Московскому метрополитену исполняется 85 лет. В течение всего времени существования «подземку» сопровождали различные мифы и диковатые конспирологические теории. В них многие продолжают верить! Но при этом многие абсолютно реальные факты о метро кажутся настолько удивительными, что их легко спутать с самой изощренной мифологией. Сайт «РИА Недвижимость» рассказывает удивительные истории о метрополитене, которые по своим сюжетам способны переплюнуть любые сказки.
Низвержение в бездну
Метро в Москве могло бы сейчас отмечать куда более внушительную дату, если бы не вмешались очень суровые противники: церковь и трамвай.
Итак, впервые о строительстве подземного транспорта в Москве заговорили в 1890 году – тогда же были созданы первые проекты. Однако эти планы вызвали возмущение церковных служителей: «человек, созданный по образу и подобию божьему, может унизить себя, спустившись в преисподнюю», – вот такого отзыва удостоились первые планы по строительству подземки.
Второй раз метро попытались построить в самом начале двадцатого века. Потребность назрела уже основательно, Москва разрасталась и стояла в пробках (хотя этот термин еще не изобрели, да и пробки были другого масштаба). Тогда был предложен новый проект, с центральной станцией аж на Красной площади, вагонами первого, второго и третьего класса, причем поезда должны были в основном кататься по высоким эстакадам, и лишь иногда «нырять» под землю.
Проект отклонили, поскольку на городскую думу оказывало сильное давление «трамвайное лобби» – нет, не урбанисты (их тогда тоже еще не изобрели), а производители трамваев. Да и прибыль городу этот транспорт приносил немалую.
Власть и подземелье
К реализации идеи метро в Москве вернулись в начале 30-х годов. Изначальный проект предполагал, что это будет все-таки наземный транспорт, вроде городской электрички, который будет «заныривать» под землю только в центре.
Правда инженер Вениамин Маковский предложил закопать пути и поезда под землю аж на 35 метров, но его осадили, мол, не было еще такого, и не стоит начинать. Но неожиданно идею одобрил сам Иосиф Сталин. После этого проект метро глубокого заложения был создан всего за неделю.
Дальнейшее строительство тоже проходило в невиданном темпе: на строительство подземки привлекли большие отряды добровольцев, и в результате первые 17 (точнее, 16,8) километров построили всего за два года.
Тайна имени
В отличие от Петербурга, который неоднократно менял свое имя, Москва всегда была Москвой, а вот у метрополитена была куда более насыщенная на именования судьба.
Например, первые 20 лет своей жизни он был «имени Кагановича», и только в 1955 году получил привычное сейчас название «Метрополитен имени Ленина».
Отдельные станции тоже меняли свое название. Так, «Красные ворота» с 1962 по 1986 годы носила название «Лермонтовская».
С «Охотным рядом» было веселее. В том же 1955 году, когда метрополитен стал «имени Ленина», станция получила название «Имени Кагановича». Оно продержалось только до 1957 года, а потом вернулся «Охотный ряд», но тоже ненадолго – до 1961 года, когда многострадальную станцию опять переименовали – на сей раз в «Проспект Маркса», и только в 1990 она снова стала «Охотным рядом».
Новые кольца
В наши дни метро вышло из подземелья. Сперва к нему добавилось МЦК – полностью наземное кольцо, интегрированное в систему метрополитена. Его общая протяженность составляет 54 километра, на которых расположены 31 станция. Линия работает с 2016 года.
Сейчас строится еще и БКЛ – самое большое из метроколец, протяженность которого составит порядка 70 километров. Оно соединит отдаленные районы столицы огромным кругом, завершение этого строительства запланировано на 2022–2023 годы.
На сегодняшний день московский метрополитен состоит из 15 линий и 275 станций. Его строительство продолжалось и продолжается даже в самые тяжелые годы: и во время Второй Мировой войны, и сейчас, в период борьбы с новым вирусом. В текущем году планируется открыть 9 новых станций, из которых 6 уже начали работу. В свой юбилейный год метро продолжает расти.