7 советских сериалов, ставших культовыми

Более 200 многосерийных фильмов было снято в стране Советов, но не все они стали культовыми. Давайте же вспомним те сериалы, которые можно назвать.

back-in-ussr.com

Следствие ведут знатоки (1971−1989)

Основ­ная часть филь­ма состо­ит из 22 серий-«дел».
«Зна­То­Ки» — ком­би­на­ция из пер­вых букв фами­лий глав­ных геро­ев, трех сотруд­ни­ков МУРа: сле­до­ва­те­ля Зна­мен­ско­го, инспек­то­ра уго­лов­но­го розыс­ка Томи­на и экс­пер­та-кри­ми­на­ли­ста Киб­рит.
Сери­ал был создан по ини­ци­а­ти­ве МВД. МВД было заказ­чи­ком, спон­со­ром и глав­ным цен­зо­ром кино­лен­ты. На фоне мас­со­вой нехват­ки мили­цей­ских кад­ров и раз­гу­ла пре­ступ­но­сти образ героя-мили­ци­о­не­ра, мили­ци­о­не­ра-интел­лек­ту­а­ла был актуа­лен. И он был вопло­щен в лице коман­ды Зна­То­Ков. По ука­за­нию цен­зо­ров из МВД они даже не кури­ли, а слу­жеб­ный роман меж­ду Киб­рит и Зна­мен­ским закон­чил­ся, не успев начать­ся.

Большая перемена (1973)


Фильм был снят Алек­се­ем Коре­не­вым по моти­вам пове­сти Г. Садов­ни­ко­ва «Иду к людям».
Пер­во­на­чаль­ное назва­ние филь­ма «При­клю­че­ния школь­но­го учи­те­ля» по насто­я­нию мини­стра про­све­ще­ния было изме­не­но. При­чи­ной послу­жи­ли мно­го­чис­лен­ные пись­ма совет­ских педа­го­гов. Они были про­тив съе­мок коме­дии об учи­те­лях.
Неко­то­рые акте­ры (актер­ский состав был весь­ма звезд­ный), как и сам Садов­ни­ков, не очень лест­но отзы­ва­лись о филь­ме, счи­тая его неза­тей­ли­вым и места­ми фан­тас­ма­го­ри­че­ским.
Одна­ко фильм был с вос­тор­гом вос­при­нят моло­де­жью, а мно­гие фра­зы геро­ев ста­ли кры­ла­ты­ми: «Я тоже Чело­век! Я цело­вать­ся хочу!», «Вни­ма­ние! Аттрак­ци­он неви­дан­ной жад­но­сти!», «Я наблю­даю за вами семь дней и при­шел к выво­ду, что вы меня достой­ны».
Инте­рес­но, что в одной из сцен Нестор Пет­ро­вич про­из­но­сит речь о необ­хо­ди­мо­сти про­све­ще­ния, обра­ща­ясь к сво­им уче­ни­кам. Текст его моно­ло­га был пол­но­стью ско­пи­ро­ван с докла­да Бреж­не­ва. Воз­мож­но, режис­сер хотел под­стра­хо­вать­ся, пото­му что преды­ду­щие его рабо­ты неод­но­крат­но под­вер­га­лись кри­ти­ке со сто­ро­ны вла­стей.

Семнадцать мгновений весны (1969−1972)


12-серий­ный фильм Татья­ны Лиоз­но­вой был снят по одно­имен­но­му рома­ну Юли­а­на Семе­но­ва.
Немец­кий жур­на­ли­ст Анге­мальнс писал: «Когда Штир­лиц идет по ули­цам Бер­ли­на, ули­цы Моск­вы пусты». За один год, начи­ная с пре­мьер­но­го авгу­стов­ско­го дня, сери­ал демон­стри­ро­ва­ли три­жды, а испол­ни­тель роли фаши­ста Мюл­ле­ра полу­чил совет­скую награ­ду из рук Бреж­не­ва.
Для боль­шей прав­ди­во­сти кар­ти­не нуж­ны были рядо­вые наци­сты. Во вре­мя одно­го из дуб­лей Татья­на Михай­лов­на уви­де­ла перед собой шерен­гу евре­ев в нацист­ской фор­ме. Был скан­дал. Дирек­тор кар­ти­ны, еврей по про­ис­хож­де­нию, при­гла­сил поучаст­во­вать в мас­сов­ке сво­их род­ствен­ни­ков. В ито­ге на заме­ну еврей­ским акте­рам было выбра­но несколь­ко латыш­ских каг­эб­эш­ни­ков.
Бла­го­да­ря оче­ло­ве­чи­ва­нию обра­за совет­ско­го раз­вед­чи­ка, музы­ке Таривер­ди­е­ва и бле­стя­щей игре Вяче­сла­ва Тихо­но­ва «Мгно­ве­ния» сра­зу же ста­ли народ­ным филь­мом; Штир­лиц, Мюл­лер, Бор­ман — геро­я­ми анек­до­тов; мно­гие фра­зы из сери­а­ла раз­ле­те­лись на цита­ты.

Вечный зов (1973−1983)


Вто­рой фильм режис­се­ров Крас­но­поль­ско­го и Уско­ва, сня­тый по одно­имен­но­му рома­ну Ана­то­лия Ива­но­ва.
Кино­лен­та состо­ит из 19 серий, каж­дая из кото­рых сни­ма­лась как отдель­ный худо­же­ствен­ный фильм, поэто­му выхо­ди­ло все­го по три серии в год.
После выхо­да сери­а­ла мно­гие упре­ка­ли режис­се­ров за гос­за­каз. На самом деле нема­ло сцен из филь­ма было изме­не­но или про­сто выре­за­но цен­зу­рой, а неко­то­рые серии вооб­ще не попа­ли на экран. Напри­мер, те, в кото­рых затра­ги­ва­лась тема репрес­сий и культ лич­но­сти Ста­ли­на.

Место встречи изменить нельзя (1978)


Куль­то­вый пяти­се­рий­ный фильм Ста­ни­сла­ва Гово­ру­хи­на был снят по рома­ну бра­тьев Вай­не­ров.
Ини­ци­а­то­ром напи­са­ния сце­на­рия стал Вла­ди­мир Высоц­кий. Он внес в сери­ал не толь­ко актер­ский, но и режис­сер­ский вклад. Бла­го­да­ря ему в филь­ме появи­лись эпи­зо­ды с шепе­ля­вым кар­ман­ни­ком Кир­пи­чом Ста­ни­сла­ва Садаль­ско­го (его образ был создан с пода­чи Высоц­ко­го) и фото­гра­фи­ей Вари на две­ри под­валь­ной камор­ки, кото­рая долж­на была спа­сти Шара­по­ва.
Когда Гово­ру­хин отсут­ство­вал на съе­моч­ной пло­щад­ке, то остав­лял Высоц­ко­го «за стар­ше­го». Так, сце­на допро­са Груз­де­ва была пол­но­стью постав­ле­на Высоц­ким. За роль Жег­ло­ва в 1987 году он был посмерт­но удо­сто­ен Гос­пре­мии СССР.
Про­то­ти­пом Шара­по­ва был Вла­ди­мир Ара­пов, рас­сле­до­вав­ший дело бан­ды Мити­на, одна­ко сам он не раз гово­рил, что Шара­пов — образ соби­ра­тель­ный, а у него харак­тер ско­рее жег­лов­ский.

Долгая дорога в дюнах (1981)


Семи­се­рий­ный фильм режис­се­ра Ало­иза Брен­ча стал пер­вым сери­а­лом в исто­рии латыш­ско­го кино.
Фильм был посвя­щен исто­рии люб­ви Арту­ра, сына рыба­ка, и кра­са­ви­цы Мар­ты Озо­лы. Одна­ко в самой Лат­вии кино­лен­ту обви­ня­ли в поли­ти­че­ской конъ­юнк­ту­ре и иска­же­нии фак­тов. Так­же мно­гим в Лат­вии не понра­ви­лось, что латы­шей в кар­ти­не игра­ют литов­цы.
На экра­ны фильм вышел бла­го­да­ря свя­зям сце­на­ри­ста Оле­га Руд­не­ва. По вос­по­ми­на­ни­ям вдо­вы режис­се­ра Аси Бренч, имен­но он обес­пе­чил под­держ­ку Госте­ле­ра­дио и «встре­чал из Моск­вы бес­ко­неч­ных кон­суль­тан­тов в штат­ском — гене­ра­лов КГБ».
Во мно­гом сво­им успе­хом кар­ти­на была обя­за­на вели­ко­леп­ной музы­ке, напи­сан­ной Рай­мон­дом Паул­сом. В 1983 году, после выхо­да филь­ма на экра­ны, была опуб­ли­ко­ва­на кни­га «Дол­гая доро­га в дюнах», пред­став­ля­ю­щая собой лите­ра­тур­ный вари­ант сце­на­рия.

Гостья из будущего (1984)


Дет­ский пяти­се­рий­ный фильм был снят Пав­лом Арсе­но­вым по моти­вам фан­та­сти­че­ской пове­сти Кира Булы­че­ва «Сто лет тому впе­ред». Пре­мьер­ный показ состо­ял­ся в дни весен­них школь­ных кани­кул.
Маль­чик Коля и девоч­ка из буду­ще­го Али­са момен­таль­но ста­ли геро­я­ми малень­ких теле­зри­те­лей. Осо­бую попу­ляр­но­сть при­об­ре­ла Али­са, «незем­ная» девоч­ка с боль­ши­ми гла­за­ми и осо­бен­ным, теп­лым взгля­дом. Роли Али­сы в кино испол­ня­ли Ната­лья Гусе­ва и Катя Приж­би­ляк.
Али­са была не про­сто девоч­кой, но пер­вой девоч­кой, сумев­шей побы­вать в кос­мо­се и в Атлан­ти­де. Ее необыч­ная судь­ба и ее при­клю­че­ния поро­ди­ли целый пла­ст куль­тур­ных насло­е­ний, кото­рые были дале­ки от пер­во­на­чаль­но­го обра­за. В наро­де даже появи­лись анек­до­ты про Али­су и шуточ­ные куп­ле­ты, а пес­ня «Пре­крас­ное дале­ко» ста­ла хитом.