Чуть меньше века: московскому метро 85 лет

Московскому метрополитену исполняется 85 лет. В течение всего времени существования «подземку» сопровождали различные мифы и диковатые конспирологические теории. В них многие продолжают верить! Но при этом многие абсолютно реальные факты о метро кажутся настолько удивительными, что их легко спутать с самой изощренной мифологией. Сайт «РИА Недвижимость» рассказывает удивительные истории о метрополитене, которые по своим сюжетам способны переплюнуть любые сказки.

realty.ria.ru

Низвержение в бездну

Мет­ро в Москве могло бы сей­час отме­чать куда более вну­ши­тель­ную дату, если бы не вме­ша­лись очень суро­вые про­тив­ни­ки: цер­ко­вь и трам­вай.
Итак, впер­вые о стро­и­тель­стве под­зем­но­го транс­пор­та в Москве заго­во­ри­ли в 1890 году – тогда же были созда­ны пер­вые про­ек­ты. Одна­ко эти пла­ны вызва­ли воз­му­ще­ние цер­ков­ных слу­жи­те­лей: «чело­век, создан­ный по обра­зу и подо­бию божье­му, может уни­зить себя, спу­стив­шись в пре­ис­под­нюю», – вот тако­го отзы­ва удо­сто­и­лись пер­вые пла­ны по стро­и­тель­ству под­зем­ки.
Про­ект откло­ни­ли, посколь­ку на город­скую думу ока­зы­ва­ло силь­ное дав­ле­ние «трам­вай­ное лоб­би» – нет, не урба­ни­сты (их тогда тоже еще не изоб­ре­ли), а про­из­во­ди­те­ли трам­ва­ев. Да и при­быль горо­ду этот транс­порт при­но­сил нема­лую.

Власть и подземелье

К реа­ли­за­ции идеи мет­ро в Москве вер­ну­лись в нача­ле 30-х годов. Изна­чаль­ный про­ект пред­по­ла­гал, что это будет все-таки назем­ный транс­порт, вро­де город­ской элек­трич­ки, кото­рый будет «заны­ри­вать» под зем­лю толь­ко в цен­тре.
Прав­да инже­нер Вени­а­мин Маков­ский пред­ло­жил зако­пать пути и поез­да под зем­лю аж на 35 мет­ров, но его оса­ди­ли, мол, не было еще тако­го, и не сто­ит начи­нать. Но неожи­дан­но идею одоб­рил сам Иосиф Ста­лин. После это­го про­ект мет­ро глу­бо­ко­го зало­же­ния был создан все­го за неде­лю.
Даль­ней­шее стро­и­тель­ство тоже про­хо­ди­ло в неви­дан­ном тем­пе: на стро­и­тель­ство под­зем­ки при­влек­ли боль­шие отря­ды доб­ро­воль­цев, и в резуль­та­те пер­вые 17 (точ­нее, 16,8) кило­мет­ров постро­и­ли все­го за два года.

Тайна имени

В отли­чие от Петер­бур­га, кото­рый неод­но­крат­но менял свое имя, Москва все­гда была Моск­вой, а вот у мет­ро­по­ли­те­на была куда более насы­щен­ная на име­но­ва­ния судь­ба.
Напри­мер, пер­вые 20 лет сво­ей жиз­ни он был «име­ни Кага­но­ви­ча», и толь­ко в 1955 году полу­чил при­выч­ное сей­час назва­ние «Мет­ро­по­ли­тен име­ни Лени­на».

С «Охот­ным рядом» было весе­лее. В том же 1955 году, когда мет­ро­по­ли­тен стал «име­ни Лени­на», стан­ция полу­чи­ла назва­ние «Име­ни Кага­но­ви­ча». Оно про­дер­жа­лось толь­ко до 1957 года, а потом вер­нул­ся «Охот­ный ряд», но тоже нена­дол­го – до 1961 года, когда мно­го­стра­даль­ную стан­цию опять пере­име­но­ва­ли – на сей раз в «Про­спект Марк­са», и толь­ко в 1990 она сно­ва ста­ла «Охот­ным рядом».

Новые кольца

В наши дни мет­ро вышло из под­зе­ме­лья. Спер­ва к нему доба­ви­лось МЦК – пол­но­стью назем­ное коль­цо, инте­гри­ро­ван­ное в систе­му мет­ро­по­ли­те­на. Его общая про­тя­жен­но­сть состав­ля­ет 54 кило­мет­ра, на кото­рых рас­по­ло­же­ны 31 стан­ция. Линия рабо­та­ет с 2016 года.
Сей­час стро­ит­ся еще и БКЛ – самое боль­шое из мет­ро­ко­лец, про­тя­жен­но­сть кото­ро­го соста­вит поряд­ка 70 кило­мет­ров. Оно соеди­нит отда­лен­ные рай­о­ны сто­ли­цы огром­ным кру­гом, завер­ше­ние это­го стро­и­тель­ства запла­ни­ро­ва­но на 2022–2023 годы.