Импе­рии. Имен­но поэто­му, доро­гие дру­зья, нашу исто­рию вы зна­е­те по людям и собы­ти­ям, кото­рые при­нес­ли нам кол­лек­тив­ные побе­ды. Имен­но поэто­му из нашей исто­рии в буду­щем сотрёт­ся алко­го­лик Ель­цин и его пери­од будет вос­при­ни­мать­ся как «были какие-то непо­нят­ки» – точ­но так же, как сего­дня нами вос­при­ни­ма­ет­ся Смут­ное вре­мя. Были какие-то непо­нят­ки, давай­те луч­ше про Мини­на и Пожар­ско­го, кото­рые сшиб­ли рога поль­ским интер­вен­там, за что им потом­ки поста­ви­ли памят­ник на Крас­ной Пло­ща­ди.

Вот это пред­став­ле­ние о Побе­де у нас крас­ной нитью про­хо­дит и по исто­рии, и по совре­мен­но­сти – и к нему же мы будем стре­мить­ся в буду­щем. Пото­му что по про­ше­ствии тыся­чи лет Побе­да – это уже часть наше­го гене­ти­че­ско­го кода, она и есть наша наци­о­наль­ная идея, наци­о­наль­ная идео­ло­гия и наци­о­наль­ный культ, доро­гие дру­зья.
Все попыт­ки при­ду­мать себе веч­ный ком­му­низм или веч­ную фран­цуз­скую бул­ку будут заве­до­мо обре­че­ны на про­вал, но мы не про­тив фее­рии в сек­ции ком­мен­та­ри­ев на тему дра­пи­ров­ки мав­зо­лея или кано­ни­за­ции всех под­ряд. Куль­тур­ный код нашей циви­ли­за­ции во вре­ме­ни и так сам по себе рас­став­ля­ет все эти рас­суж­де­ния на места вокруг зна­ко­вых госу­дар­ствен­ных три­ум­фов.